В современной мире, в котором, зачастую, взрослые не могут продемонстрировать навыков общения и не имеют представлений о культуре взаимодействия, в котором наблюдается деформация социальных взаимоотношений [3, 9], возрастает значение педагогической деятельности по обучению детей дошкольного возраста культуре межличностного взаимодействию друг с другом. Данный возрастной период развития личности ребенка характеризуется наибольшей сензитивностью к воспитанию культуры взаимодействия.
В связи с этим, ряд авторов (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.) подчеркивают, что правильно организованная педагогическая работа по воспитанию культуры взаимодействия в детском коллективе у детей дошкольного возраста обладает потенциалом в стимулировании процесса социализации и самореализации личности дошкольника [5, 6].
В положении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается, что детский коллектив являет собой важную составляющую социально-личностной сферы, обеспечивает процесс положительной социализации и индивидуализации, а также социально-психологической адаптации ребенка дошкольного возраста [8].
Необходимым условием всестороннего развития личности дошкольника является его готовность к взаимодействию со сверстниками в детском коллективе. Умение ребенка дошкольного возраста устанавливать психологический контакт с собеседником в детском коллективе, логичность и адекватность коммуникативного поведения, понимание и обмен информацией между участниками общения, способность использования вербальных и невербальных средств общения и т.п., являются показателем сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе.
Культура взаимодействия представляет собой – это особый вид связей и отношений между людьми, возникающими в процессе обмена культурными идеями, нормами и ценностями [2].
Гонина О.О. подчеркивает, что взаимоотношения между дошкольниками формируются в процессе совместной деятельности и возникают в трех-четырехлетнем возрасте. В три года ребенок взаимодействует со сверстниками в пассивной форме (учится не мешать другому ребенку, его занятиям, не отбирать предметы и т.д.), а в четыре года формируется активная форма культуры взаимодействия в детском коллективе (развивается умение устанавливать контакт, соотносить свои действия с действиями другого ребенка и т.д.) [4].
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) формируются моральные нормы взаимоотношений, обусловленные постоянно меняющимися жизненными ситуациями [7].
В ходе коллективной деятельности (игровой, коммуникативной и т.д.) дошкольники учатся координировать свои действия, устанавливать «деловое» сотрудничество, пользоваться различными способами выражения своего отношения к сверстникам (партнерам по общению). Таким образом, у детей накапливается нравственный опыт и повышается культура взаимодействия в детском коллективе.
Дошкольников привлекает детский коллектив, но, когда они попадают в него, не всегда могут наладить конструктивные отношения с другими детьми.
В результате они с трудом усваивают нормы и правила поведения в коллективе сверстников, замыкаются в себе, стараются либо избегать отношений со своими товарищами, предпочитая одиночество, либо часто конфликтуют с ними.
В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к воспитанию культуры взаимодействия в детском коллективе у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, которые способствуют решению следующих задач:
- сформировать гармоничные отношения между дошкольниками как одно из важнейших условий их подготовки к школе;
- развивать социальные качества личности ребенка посредством реализации принципа установления коллективных взаимоотношений детей;
- сформировать культуру взаимоотношений в целом [1].
Ведущая роль в формировании культуры взаимодействия между детьми в детском саду принадлежит воспитателю, в целенаправленной воспитательной деятельности которого главное – организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формирование гуманного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
В процессе формирования у дошкольников культуры взаимодействия в детском коллективе Смирнова Е.О. рекомендует педагогам придерживаться следующих этапов работы [6]:
Первый этап (младший дошкольный возраст (2-3 года): обучение детей тому, как устанавливать контакт с партнером, распределение материалов и средств достижения цели.
Наиболее эффективно использовать потенциал продуктивной и игровой видов деятельности. Навыки деятельности на этом этапе осваиваются детьми на уровне самостоятельности (в этом случае внимание ребенка сосредоточено на партнере, а не на методах деятельности). Форма организации – коллективно-индивидуальная.
Второй этап (средний дошкольный возраст (4-5 лет) предполагает организацию педагогом обучения детей по распределению действий, планированию индивидуальных действий, способам разрешения конфликтов, развитию навыков контроля.
На данном этапе, помимо продуктивных и игровых видов деятельности, целесообразно организовывать также трудовую деятельность. Форма совместной деятельности - совместно согласованная, в микрогруппах по 2-3 человека.
Третий этап (старший дошкольный возраст (5-7 лет). В старшем дошкольном возрасте влияние педагогов на личность детей становится менее значимой, а контакты со сверстниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок, количество участников в которых постепенно увеличивается и к концу дошкольного возраста достигает пять-шесть малых групп. Причина объединения детей в этот возрастной период кроется в общности интересов и нравственных качеств личности старшего дошкольника.
На этом этапе необходимо учить детей объединяться с партнерами, распределять социальные роли и действия, методам разрешения споров, выходу из конфликтных ситуаций, воспитывать в детях ответственность за коллективные результаты. Форма организации – организация в микрогруппы, которые состоят из 4-6 человек, по выбору детей.
Также педагогам в процессе формирования у дошкольников культуры взаимодействия в детском коллективе необходимо применять методологические приемы:
- формирование навыка общения, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности;
- усвоение элементарных правил и моральных норм поведения в группе при помощи создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и детском саду;
- развитие способности эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, умения выражать и объяснять свои эмоции в общении посредством игровой, продуктивной и трудовой видов деятельности [6].
Главным принципом формирования культуры взаимодействия учащихся является воспитание ребенка в коллективе и через коллектив. Для того чтобы успешно реализовать этот принцип в дошкольной образовательной организации, необходимо создать многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду и спланировать образовательно-воспитательный процесс так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, раскрыв свои лучшие стороны.
При этом, дошкольник должен иметь свободный доступ в каждую из зон, составляющих развивающую предметно-пространственную среду группового пространства, активно взаимодействовать в них, применяя в «живом» общении приобретенные навыки поведения и общения и, таким образом, демонстрируя свою культуру взаимодействия в детском коллективе.
Воспитание культуры взаимодействия в детском коллективе в условиях дошкольной образовательной организации реализуется посредством следующих методов пелагической работы:
- метод приручения, предполагающий формирование у ребенка нравственных и коммуникативных навыков, поведенческих привычек;
- методы формирования идей, суждений, оценок: беседы на нравственные темы, проблемный метод обучения, проектный метод, игровой метод, театрализованная деятельность и т.д.;
- методы коррекции – методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания.
Таким образом, культура взаимодействия в детском коллективе у детей дошкольного возраста является показателем умения дошкольника следовать нормам и правилам взаимодействия со сверстниками, основанными на взаимном уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения.
Комплексное использование принципов, методов и приемов педагогической работы позволят сформировать культуру взаимодействия в детском коллективе у детей дошкольного возраста.