Некоторые вопросы совершенствования деятельности службы судебных приставов в России

В данной статье с точки зрения действующих нормативных правовых актов РФ анализируются правовые основы деятельности службы судебных приставов. Исследуются отдельные вопросы, которые непосредственно связанны с требованиями, которые предъявляются лицам, замещающие должности судебных приставов.

Аннотация статьи
правовой статус
исполнительное производство
исполнение решений
судебный пристав
деятельность
Ключевые слова

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [1, c.26] была создана Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов РФ определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» [2, c.83] и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» [3, c. 56].

ФССП в нашей стране представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по исполнению судебных актов и актов иных федеральных органов, а также гарантирует установленный порядок работы и функционирования судов, и данная служба подконтрольна Министерству Юстиции Российской Федерации.

Главными задачами ФССП являются:

  • обеспечить установленный порядок в работе и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • обеспечить организацию принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других федеральных органов, которые предусмотрены законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • осуществлять контроль над территориальными органами ФССП РФ.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О судебных приставах» закреплено, что Положение о ФССП РФ, ее организация и штатная численность утверждаются непосредственно Президентом РФ. Только Президент имеет право назначать и освобождать от службы – главного судебного пристава ФССП Российской Федерации, а также его заместителей.

За Минюстом закреплены обязанности по управлению и регулированию деятельности ФССП, а также Министерство Юстиции играет главную роль по принятию нормативных правовых актов, которые непосредственно относятся к сфере деятельности службы (статья 7).

Административная реформа установила двойное подчинение ФССП РФ – Президенту и Министерству юстиции РФ, что может препятствовать оперативному решению организационно-правовых вопросов в деятельности службы.

В структуре принудительного исполнения главными элементами являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, которые уже включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возглавляют их старшие судебные приставы.

Контроль старшего судебного пристава заключается в утверждении постановлений судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, он дает письменное разрешение на реализацию судебным приставам исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов; утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя.

Также Старший судебный пристав берет на себя организацию и контроль за работой своего подразделения и несет ответственность за исполнение поставленных им задач, которые поручены судебным приставам; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений судьи; координирует действия судебных приставов.

В связи с созданием в структуре ФССП РФ подразделений по осуществлению дознания и административной практики можно говорить о появлении новой категории судебных приставов: судебных приставов-дознавателей, которые осуществляли деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства.

В связи с возложением на ФССП такого вида деятельности, был разработан механизм для обеспечения исполнения судебных решений в рамках уголовно-процессуального законодательства [4, с. 114].

Некоторые авторы предлагают введение института участковых судебных приставов, что сделает организацию ФССП РФ более гибкой, а деятельность в регионах – более оперативной [5, с. 67].

Выполнение обязанностей по принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей, которые относятся к структурным подразделениям территориальных органов ФССП России.

Следует обратить внимание на то, что приставы-исполнители, имеют право применять различные меры принуждения, и по факту у них нет гарантий в правовом и социальном планах, а также компенсаций, которые предусмотрены для правоохранительных органов, хотя работа в ФССП РФ в значительной степени имеет высокий процент угроз для жизни всех сотрудников которые, несут там службу.

На настоящий момент система правоохранительных органов до конца не отлажена, и такой вопрос как присвоение статуса правоохранительного органа за ФССП остается не решенным.

Присвоение такого статуса позволит ФССП на законном основании пользоваться современными системами и получит полное право на применение мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений.

Так же, среди всего прочего, можно будет наделить ФССП полномочиями на проведение оперативно-разыскных мероприятий.

В связи со всем вышеперечисленным можно сделать вывод, что созрела потребность совершенствования статуса судебных приставов и перевод их в категорию правоохранительных органов власти.

Но при всем при этом, необходимо наделить их материальными и социальными гарантиями, которые присущи гарантиям сотрудников МВД, ФСБ и ряда других аналогичных служб.

На сегодняшний день в ходе выполнения исполнительного производства большое внимание уделяется применению электронных ресурсов. Обратиться в ФССП РФ и ее территориальные органы можно через сеть «Интернет», также действует телефон доверия.

Внедряется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, задолженность по исполнительному производству можно оплатить с помощью электронных платежных систем КиВи, Город, Веб-мани.

Обмен информацией по запросам судебных приставов-исполнителей, постановлений о наложении обременения на имущество должника между ФССП России, МВД России, Росреестром, ФНС России и другими государственными органами осуществляется в электронном виде [6, с. 82]. Введение электронного документооборота и обмена информацией между приставом и другими организациями существенно повышает эффективность исполнения судебных актов. Однако состояние законности в сфере исполнительного производства оставляет желать лучшего.

Так, в первом полугодии 2018 года в отношении 112 государственных служащих, а также граждан, ранее проходивших службу в ФССП России, возбуждено 115 уголовных дел по должностным преступлениям. Наблюдался рост количества выявленных фактов превышения и злоупотребления должностными полномочиями, взяточничества [7, с. 73-75].

Наиболее распространенными правонарушениями при осуществлении исполнительных действий следует считать бездействие судебных приставов-исполнителей, несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств, нарушение порядка наложения ареста на имущество должника, прекращение или окончание исполнительного производства без законных на то оснований [8]. В развитии службы судебных приставов антикоррупционный фактор в процессе исполнения судебных решений играет особую роль, так как обусловливает выполнение обязанностей честно, добросовестно, в полном соответствии с законом, компетентно и высокопрофессионально.

Текст статьи
  1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 3590
  3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4111.
  4. Симонов А.А. Место Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 1. С. 111-115.
  5. Гуреев В.А., Салов А.А. Совершенствование территориальной организации Федеральной службы судебных приставов // Современное право. 2011. № 6. С. 67.
  6. Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 1 (41). С. 78-84.
  7. Рубцов А.Г. Зарубежный опыт подготовки кадров судебных приставов и возможность его использования в современной России // Юридический мир. 2011. № 7. С. 73-75.
  8. Гадиятова М.В. Проблемы оспаривания прокурором действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в административном судопроизводстве // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.18 (Дата обращения: 28.11.2018).
Список литературы