Главная
Конференции
Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук
К вопросу правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирски...

К вопросу правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

безопасность
речные пассажирские водоизмещающие суда
Водный кодекс Российской Федерации
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
система управления безопасностью судов

Аннотация статьи

В работе рассматривается и обсуждается законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации: «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ, «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ, ГОСТ Р 56023-2014 - национальный стандарт Российской Федерации «Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов» в части правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах.

Текст статьи

Согласно Статьи 2 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ [1] (далее – КВВТ) законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить КВВТ и иным федеральным законам. В работе выполнен обзор вопроса теоретико-правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах: проведен анализ «Водного кодекса Российской Федерации», «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации», ГОСТ Р 56023-2014.

В «Водном кодексе Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ [2] (далее ВК РФ) содержится информация об участниках водных отношений, праве собственности и иных правах на водные объекты, основаниях и порядке приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями, об управлении в области использования и охраны водных объектов, водопользовании, охране водных объектов.

В вопросе правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах в ВК РФ стоит обратить особое внимание разделам, посвященным классификации поверхностных водных объектов и их использованию для целей внутреннего водного транспорта.

Статья 47 ВК РФ содержит информацию об использовании поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта:

  1. Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.
  2. Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.
  3. Использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
  4. Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эта информация непосредственно связана с безопасностью на внутреннем водном транспорте, так как от района плавания зависит класс судна.

Результат анализа КВВТ в части правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах показал, что стоит обратить особое внимание на следующие моменты: в КВВТ определена роль капитана, указан перечень нормативно-правовых документов, регулирующих безопасность судоходства, есть перечень документов, составляющих систему управления безопасностью судном, указан порядок классификации и освидетельствования судов, определен термин «Общая авария». Далее подробно рассмотрим Статью 34.1 «Система управления безопасностью судов» КВВТ. В ней указано, что судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

В статье 34.1 КВВТ нет исчерпывающей информации о содержании системы управления безопасностью судов. С целью исследования вопроса правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах рассмотрим ГОСТ Р 56023-2014 - национальный стандарт Российской Федерации «Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов» [3].

Стандарт устанавливает общие требования к составлению, построению и содержанию СУБ, а также общие требования к внедрению и применению СУБ.

В рассматриваемом стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506 национальный стандарт Российской Федерации «Транспорт водный внутренний. Термины и определения» [4].

В СУБ указаны требования к судовладельцу и капитану в части обеспечения безопасности на судне, информация о программе учений и планировании отработки действий (тренировок) берегового персонала и экипажей судов в аварийных ситуациях.

Стоит обратить внимание, что согласно СУБ, составным элементом идентификации (выявления) потенциально возможных аварийных ситуаций должен быть постоянно проводимый компанией учет и анализ аварийности - причин, последствий и предупредительных (превентивных) действий.

Список литературы

  1. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ // «Консультант плюс» - законодательство РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30650/ (дата обращения: 09.12.2021).
  2. «Водный кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ // «Консультант плюс» - законодательство РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 09.12.2021).
  3. ГОСТ Р 56023-2014 - национальный стандарт Российской Федерации «Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200110866 (дата обращения: 09.12.2021).
  4. ГОСТ Р 55506 национальный стандарт Российской Федерации «Транспорт водный внутренний. Термины и определения» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200106282 (дата обращения: 09.12.2021).

Поделиться

917

Валяев А. В. К вопросу правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах // Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 февраля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/3751-k-voprosu-pravovogo-regulirovaniya-obespechen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января