Согласно Статьи 2 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ [1] (далее – КВВТ) законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить КВВТ и иным федеральным законам. В работе выполнен обзор вопроса теоретико-правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах: проведен анализ «Водного кодекса Российской Федерации», «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации», ГОСТ Р 56023-2014.
В «Водном кодексе Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ [2] (далее ВК РФ) содержится информация об участниках водных отношений, праве собственности и иных правах на водные объекты, основаниях и порядке приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями, об управлении в области использования и охраны водных объектов, водопользовании, охране водных объектов.
В вопросе правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах в ВК РФ стоит обратить особое внимание разделам, посвященным классификации поверхностных водных объектов и их использованию для целей внутреннего водного транспорта.
Статья 47 ВК РФ содержит информацию об использовании поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта:
- Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.
- Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.
- Использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
- Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эта информация непосредственно связана с безопасностью на внутреннем водном транспорте, так как от района плавания зависит класс судна.
Результат анализа КВВТ в части правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах показал, что стоит обратить особое внимание на следующие моменты: в КВВТ определена роль капитана, указан перечень нормативно-правовых документов, регулирующих безопасность судоходства, есть перечень документов, составляющих систему управления безопасностью судном, указан порядок классификации и освидетельствования судов, определен термин «Общая авария». Далее подробно рассмотрим Статью 34.1 «Система управления безопасностью судов» КВВТ. В ней указано, что судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.
В статье 34.1 КВВТ нет исчерпывающей информации о содержании системы управления безопасностью судов. С целью исследования вопроса правового регулирования обеспечения безопасности на речных пассажирских водоизмещающих судах рассмотрим ГОСТ Р 56023-2014 - национальный стандарт Российской Федерации «Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов» [3].
Стандарт устанавливает общие требования к составлению, построению и содержанию СУБ, а также общие требования к внедрению и применению СУБ.
В рассматриваемом стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506 национальный стандарт Российской Федерации «Транспорт водный внутренний. Термины и определения» [4].
В СУБ указаны требования к судовладельцу и капитану в части обеспечения безопасности на судне, информация о программе учений и планировании отработки действий (тренировок) берегового персонала и экипажей судов в аварийных ситуациях.
Стоит обратить внимание, что согласно СУБ, составным элементом идентификации (выявления) потенциально возможных аварийных ситуаций должен быть постоянно проводимый компанией учет и анализ аварийности - причин, последствий и предупредительных (превентивных) действий.