научный журнал «Актуальные исследования» #6 (85), февраль '22

Совершенствование государственной политики в сфере культуры в Российской Федерации

Авторами рассмотрено в статье понятие государственной политики в сфере культуры в Российской Федерации. Представлены основные принципы государственной политики в сфере культуры в РФ, которыми руководствуется государств, а также рассмотрена суть данных принципов и пути совершенствования государственной политики в РФ.

Аннотация статьи
государственная политика
сфера культуры
объект культурной и исторической ценности
Ключевые слова

Одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающим как духовное развитие, так и безопасность страны, стабильность общества, рост экономики, а также повышение уровня институтов гражданского общества, является культура. При изменении направленности, а также характера человеческой цивилизации вопросы развития экономики, культурного и экономического развития становятся более значимыми. В настоящее время в качестве противовеса мнению об эгоистических, но рациональных экономических целях человека, конкурентной борьбе, противоречиях различиях классов, играет немаловажную роль идея взаимодополнительности, комплиментарности. Общезначимым механизмом усовершенствования социокультурных институтов, различных культурных образований и явлений, которые зависят друг от друга в рамках социальной целостности, всевозможных систем (система культурных норм, культурных ценностей), выступает идея комплементарности, а, в свою очередь, значимость комплиментарности в создании культуры современного общества становится выше.

Право гражданина на участие в культурной жизни страны является неотъемлемым. Министерство культуры Российской Федерации, в рамках своей компетенции, обеспечивает данным правом граждан, давая свободу для развития творческого потенциала, предоставляя доступ к различным культурным ценностям. Конституция Российской Федерации содержит в себе статьи, указывающие на эти права. Пока не была принята Конституция Российской федерации, существовали различные законы, которые играли важную роль в культуре России, среди которых можно выделить «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Отметим, что в указанном акте впервые было сформулировано определение «государственная политика в сфере культуры». Такое понятие было трактовано как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Необходимо обратить внимание на то, что для решения наиболее важных задач, таких как объединение социального общества и самого государства, создать стабильность в обществе, способна как раз культура как социальный институт.

Путем ознакомления с различными публикациями по выбранной тематике, можно заметить, что различные методы, которые служат для повышения уровня государственного управления в сфере культуры, направлены не на все сферы деятельности в области культуры, а на отдельные ее составляющие. Можно сделать вывод, что тема государственной политики в сфере культуры в Российской Федерации изучена лишь частично, следовательно, это и служит актуальность данной темы.

Не является секретом то, что средства на развитие и сохранение культуры выделяются из федерального и региональных бюджетов. Помимо материальных средств, выделенных на сохранение и развитие в сфере культуры, важным моментом является то, что данная сфера зависит от степени восприятия ее человеком, отношением к ней. Государство помогает развитию сферы культуры не только материально, но и создавая комфортные условия для достойной реализации потенциала общества в сфере культуры, поддерживает различные пути развития граждан в сфере культуры, которые с большей вероятностью оправдают ожидания, и не вмешиваются в большей мере в такие процессы. Регулирование таких процессов, но невмешательство в них способствует развитию сферы культуры, а вследствие чего и развитию самого общества в данной сфере.

Среди всех направлений деятельности культуры есть такие сферы, которые развиваются медленнее остальных либо не развиваются вовсе, а именно они по большей части и нуждаются в развитии и поддержке. Рассмотрев Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Методические указания Министерства финансов РФ по составлению федерального бюджета, стоит отметить, что в данных документах в большей мере внимание уделяется трем объектам культуры и истории. Эти объекты – «Государственный Эрмитаж», находящийся в Санкт-Петербурге, Государственный фонд кинофильмов РФ и, разумеется, Государственный академический большой театр России. Именно на эти культурные объекты уходит большая часть средств федерального бюджета, что показывает узкую направленность распределения средств федерального бюджета. Такое распределение является неэффективным, исходя из того, что данные, несомненно значимые, культурные достояния не могут служить решением проблем сферы культуры. Стоит отметить, что особое внимание нужно уделить таким проблемам, решение которых поспособствует достижению положительного результата культурной сферы на территории всей страны, а также совершенствованию государственной политики. К ним можно отнести:

  • проблемы, связанные с охраной и защитой историко-культурного наследия России;
  • проблемы отсутствия квалифицированных кадров и кадрового потенциала в указанной сфере;
  • проблема адаптации культуры в менее развитых городах России.

Выделение данных проблем становится обоснованным после того, как изучено определение государственной политики в сфере культуры –совокупность норм и принципов, которыми государство руководствуется в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Из него можно выделить три составляющих (рис.):

  1. Сохранить.
  2. Развить.
  3. Распространить.

 

Рис.

Чтобы окончательно не потерять и не уничтожить культуру России, необходима предоставлять защиту и сохранность объектов, которые представляют собой культурную и историческую ценность.

Говоря о втором пункте, необходимо отметить, что люди имеющие достаточно знаний в сфере культуры, а также имеющие опыт в этой сфере, в полной мере могут осуществлять задачи, направленные на развитие культуры страны.

Относительно третьего пункта, можно отметить, что нами в вышеуказанных документах были отмечены три объекта, предоставляющих культурную ценность, которые на данный момент достаточно развиты. Чтобы распространение культуры осуществлялось на должном уровне, необходимо адаптировать недостаточно развитую культуру периферии к центральным показателям.

Как гласит Конституция РФ, каждый гражданин нашей страны должен быть обеспечен доступом к образованию художественного и культурного профиля, доступом к объектам исторического и культурного наследия, различным услугам в сфере культуры, а также указанные услуги должны предоставляться качественно, а также наравне с другими гражданами Российской Федерации. Чаще всего это и является задачей программ и предложений, которые направлены на сохранение, поддержку, развитие и распространение культуры страны. Частичное разрушение или же полная потеря объектов, имеющих историко-культурную ценность приведет к неактуальности того, что сказано в Конституции РФ. Главенствующим фактором формирования духовных ценностей доступность для ознакомления с объектами культурно-исторического наследия страны. Сами же духовный ценности оказывают сильнейшее влияние на молодежь, на формирование сознания, патриотическое воспитание, а также на все сферы государственной и общественной жизни. Поэтому для государства и населения в целом так важно сохранить национальные культурные ценности.

Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации находится около девяноста трех тысяч объектов, относящихся к объектам культурного и исторического наследия. Они, в свою очередь, чаще всего являются недвижимым имуществом. У собственников таких объектов появляется больше ответственности, ведь объекты культуры нуждаются в особом отношении в виде их охраны и обеспечении к ним доступа. При регистрации сделок на объекты недвижимости, органы юстиции не всегда в полной мере наделены знаниями об объектах культурного наследия. Не знают о том, что данный объект является либо как-то взаимосвязан с историко-культурным наследием страны. В связи с этим ограничения в пользовании объектами исторического и культурного наследия не закрепляются в свидетельствах о праве пользования. Что может послужить нанесению ущерба либо утрате объекта культурного наследия. Задачей государственной важности является именно сохранение объектов культурного и исторического наследия.

Вторым затруднительным моментом является отсутствие необходимого количества кадрового потенциала. Темп экономического развития увеличился, экономика изменилась по своей структуре, так как произошел переход к инновационному типу развития экономики. Такой тип развития экономики поспособствовал увеличению значимости роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Сфера культуры играет главенствующую роль в формировании человеческого капитала, который создает экономику знаний. Наличие неквалифицированных специалистов или вовсе их отсутствие является серьезной проблемой для развития культуры страны, требующей ее обязательного решения.

Ситуация, которую мы можем наблюдать в настоящее время, нуждается в принятии кардинального решения. Оно заключается в популяризации образования в сфере культуры. Именно те виды специальности в сфере культуры, где наблюдается явная нехватка сотрудников, нуждаются в популяризации.

Относительно третьего, заключающего момента, нужно обратить внимание на то, что города, находящиеся далеко от крупных городов практически отрезаны от культурной деятельности. Чаще всего, в таких городах, либо деревнях не находится объектов историко-культурной значимости, следовательно, граждане не смогут ознакомиться с объектами культурного наследия. Касательно поездок в другие более крупные города, можно сказать, что не все имеют возможность посетить их. Ответом могут послужить инновационные разработки, с помощью которых, граждане могу ознакомиться с объектами культурного наследия.

Появление новых организационно-правовых форм – важнейший приоритет государственной культурной политики РФ. К этим формам относятся бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения. Помимо перечисленных учреждений, приоритетом также является разработка особой системы распределения бюджета для госзадания. Такие действия способствуют развитию самостоятельности культурных учреждений, вследствие чего увеличится привлечение внебюджета и сократятся затраты бюджетных средств.

Механизмы цивилизованного процесса, протекающего естественно, должны быть лишь обозначены государственной культурной политикой различными моделями. Государственная политика в сфере культуры должна только стимулировать ускорение развития общества в уже естественном объективно движущемся направлении. Как показал исторический опыт – искусственное применение естественного направление развития, а также навязывание социуму умозрительное модели его эволюции в большинстве случаев имеет негативный исход. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство.

Текст статьи
  1. Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действия / Фатеева С.В., диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Ростов-на-Дону, 2006. [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/item.asp?id=15901705 (Дата обращения –30.05.2020 г.)
  2. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#0 (Дата обращения - 28.05.2020 г.)
  3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992. № 3612-I / [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181702#0 (Дата обращения - 01.06.2020 г.)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / [Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601#0 (Дата обращения - 02.06.2020 г.)
  5. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2004. С.312.
  6. Пакулина, И. С. Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 325-335.
  7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. С.259.
Список литературы