Для того чтобы добиться высоких спортивных результатов в баскетболе невозможно без проявления максимального высокого уровня физической, психологической и технико-тактической подготовленности спортсменов. Высокий рост спортивных достижений и глобальная конкуренция в соревновательной деятельности предъявляет особые требования к подготовке баскетболистов.
В настоящее время на необходимость и социальную значимость развития физической культуры и спорта в вузе характеризуется не только массовое создание спортивных клубов, но и государственная поддержка Министерство спорта РФ в рассмотренном проекте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Данный проект направлен на развитие студенческого спорта.
Большинство специалистов считают, что студенческий спорт обеспечивает эффективный отбор перспективных спортсменов в рамках системы подготовки спортивного резерва, так как является связующим звеном для перехода в спорт высших достижений [1, 7]. Включение систематических занятий спортом в повседневную жизнь студентов способствует формированию общей и профессиональной культуры личности, а также является инструментом по формированию необходимых компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Специалисты отмечают, что недостаточное финансирование в развитии спортивной деятельности студентов в высших учебных заведения и непроработанная система законодательной базы, отрицательно сказывается на уровне спортивной подготовки спортсменов-студентов. Это определяется необходимостью выявления проблем и перспективы для повышения эффективности подготовки студентов-спортсменов на период обучения в высшем заведении [3].
Однако существует проблема, связанная с тем, что игроки в составе студенческих команд имеют разный уровень подготовленности. Это выдвигает определенные требования к процессу спортивной подготовки. Тренеру баскетбольной команды в период подготовки к спортивному сезону приходится решать ряд сложных задач: необходимо сформировать состав; подготовить команду к различным турнирам и соревнованиях, так как режим тренировок определяется заданным условиям учебного процесса в вузе.
Цель исследования – выявить актуальные вопросы, связанные с технико-тактической подготовкой баскетболистов студенческих команд.
Методы и организация исследования: проведен анализ научных публикаций и интернет-источников по вопросам технико-тактической подготовки баскетболистов студенческих команд.
Результаты исследования. В структуре соревновательной деятельности баскетболистов и с ростом спортивного мастерства наибольшее влияние оказывает технико-тактической подготовка [8]. Следует акцентировать внимание на то, что недостаточное внимание уделяется проблеме технико-тактической подготовки студентов баскетболистов. Подготовка студенческих команд представляет собой сложный процесс, поскольку игрокам необходимо совмещать как образовательную, так и тренировочную деятельность.
Эффективность в соревновательной деятельности во многом зависит от скорости принятия оптимальных решений, мыслительных процессов и спортивного мастерства баскетболистов. От восприятия ситуаций как отдельных, так и команды в целом будет зависеть дальнейшее развитие тактических действия и взаимодействий в нападении и в защите.
При овладении навыками техники и тактики игры, приобретение специальных тактических знаний, осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре тренировочного процесса баскетболистов.
К части специальных тактических знаний и спортивной подготовки спортсмена любой квалификации, вне зависимости от профессионального выбора выпускника вуза можно отнести знания официальных правил по баскетболу. Для решения обозначенной проблемы необходимо в тренировочный процесс внедрить интерактивные ресурсы для совершенствования тактической подготовки в нападении и в защите, которые позволят повысить эффективность формирования тактических знаний в тренировочном процессе.
Однако с точки зрения подготовки баскетболистов, среди современных исследователей нет единства в вопросе о технико-тактической деятельности.
В.И. Кулаков предлагает использовать дифференцированные модели соревновательной деятельности при планировании технико-тактической подготовки баскетболистов с учетом уровня подготовленности соперников и проводить количественные и качественные характеристики показателей в соревновательной деятельности баскетболистов. Считается, что данные показатели можно использовать в качестве исходной информации для определения направленности тренировочного процесса и построения программ тренировки [6].
По мнению Дорошенко Э.Ю., анализ технико-тактических показателей баскетболистов высокой квалификации является актуальным в управлении в тренировочном и соревновательном процессе, так как данные результаты рассматриваются, как модельные показатели соревновательной деятельности. Показатели модельных характеристик технико-тактической подготовки сильнейших команд позволяют своевременно вносить изменения в тренировочном процессе и служат ориентиром для подготовки высококвалифицированных баскетболистов, участвующих в различных чемпионатах по баскетболу [2].
В других исследованиях авторы считают, что эффективная игровая деятельность может быть успешной только в том случае, если технико-тактическая подготовка будет сопряжена с развитием когнитивных качеств [5]. Для баскетболиста решение технико-тактических задач имеет свою альтернативную неопределенность, которая зависит от характера протекания в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности и необходимостью воспринимать возникающие тактические ситуации в соревновательной деятельности и находить оптимальное решение с учетом средств сопротивления противника в игровой ситуации.
В своем исследовании Е.Р. Яхонтов обосновывает свое мнение, что при обучении и совершенствовании технико-тактических действий необходимо использовать в тренировочном процессе типовые игровые комбинации. В тренировочном процессе овладев ситуационной техникой, баскетболист может использовать в своем арсенале разнообразные технические приемы для решения тактических игровых ситуаций. Это позволяет тренеру вносить коррективы в технической подготовке спортсмена, но для корректировки тактической подготовки, типовые тактические ситуации рассматриваются отдельно друг от друга и в свою очередь не позволяют сформировать динамический образ игровых ситуаций в сознании спортсменов [9].
В.В. Козин считает, что процесс совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов полагает использование ситуационного подхода. Данный подход осуществляется с помощью принципа типовых ситуаций деятельности баскетболистов [4]. Следовательно, моделирование технико-тактических действий представляет собой композицию ситуаций (или ситуационную композицию) и входящих в них целей, условий, задач, которые во взаимодействии направлены на получение конечного результата. Таким образом, всякий компонент может войти в систему только в том случае, если он вносит свою долю содействия в получение запрограммированного результата.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что вопросы технико-тактической подготовки баскетболистов студенческих команд является актуальным на сегодняшний день. Студенческий спорт является важной частью и компонентом для совершенствования физической, психологической, технико-тактической подготовки баскетболистов. В состав студенческой команды входят игроки, которые играют за сборные вуза, любительской лиги и данные спортсмены могут стать резервом как для профессиональных команд по баскетболу, так и для сборной команды страны.