Защита интересов граждан происходит через суды, по классификации рассмотрения споров суды разделяются:
- Верховный суд;
- Суды общей юрисдикции;
- Районные суды;
- Мировые суды;
- Военные суды;
- Арбитражные суды;
- Конституционный Суд.
Среди всех перечисленных судов, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее – арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. (ст. 1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ).
К компетенции рассмотрения дел, связанных с несостоятельностью (банкротством), также относятся к Арбитражным судам. Согласно статистике, большинство рассматриваемых дел приходится именно к данной категории споров.
Рис. Рост нагрузки на арбитражные суды
Как видно из представленного изображения происходит повышение нагрузки на арбитражные суды, что влечет за собой повышения сроков рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), нагрузка на судью, качества судебных актов и сроки их составления.
Повышение сроков рассмотрения дел влечет за собой повышение нагрузки, затраты на деятельность юристов, затягивание процедуры банкротства и др. Правовые последствия проявляются не только у должника, но и у других субъектов права (кредиторы, арбитражные управляющие, уполномоченные органы).
Особенность рассмотрения дел в рамках процедуры несостоятельности (банкротстве) обуславливается различными спорами: заявление о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов должника, заявление о процессуальном правопреемстве, ходатайство об утверждении положения о реализации имущества должника, заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и др. Как показывает практика, рассмотрение некоторых споров может составлять больше года.
Для оптимизации данного процесса необходимо внести изменения в закон или делегировать часть полномочий при введении дел о несостоятельности (банкротстве) на другие государственные органы.
Банкротство физических лиц стало очень популярной темой современных реалий, так как из-за невозможности погашения задолженности перед кредиторами все больше и больше граждан хотят как можно скорее избавиться от данных обязательств и, как правило, выход в банкротство, стало «популярным методом» решения этой проблемы.
Так, Федеральным законом от 31.07.2020 № 289-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в части дополнения главы X параграфом 5 «Внесудебное банкротство гражданина». Данные изменения должны были бы облегчить жизнь граждан, попавших в трудную финансовую ситуацию по м нению государства, но по сути дела тут не все так просто.
Так, например, процедуры досудебного банкротства является, горазда бюджетнее, чем возбуждение дела о банкротстве, так как физическое лицо, при подаче заявления в МФЦ, не уплачивает государственную пошлину и не обеспечивает денежными средствами вознаграждение финансового управляющего. В отношении сроков¸ также можно найти плюсы, при судебном банкротстве сроки реализации имущества гражданина по ходатайству финансового управляющего гражданина-должника или кредитора может быть продлен сроком не более чем на шесть месяцев, без учета сроков введение самой процедуры, также шесть месяцев. При обращении с заявлением о досудебном банкротстве срок устанавливается четко, шесть месяцев, с момента подачи заявления и не может быть продлен.1
Также присутствуют в досудебном банкротстве ограничения по сумме, а также по виду обязательств, так например, если твое обязательство не превышает 50 000 рублей или же превышает 500 000 рублей, то заявление гражданина не может быть рассмотрено по существу, гражданину будет рекомендовано обратиться в суд с заявлением о банкротстве, так как в судебном порядке при обращении гражданина с данным заявлением ограничений для подачи заявления по сумме неисполненной задолженности перед кредиторами российское законодательство не предусматривает.2
Но как показала практика, данный метод не стал пользоваться популярностью.
Для его реализации необходимо увеличить сумму задолженности должника, что повысит эффективность данного метода.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что процедура банкротства является продолжительным процессом, в процессе которого реализуются права должника, кредиторов и других лиц, участвующих в деле. В данной статье описаны последствия повышения сроков рассмотрения дел и предложено делегирование полномочий по банкротстве граждан на МФЦ, что непосредственно уменьшит сроки рассмотрения дел.