научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

Работа над логической последовательностью и связностью речи обучающихся

Статья посвящена особенностям работы педагога над логической последовательностью и связностью речи обучающихся.

Аннотация статьи
школьная практика
речь
обучение
Ключевые слова

Хорошую грамотную, содержательно оформленную речь в настоящее время можно услышать довольно часто. Но всё же и она воспринимается с трудом, если в ней нет стройной логической последовательности, взаимосвязи всех частей высказывания, плавных переходов от одной мысли к другой и логически вытекающего вывода из ряда доказательств.

Этим недостатком часто страдает устная речь школьников. Особенно это заметно на итоговом собеседовании в 9 классе. Большая часть девятиклассников затрудняется при подготовке монологического высказывания. Если на уроках русского языка мы обучаем их строить письменные высказывания (составляем коллективно планы к сочинениям, изложениям, различным сообщениям), то к устным выступлениям ученики практически готовятся самостоятельно. А ведь в практической жизни умение говорить ничуть не менее необходимо, чем умение писать. Ставя перед собой задачу воспитания у наших учеников навыков логической последовательности и связности речи, мы прежде всего имели в виду устную речь, хотя в школьной практике оба эти вида трудно отделить друг от друга.

По нашему мнению, начать нужно с наглядного примера. Пусть обучающиеся сами убедятся в необходимости работы над логически-композиционной стороной речи. Как правило, они не слышат себя и не замечают прерывистости, бессвязности устного ответа. Им кажется, что нужно ответить на вопрос как можно полнее, а в каком порядке будут изложены все сведения – не важно. На уроке мы провели такой эксперимент: записали на диктофон все выступления учащихся по теме: «Правописание о,ё,е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов» Все ученики отвечали без плана, просто приводя правила и с трудом подбирая к ним примеры. А одному ученику, самому слабому, заранее дали подробный план, по которому он отвечал. Сильное впечатление на ребят произвело прослушивание собственных ответов. Все обучающиеся знали материал, но их сумбурная речь отличалась в худшую сторону от плавной и логичной речи слабого ученика.

В заключение учитель объяснил детям «секрет» успеха их товарища и предложил всем записать в тетрадь его план и подготовиться по нему к следующему уроку.

Познакомились с высказыванием известного судебного оратора А.Ф. Кони: "Для успеха речи важно течение мысли оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому".

Так началась систематическая работа над логической последовательностью и связностью устной речи обучающихся. Проводить её нужно в определённой системе, идя от более лёгкого к трудному.

В 5 классе многие ошибки логического характера возникают из неумения обучающихся различать видовые и родовые понятия. Для преодоления этих недочётов мы проводили упражнения, которые помогают детям отличать друг от друга понятия, построенные на разных основаниях. Вот несколько примеров.

1) Подберите родовое понятие к данным словам: автобус, троллейбус, метро, такси -______________________

2) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Ягоды: ________________________

3) Подберите родовое понятие к данным словам:

люстра, ночник, прожектор, торшер _____________________________

4) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Школьные уроки: _________________________

5) К данному родовому понятию подберите 3 видовых.

Садовые цветы: _________________

Особое внимание мы уделяли организации речи обучающихся, во-первых, потому, что устная речь предшествует письменной и занимает по объёму значительно большее место. А во-вторых, потому, что именно устная речь учащихся – самое уязвимое место в нашей работе.

Главный недостаток всех устных высказываний школьников – отсутствие чёткой композиции и прерывистость изложения. Конечно, эти недостатки вызваны не только неумением логически строить речь, но и, в значительной мере, бедным словарным запасом, неумением найти нужный синоним для замены повторяющегося слова, выбрать нужную грамматическую конструкции. Особенно эти недостатки проявляются на итоговом собеседовании по русскому языку.

Поэтому работу над логической последовательностью и связностью речи обучающихся мы связываем со всеми остальными видами работ над культурой речи школьников.

Один из самых распространённых видов устных высказываний, над которыми мы работаем с 5 класса, – это устные сочинения и устные изложения, которые всегда предшествуют письменным.

Для подготовки к этим сочинениям и изложениям мы используем методику, предложенную Т.А. Ладыженской в книге «Методика развития речи на уроках русского языка» [1]. Методика эта сводится в основном к подготовке для каждого устного и письменного сочинения или изложения «рабочих материалов», которые представляют собой нечто среднее между сложным планом и тезисами.

Начинать следует с простейших элементов, постепенно усложняя вид работы – от простого плана до тезисов и конспектов.

Начинали мы в 5 классе с самой простой, но в то время и сложной задачи – выяснение роли заголовков и принципа их подбора. Например. В 5 классе даём детям задание: подобрать заголовки к главам художественного произведения, которые обозначены только цифрами, например «Муму» Тургенева. Подумать, можно ли выделить главы как-нибудь иначе. Вопрос о делении на части школьники, как правило, решают в плане более мелкого дробления. Это даёт нам возможность на следующем уроке перейти к составлению простого плана глав рассказа.

Следующий этап – составление сложного плана – тоже способствует развитию логического мышления обучающихся. Составляя сложный план, ребята должны внимательно следить за тем, чтобы все подпункты входили как видовые понятия в пункт, выступающий в роли родового понятия.

Проверяя составленные учащимися планы, учитель должен всегда отмечать их достоинства и недостатки и проводить коллективную работу над исправлением ошибок.

Все описанные выше виды работ плюс словарная работа помогают готовить учащихся к устным и письменным сочинениям и изложениям. Но в речи обучающихся продолжают встречаться логически не оправданные разрывы, бросается в глаза отсутствие переходов от одной мысли к другой. И здесь мы опять возвращаемся к методике Т.А. Ладыженской. К каждому развёрнутому ответу обучающиеся стали готовить рабочие материалы.

Составление рабочих материалов помогают облечь свои мысли в форму строго логичного связного рассказа и помогают подготовиться к устному сочинению.

Перечисленные упражнения и виды работ не исчерпывают всех методов и приёмов работы над логической последовательностью и связной речью школьников. Поэтому каждый учитель должен искать новые, более эффективные формы, которые помогут сделать устную речь обучающихся чёткой, логичной и связной.

Текст статьи
  1. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  2. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы» Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Список литературы