Главная
АИ #5 (8)
Статьи журнала АИ #5 (8)
Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естестве...

Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Универсариум»

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

образование
дополнительное образование
экологическое воспитание
обучение
компетентостная модель

Аннотация статьи

В статье рассматривается программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Универсариум», её цели, задачи, а также разделы. Рассматриваются предполагаемые результаты программы. Подробно рассмотрена ее результативность согласно компетентостной модели.

Текст статьи

Программа естественнонаучной направленности «Универсариум» ориентирована на формирование у детей научного мировоззрения.

Занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по физике, биологии, химии, экологии, географии, геологии, астрономии; формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности.

Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программа естественнонаучной направленности «Универсариум» предлагает широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области.

В процессе освоения программы, обучающиеся научатся ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.

Работая над проектом или исследованием, дети используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе в школе и влияет на профессиональный выбор в будущем.

На практических занятиях предусмотрено использование следующей материально-технической базы: видеоматериал; презентации; компьютеры; видеопроектор; микроскопы; тематические наборы для опытов по физике; тематические наборы для опытов по химии; геологические коллекции экспонатов по тематике. Широко используются разнообразные электронные образовательные ресурсы представленные в сети Интернет.

К одной из основных целей программы относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды.

 Ключевое значение имеет обучение детей навыкам экспериментальной работы, исследования, моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.

Одним из показателей результативности освоения программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, а также компетенции, которые осваиваются ими во время обучения [1, с.54].

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Универсариум» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями основополагающей документации: Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (от 29.05.2015 № 996-р); Закон Курской области «Об образовании» от 09.12.2013 № 121-ЗКО; Устав ОБПОУ «КГПК». Уровень сложности программы – базовый.

Вид программы: по уровню освоения – общеобразовательная; общеразвивающая; по цели обучения – познавательная, практикоориентированная.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что естественные науки, изучение аспектов которых представлено в программе, составляют пласт необходимых знаний во многих областях, которые необходимы человеку для применения их в повседневной жизни.

Новизна данной программы обусловлена тем, что в ней собраны практические занятия, которые будут способствовать заинтересованности обучающихся в изучении предметов естественнонаучного цикла.

Практическая значимость заключается в том, что программа является интегрированной и в ходе ее реализации обучающиеся расширяют и углубляют знания по ряду дисциплин естественнонаучного цикла: физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология.

Обучение по данной программе помогает развивать память, логическое мышление обучающегося, практические навыки, осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у обучающихся с различными уровнями усвоения учебного материала. Это является важной составляющей при развитии познавательного интереса, достижении цели и задач учебно-воспитательного процесса [2, с.89].

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа направлена на углубление знаний обучающихся по всему циклу естественнонаучных дисциплин.

Цель программы – формирование у детей универсальных компетенций, посредством изучения научной картины мира, и освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды, для дальнейшей жизнедеятельности, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации.

Задачи программы: сформировать у обучающихся ряд универсальных компетенций; создать условия для профессионального самоопределения обучающихся. Срок реализации программы: 1 год. Возраст обучающихся: от 11 до 16 лет.

Программа «Универсариум» реализуется на базе ОБПОУ «КГПК», основана на документальных источниках, на практической и исследовательской деятельности. Последовательность изучения вопросов может изменяться в зависимости от конкретных условий.

Программа состоит из разделов: Физика вокруг нас (20 час); Чудеса химии в повседневной жизни (20 час); Живой мир (20 час); Безграничный космос (22 час.); Вокруг света (18 час.); Тайны и богатства Земли (20 час.); Чистая планета (22 час.).

Итогом программы является приобретение определенных знаний умений и навыков, в процессе приобретения которых развиваются определенные компетенции, такие как: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные [3, с.35].

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», знает: основные понятия физики и химии; как устроен микроскоп; как работают средства современной связи; применение химии в быту; что такое пищевые добавки; основы здорового питания; развитие биогеографии и проблемы сохранения биологического разнообразия; строение Солнечной системы и организацию астрономических наблюдений; основы картографирования; ГИС-технологии; основные понятия ландшафтоведения; геологическое строение земли; основные понятия геологии; виды загрязнений; виды бытовых отходов; основы экологического проектирования.

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», умеет: представить себя устно и письменно; ставить цель и организовывать ее достижение; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий; задавать вопросы, корректно вести диалог.

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», владеет: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.

Вывод: таким образом программа естественнонаучной направленности «Универсариум» ориентирована на формирование у обучающихся научного мировоззрения, занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по физике, биологии, химии, экологии, географии, геологии, астрономии. Кроме того программа способствует формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности. Обучающиеся учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программа «Универсариум» предлагает широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области.

Практические занятия дают возможность обучающимся использовать широкий спектр специально разработанной материально-технической базы.

Обучающиеся осваивают современные технологии и методы познания окружающей среды.

Одним из важных аспектов обучения является обучение навыков экспериментальной деятельности, моделированию с использованием новейших технологий, кроме того изучение программного обеспечения позволяющего обрабатывать экспериментальные результаты практической деятельности.

Список литературы

  1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическое пособие. – М., 2015, 299 с.
  2. Горский В.А., Попова Г.Н. Дополнительное образование детей как социально-культурное явление. – М., 2014, 154 с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учебное пособие для студентов. – М., 2013, 243 с.

Поделиться

29222

Подгорный Я. Б. Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Универсариум» // Актуальные исследования. 2020. №5 (8). С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/374-obzor-i-predpolagaemie-rezultati-programmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря