научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

Теория фреймов с точки зрения семантико-кластерной модели

В статье рассматривается попытка дать подробное описание понятию фрейма и теории фреймов. Метод ассоциативного анализа используется на примере фрейма «Средняя Азия». На основе работ В. С. Вахштайна, И. Гофмана и М. Минского и словаря Ю. Н. Караулова были достигнуты результаты и сделаны выводы о том, что фреймы являются ключевыми компонентами в формировании поведения человека в обществе. С помощью теории фреймов вы можете анализировать повседневные реалии.

Аннотация статьи
фрейм
теория фреймов
ассоциации
абстракции
Средняя Азия
слоты
стимулирующее слово
Ключевые слова

Полагают, что впервые термин «фрейм» был введен британо-американским ученым Г. Бейтсоном (1904–1980 гг.) [6, c. 2–3]. Г. Бейтсон в своих исследованиях охарактеризовал «фрейм» с точки зрения психологии, а позже американский социолог И. Гофман наделил данный термин социологическим характером, взяв труд Г. Бейтсона «Сообщение – это игра» (1956 г.).

Термин «фрейм» принято рассматривать как категорию социальных наук. Понятие фрейма как общей категории означает «каркас» ситуации, в которой взаимодействуют люди, она представляет собой обобщение воображаемого или реально существующего содержания информации. Термину «фрейм» особое внимание начали уделять в 1970–е годы XX века. Одним из первых был американский ученый в области искусственного интеллекта М. Минский. Он понимает фрейм как схему представления навыков, которая когда-то была зафиксирована в памяти, и может подвергаться корректировкам в зависимости от нынешней ситуации [7, c. 3–288].

Такого рода каркас имеет большое значение с точки зрения психологии, где выполняет роль некой абстракции (ассоциации). В подтверждение данной точки зрения был составлен лингвистический ассоциативный кластер и проведен анализ выявления абстракций (ассоциаций) среди людей разных возрастных категорий – от 21 года до 60 лет. В качестве примера ассоциативного анализа был использован фрейм «Средняя Азия». В качестве аудитории были выбраны студенты и преподаватели Челябинского государственного университета. Ассоциации, которые были получены в ходе исследования, в дальнейшем были сгруппированы в определенные категории. Эти категории и репрезентируют «слоты» фрейма «Средняя Азия».

Стоит отметить, что ассоциативный кластер имеет несколько типов:

  1. Свободный тип, когда человеку не предоставляется каких-либо границ. Именно этот тип был выбран для нашего ассоциативного кластера;
  2. Цепочный тип, когда человек в процессе должен произвести несколько абстракций (ассоциаций) за определенный промежуток времени. Например, за пятнадцать секунд нужно выстроить десять абстракций (ассоциаций);
  3. Направленный тип. Обычно человек, который сталкивается с ассоциативным кластером, имеет ряд определенных ограничений. К примеру, абстракции (ассоциации) должны быть исключительно прилагательными.

Суть такого лингвистического ассоциативного кластера заключается в том, что группе людей задается определенная тема, слова-стимулы, и они в течение нескольких минут (обычно это занимает десять минут, не более) должны написать первые отразившиеся в сознании слова-реакции. Затем выявляется частотность каждого слова-реакции с помощью специальных словарей.

Ассоциативный кластер нашел применение в лингвистике, и в связи с этим на основе ряда подобных кластеров были созданы словари. Они помогают определять частотность слов. К числу общеизвестных можно отнести словарь Дж. Диза, который на протяжении долгого времени вместе с Ч. Осгудом разрабатывал всевозможные психолингвистические варианты ассоциативного кластера. Из отечественных словарей первым вышел в свет труд А. А. Леонтьева под названием «Словарь ассоциативных норм русского языка», а затем «Русский ассоциативный словарь» Ю. Н. Караулова, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой. «Русский ассоциативный словарь» состоит примерно из 1300 слов-стимулов и насчитывает более одного миллиона слов-реакций.

Отметим тот факт, что «Русский ассоциативный словарь» на данный момент используется чаще других за счет простого удобного формата и последовательного алгоритма действий. Работа с ассоциативным кластером осуществлялась именно с помощью данного в электронном формате [5, c. 1–784].

Каждому из присутствующих была задана такая тематика, как «Средняя Азия».

Ниже представлена таблица с результатами ассоциативного анализа.

Таблица

Ассоциативный кластер по словарю Ю. Н. Караулова, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой

Слово-стимул

Слово-реакция аудитории возрастом 28–60 лет (педагоги ЧелГУ)

Слово-реакция аудитории возрастом 21–22 лет (студенты четвертого курса)

Частотность аудитории возрастом 28–60 лет (педагоги ЧелГУ)

Частотность возрастом 21–22 лет (студенты четвертого курса)

География

Расположение
Территория

Дисциплина

50.00
25.00

10.34

Наука

Исследование

Анализ

25.00

20.00

История

Наука
Дисциплина

Даты
События

14.29
14.29

2.73
8.33

Британия

Территория
Правительство
Америка

Страна

16.67
2.27
20.00

7.69

Россия

Великий
Федерация
Государство

Родина

16.67
2.27
20.00

7.69

Территория

Защита
Война
Жизнь

Бой
Население
Защита

50.00
50.00
100.00

7.61
12.50
7.14

Торговля

Доход
Убыток

Деньги
Обман
Рынок

19.57
25.00

15.38
11.54
1.11

Река

Глубокий

Амударья

50.00

1.83

Регион

Край
Место

Местность
Земля

1.85
100.00

8.33
22.22

Жилище

Камень
Большой
Разруха

Семья
Строить
Дом

3.03
2.22
12.50

15.38
1.11
11.54

Быт

Уклад

Поведение
Хозяйство
Обиход
Деятельность
Семья
Человек

2.17
50.00
20.00

7.69
1.02
0.88
22.22
12.50
11.11

Государство

Работа

Отдых
Работа
Свобода

8.57

16.67
8.33
6.67

Культура

Социум
Наследие

Достояние
Хранить
Беречь

50.00
2.27

22.22
6.67
1.10

 

Природа

Опасность
Климат
Жизнь

Растения
Животные

2.17
20.00
25.00

1.15
11.11

Климат

Природа

Засуха
Условия

100.00

2.47
4.94

Деньги

Капитал

Богатство
Бедность

6.12

10.00
7.14

Население

Культура
Жизнь
Дом

Занятие
Культура

20.00
50.00
100.00

7.69
20.00

Государство

Территория
Нация
Глава
Большой

Страна
Земля

33.33
1.43
25.00
50.00

7.14
7.14

Исследование

Анализ
Труд
Комиссия

Работа
Опыт

50.00
2.27
50.00

1.02
1.02

Социум

Общество
Культура

Люди
Человек

12.50
20.00

12.50
7.69

Ассоциации, как показывает таблица, были совершенно разными: «культура, территория, общество, страна, бедность, капитал и др.». И из этого образа невозможно ничего исключить. Если убрать слово-реакцию «территория», «Среднюю Азию» уже нельзя будет охарактеризовать подобным названием.

Но этот образ имеет и такой аспект, как «слоты» – список свойств некоторых значений той или иной ассоциации. Например, к фрейму «Средняя Азия» можно смело отнести не уточненную протяженность территории, культуру и т.д.

«Каркас» фрейма является всеобъемлющим, так как может отобразить целостную картину мира с помощью следующих типов:

  • Фреймы-случаи. Например, празднование Нового Года, понижение в должности;
  • Фреймы-объекты. К такому типу можно отнести телегу как транспорт, комнату;
  • Фреймы-персонажи (лица). Это могут быть рабочий, владелец и др.;
  • Фрейм-обстановка. К примеру, тревога.

Фрейм с позиции категории социальных наук (лингвистика, психология, социология и др.) обозначает тоже «каркас», который используется человеком и дает ему представление о чем-либо, и структурированную целостность, которая помогает ему осознавать свое предназначение и роль в мире. М. Минский впервые изложил свои исследования в области теории фреймов в 1975 году. Его труд «Framework for Representing Knowledge in the Psychology of Computer Vision», который и по сей день считается ценным для науки, включал в себя основные принципы фреймовой теории. Суть теории заключалась в следующем: любое явление, которое настигает человека, порождает в его памяти модель, или ассоциацию, то есть фрейм. В ходе фрейм приобретает дополнительные операции о его применении, которые нужно осуществить, и их последствиях [8, с. 3–74].

Если говорить о других исследователях теории фреймов, то, конечно же, их достаточно много.

С теорией фреймов тесно связана концепция И. Гофмана – американского социолога XX-го столетия, который в своих исследованиях опирался на труды Г. Бейтсона. Отметим тот факт, что И. Гофман видел в Г. Бейтсоне своего учителя и с уважением относился ко всем его исследованиям.

И. Гофман считал, что фреймом является некое умение индивидуального сознания последовательно проецировать или воспроизводить картину мира без вмешательства доводов и размышлений. Собственно говоря, в этом и заключается основной смысл его фреймовой теории [4, с. 4–467].

С точки зрения И. Гофмана, мир представляет собой обыденную жизнь, где все действия привычны, повторяемы. В таком мире человек проводит большую часть своей жизни.

Чтобы провести параллель обыденности с фреймом, можно привести следующий пример. Два субъекта, столкнувшись друг с другом в любой ситуации, имеют ряд целей, которых они должны достичь в течение этого столкновения:

  1. выявить и понять суть происходящей ситуации;
  2. «закрепить» за собой определенную роль;
  3. проявить активность в текущей ситуации, либо же приостановить ее в силу процента надобности и интереса.

Принято считать, что смысловая концепция зависит полностью от ее содержания. Но И. Гофман это опровергает и отмечает, что специфика ситуации как раз зависит от фрейма – абстракции (ассоциации), модели, проецируемой сознанием индивида, т. е., сумев распознать фрейм происходящей ситуации, человек может понять, что происходит в текущий момент времени [1, с. 7–56].

Изучение теории фреймов требует внимательного наблюдения, т. к. индивид может нередко допустить ошибку в правильном распознавании того или иного фрейма. Это может привести к «тупиковой» ситуации, создающей вокруг человека оболочку нервозности, волнения и напряжения. Поэтому анализ фреймов и их смысла достигается по большей части путем длительного исследования и прослеживания отрезков действий.

С одной стороны, фреймы имеют стабильный характер, с другой стороны, они могут подвергаться различным изменениям. Стабильность состоит в том, что каждое явление имеет определенную информационную единицу, которую нельзя преобразовать в другую единицу. А если говорить о втором случае с изменениями, то это объясняется тем, что в мире для каждого человека или явления идет свое индивидуальное проецирование фреймов.

Также, говоря о самих образах, которые формируются поведенческими рамками человека, И. Гофман обращает внимание, что, если на них повлиять определенным образом, они могут подвергнуться разрушению, но через какой-то промежуток времени разрушенные фреймы восстанавливаются. Такое явление происходит очень редко, и объясняется оно тем, что образы создаются человеком неосознанно.

В настоящее время отечественный социолог В. С. Вахштайн (1981 г.), опираясь на исследования Г. Бейтсона и И. Гофмана, в своей работе «Теория фреймов и социология повседневности» предположил, что теория фреймов схожа с теорией повседневности, которая направлена на формирование поведения, сознания индивида, а также с ее помощью можно исследовать условия быта, жизни и культуры общества [3, с. 3–330].

Одной из ключевых целей социологии является необходимость вернуть современной модели описания того, что выходит за пределы чувственного познания. Однако следует учитывать, что в процессе этого необходимо продолжать исследовать мир земной и повторяющиеся в нем взаимодействия.

В. С. Вахштайн ставит перед собой задачу выяснить, как явление может перейти из одной системы фреймов в другую систему. Это натолкнуло его на выделение двух типов перехода:

  1. переключение – уже осмысленное и структурированное в базовой системе фрейма может подвергаться изменению смысла и переходить в другую систему;
  2. фабрикация – намеренное развитие ошибочных представлений о том, что происходит.

К примеру, возьмем такое обыденное явление, как разведение цветов в Средней Азии. Оно относится к повседневному миру. Здесь нет никаких скрытых смыслов, явление имеет хороший процент распознавания и вполне может осуществляться непроизвольно.

Другой пример – разведение цветов среди маленьких девочек, которые играют в садоводов. Здесь фреймовое явление становится фабрикационным – ненастоящим, так как повседневную ситуацию заменила игровая.

Оба этих примера В. С. Вахштайн относит к переходу переключения, так как явление в зависимости от определенных аспектов может менять смысл. Социолог как исследователь должен быть очень внимателен при распознавании фрейма, и в каком смысле он употребляется.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

  1. Фрейм – это ключевой аспект при формировании поведения человека в социуме.
  2. Теория фреймов дает возможность выявить конкретные характеристики того или иного фрейма и показать специфику концептуализации предметов и явлений в семантике языковых единиц.
  3. Фреймовый анализ является наиболее функционирующим способом для изучения повседневных реалий, которые отображают все явления социума.
Текст статьи
  1. Батыгин Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория И. Гофмана. М.: Институт социологии РАН, Институт фонда «Общественное мнение», 2004. С. 7–56.
  2. Вахштайн В. С. Анализ фреймов голосования. Эссе об организации электорального опыта. СПб.: Издательство Европейского Университета, 2011. С. 1–23.
  3. Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Издательство Европейского Университета, 2011. С. 3–330.
  4. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. С 4–467.
  5. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь. М.: АСТ–Астрель, 2002. C. 1–784.
  6. Яноу Д., Хульст М. ван. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования. СПб.: Издательство Европейского Университета, 2011. С. 2–3.
  7. Минский М. Фреймы для представления знаний / Пер. с англ. О. Н. Гринбаума. М.: Энергия, 1979. C. 3–288.
  8. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge. MIT–AI Laboratory Memo 306, June, 1974. – 76 p.
Список литературы