научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

К вопросу классификации аварий речных пассажирских судов

В работе рассматривается и обсуждается классификация видов транспортных происшествий с точки зрения «Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» и на основании сведений об аварийности с судами на море и внутренних водных путях за 2017-2021 годы, опубликованных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Предлагается введение термина «запроектная авария речного водоизмещающего судна» - авария вне классификации Правил Российского Речного Регистра в части остойчивости и непотопляемости судов.

Аннотация статьи
безопасность плавания
внутренние водные пути
Правила Российского Речного Регистра
Росморречнадзор
запроектная авария
речные пассажирские водоизмещающие суда
транспортные происшествия
Ключевые слова

На этапе проектирования водоизмещающего судна проводится анализ его плавучести и остойчивости в конкретных аварийных ситуациях, согласно утвержденным методикам и правилам Российского Речного Регистра [1]. Но, не смотря на соблюдения требований к проектированию и постройке судов, происходят аварийные случаи гибели судов: по данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [2] в период с 2017 по 2021 годы на внутренних водных путях погибло 8 человек.

Рассмотрим классификацию происшествий на внутренних водных путях, изложенную в «Положении по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 2010 года, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2004 года, регистрационный N 5493, утверждено приказом Минтранса России от 29 декабря 2003 года N 221) [3].

Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.

К авариям следует относить:

  • транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
  • разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
  • затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
  • посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
  • разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

К инцидентам следует относить:

  • все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
  • посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.

Виды транспортных происшествий:

  • соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
  • соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом (удар);
  • затопление судов;
  • посадка на мель;
  • повреждение гидротехнических сооружений.

Причины транспортных происшествий:

  • невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
  • нарушение командным составом трудовой дисциплины;
  • выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов (судоводительские ошибки);
  • неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
  • технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
  • невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
  • наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

В «Положении по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» и сведениях об аварийности с судами на море и внутренних водных путях за 2017-2021 годы, опубликованных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [1] приведена конкретная классификация видов транспортных происшествий. В то же время анализ аварий судов, связанных с потерей остойчивости, указывает на возникновение сложных ситуаций как по характеру воздействия на судно внешних сил, так и усугубляющих ситуацию внутренних динамически происходящих изменений нагрузки и остойчивости. Данные аварийные ситуации, при использовании выше указанной классификации, подходят под следующий вид происшествий: наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие) - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

В Правилах классификации и постройки судов, утвержденных Российским Речным Регистром в разделе «Дополнительные требования к остойчивости судов различных типов» в примечании к п. 3.1.1 говорится, что проверка остойчивости судна по дополнительным требованиям выполняется также при неполном количестве пассажиров, если такое состояние нагрузки может оказаться менее благоприятным для остойчивости, чем наихудшая из перечисленных выше. А в разделе «Непотопляемость» в п. 4.2.12 сказано следующее: «Расчеты, подтверждающие выполнение требований к аварийной посадке и остойчивости, должны быть выполнены для такого числа худших в отношении посадки и остойчивости эксплуатационных вариантов нагрузки, чтобы на основании этих расчетов было определено, что во всех остальных случаях состояние поврежденного судна будет также соответствовать требованиям к аварийной посадке и остойчивости, установленным настоящими Правилами. При этом следует учитывать действительную конфигурацию поврежденных отсеков, характер закрытий отверстий, наличие продольных переборок и выгородок, непроницаемость которых такова, что эти конструкции постоянно ограничивают распространение воды по судну или сохраняют непроницаемость временно.» Получается, что проектировщик судна, основываясь на свои знания и опыт, должен предвидеть «непреодолимые и непредвиденные обстоятельства», что на практике невозможно.

Данные факты говорят о возникновении аварий вне классификации Российского Речного Регистра. Подобные аварии предлагается именовать термином «запроектная» авария, по аналогии с руководством по безопасности при использовании атомной энергии [5]. Согласно нормам и правилам в области использования атомной энергии [6] «запроектная авария» - это авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами сверх единичного отказа, ошибочными решениями работников.

В связи с вышесказанным предлагается ввести термин «запроектная авария речного водоизмещающего судна». «Запроектная авария речного водоизмещающего судна» – авария вне классификации Правил Российского Речного Регистра в части остойчивости и непотопляемости судов. Данный термин предлагается включить в п. 9 «Причины транспортных происшествий» «Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации».

Текст статьи
  1. Российский Речной Регистр [Электронный ресурс] / Правила РРР // Режим доступа https://www.rivreg.ru/assets/uploads/rules2019.pdf (дата обращения: 02.12.2021).
  2. Анализ и состояние аварийности [Сайт] – ГОСМОРРЕЧНАДЗОР – URL: https://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanie-avarijnost (дата обращения: 07.11.2021).
  3. «Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/901884580 (дата обращения: 09.12.2021).
  4. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ // «Консультант плюс» - законодательство РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30650/ (дата обращения: 09.12.2021).
  5. РБ-129-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по формированию и поддержанию культуры безопасности на атомных станциях и в эксплуатирующих организациях атомных станций» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/456098877 (дата обращения: 08.12.2021).
  6. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) НП-016-05 (в редакции приказа Ростехнадзора от 28 июля 2014 г. № 326) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/901962058 (дата обращения: 08.12.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября