Дидактическая игра как средство развития речи у старших дошкольников с ОНР в дошкольном учреждении

Дидактические игры имеют большое значение в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игра рассматривается как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ (в том числе детей с ОНР). В игре дети закрепляют речевые умения, уточняют представления о речевых явлениях, приобретают способность свободно пользоваться лексическими и грамматическими средствами языка.

Аннотация статьи
дидактическая игра
общее недоразвитие речи
развитие речи
Ключевые слова

Основное место в жизни детей старшего дошкольного возраста занимает игра. Она необходима детям для общения и взаимодействия между собой. Игра вызывает положительные эмоции, благодаря которым психические процессы проходят быстрее и позитивнее. С помощью игры отображаются способности ребенка, уровень знаний и представлений.

В игре происходит воспитание дошкольников, обучение действиям с предметами, средствам общения, поэтому этот вид деятельности часто используется взрослыми. В процессе игры у ребенка формируются стороны психики, всесторонняя личность, от общения с людьми будет напрямую зависеть успешность трудовой и учебной деятельности. В игре моделируются задачи для коллективной деятельности, формируется саморегуляция действий ребенка.

Исследования, посвященные проблеме игры различны и многозначительны. Одни раскрывают значение художественного воспитания, другие на дидактические и подвижные игры, третьи на изучение ролевой творческой игры. Вследствие чего в педагогической науке появилось новое направление – игровая педагогика.

Виды игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра важна тем, что в ней осуществляется диалог. Происходит овладение языком речи, словарным запасом и улучшением грамматического строя. В процессе диалога речь становится более складной.

Подвижные игры также обогащают словарь ребенка, но воспитывают звуковую культуру речи.

Игры-драматизации благоприятствуют художественно-речевой деятельности, выразительности речи, развитию речевой активности.

Игры являются ведущими, т.к. их употребление в работе способствует решению различных задач речевого развития. Их рассмотрим более подробно.

Дидактические игры можно разделить на настольно-печатные, с предметами и словесные игры.

Предметные игры – с предметами народного происхождения (матрешки, мозаика), различными природными материалами (семена, бобы и т.д.). Подобные предметы у детей улучшают восприятие цвета, формы, величины.

Настольно-печатные – совершенствуют знания об окружающем мире, способствуют улучшению мыслительных операций и процессов (обобщение, анализ, синтез). Эти игры можно подразделить: лото, домино, парные картинки и картинки по сходству.

Словесными играми являются игры, например «Черное и белое». Их применение фокусирует на сообразительность, связную речь, реакцию.

Дидактические игры, в целом, по развитию речи совершенствуют словарь и точность словоупотребления ребенка. Дидактическая игра необходима для усвоения лексики, т.к. приобретается способность свободно пользоваться лексическими средствами языка, выбирать нужные и ненужные слова, знать их смысловую нагрузку.

Дидактическая игра – эффективный способ закрепления грамматических навыков словообразования. Ребенок в процессе игры выполняет задания, упражняясь в повторении новых словоформ. Дидактическая игра вовлекает детей своей динамичностью, что вызывает у них эмоции и заинтересованность в процессе.

В игре ребята учатся составлять свой текст связно, верно выражать мысли, объяснять, формировать языковые обобщения.

В состоянии игры ребенок самостоятельно преодолевает мыслительные задачи, оговаривает, описывает предметы, выделяет признаки, определяет различие и сходство, отгадывает и группирует предметы по свойствам. Речевые игры улучшают умственное и сенсорное развитие (образных представлений, сравнению предметов, обучению анализу), способствуют обогащать и закреплять приобретенные знания, развиваются речевые возможности ребенка.

Детям с ОНР игра оказывает своеобразное влияние на становление речи.

Нужно помнить, что дети с речевыми расстройствами имеют некоторые особенности поведения в игре (изменение темпа речи, ограниченный словарь и т.д.).

Дидактические игры на хорошем счету в педагогическом процессе, их часто используют в группах для детей с общим недоразвитием речи. Имеют познавательное значение, учат выделять свойства предметов, расширяют кругозор. Игра развивает внимание к речи, память, наблюдательность и многое другое.

На занятиях с детьми логопед использует игру со словами. Проводя индивидуальную и фронтальную работы, педагог приводит к тому, что дети становятся более внимательны к своей речи.

В последнее время в литературе появилось большое количество речевых и словесно-логических приемов и игр, применение которых благотворно влияет на познавательную активность детей.

Для детей дидактические игры, используются для закрепления знаний, изложению мысли, краткому и четкому изложению мысли, воспитанию находчивости.

Разработчиком дидактических игр стала Ушакова О.С. Основные задачи, которые она поддерживала – звуковая культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

В методических источниках, где подробно описана работа со словарем, основным методом применяются игры и упражнения, на понимания значения слов, употребление слов с их смыслом (Почему так называют).

Разработанные ею игры делятся:

  • обеспечение разных способов словоизменения и словообразования (Угадай-ка)
  • обучение склонению и употреблению в единственном и множественном числе
  • находить детенышей (У кого кто?)
  • развитие умения построения простых и сложных предложений.

Используемые игры бывают на описание предмета, указывание его признаков, качеств, действий, составление рассказа с сюжетом, учат рассуждать, объяснять.

На сегодняшний день педагоги разработали и наработали огромное множество материалов, приемов, игр, которые не оставят без решения задачи речевого развития, активизацию и обогащения словаря ребенка, правильное звукопроизношение, развитие связной речи, развитие фонематического слуха.

Текст статьи
  1. Арушанова, А., Николайчук, Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 73-80.
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1966. - С. 17-25.
  3. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
  4. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972.
Список литературы