научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

Профессиональное развитие государственных служащих – один из ключевых направлений модернизации института государственной службы

В статье рассмотрено профессиональное развитие государственных служащих, как одна из приоритетных направлений государственного управления в Казахстане. Эффективность всех реализуемых реформ во многом будут зависеть от государственного аппарата, от профессионализма работы государственных служащих.

Аннотация статьи
государственная служба
модернизация
Казахстан
технологии
профессиональное развитие
Ключевые слова

Подготовленные, хорошо обученные и высокопрофессиональные кадры всегда являлись залогом конкурентоспособности государства. И от способностей каждого государственного служащего эффективно выполнять свои функциональные обязанности, их умения оказывать населению качественные услуги зависит в целом успешная реализация государственной политики. Профессиональное развитие государственных служащих – один из ключевых направлений модернизации института государственной службы. Актуальность вопроса эффективности профессионализации государственных служащих связана с реализацией задач, которые необходимы для реализации институциональной реформы.

Успешность реформирования государственной службы взаимосвязано с эффективностью государственного управления, а происходящие изменение в организации профессионального развития государственных служащих одни из необходимых факторов трансформации гражданской службы.

В системе государственной службы необходимо создать для каждого служащего возможности для реализации собственного потенциала, роста и профессионального развития. Система профессионального развития государственного служащего должен включить квалификационный подход, который содержит описание требований к профессиональным и личностным качествам (компетенциям).

Если рассмотреть систему профессионального развития госслужащих зарубежных стран, то в США, в отличие от, например, Великобритании или Канады, система профессионального развития госслужащих характеризуется значительной децентрализацией, многоуровневостью программ, а также достаточно глубокой взаимосвязью с другими программами обучения, например, в сфере бизнеса. В США широко развита система внутриведомственной подготовки государственных служащих, при этом специфика образовательной программы зависит от должностных обязанностей конкретного чиновника и результатов экспертных опросов, регулярно проводящийся в ведомствах [1].

В Сингапуре действует развитая институциональная система, специализирующийся на повышении квалификации чиновников. Отдел государственной службы при кабинете премьер-министра Сингапура занимается совершенствованием как институтов государственной службы, так и их сотрудников. Целью Отдела является создание единой и эффективной государственной службы. Работа данного ведомства в широком смысле делится на пять секторов: укрепление кадров государственной службы – центральной администрации; повышение безопасности; социальное и экономическое развитие; развитие инфраструктуры и окружающей среды. Отдельное внимание уделяется программам для государственных управленцев [1].

Великобритания уделяет значительное внимание непрерывному повышению квалификации государственных служащих. Одним из направлений по модернизации государственной службы является сервис «Образование на государственной службе» (Civil Service Learning – CSL), обеспечивающий обучение и развитие всех государственных служащих. CSL предоставляет широкий спектр образовательных программ, который способствует предоставлению «отличных» государственных услуг [1].

Казахстан ставит перед собой сложные и большие реформы по дальнейшему социально-экономическому развитию страны. При этом качество реализации и эффективность всех реформ во многом будут зависеть от государственного аппарата, работы госслужащих. Однако, недостаточная разработанность обеспечения профессионального развития государственных служащих негативно влияет на показатели эффективности их профессиональной деятельности. При этом профессиональное развитие государственных гражданских служащих «является одним из ключевых направлений модернизации института государственной службы Казахстана и повышения эффективности функционирования всей системы государственного управления.

В настоящее время в Казахстане прослеживаются тенденции, согласно которому постоянное повышение квалификации государственных служащих рассматривается как один из основных приоритетов развития государства. Согласно «Закону Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» предусмотрена непрерывность обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций; практическая ориентированность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих [2].

На образовательном рынке Казахстана представлено большое количество семинаров и курсов повышения квалификации, профессиональной подготовки государственных служащих (в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, крупных вузах и частных компаниях).

В январе 2021 года Указом Президента РК была принята Концепция развития государственного управления до 2030 года, в которой говорится о необходимости дебюрократизации госаппарата, проведения оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов в госорганах [3].

В стране запустили проект «Начни изменения с себя», нацеленный на трансформацию мышления государственных служащих. В рамках него применяются новые подходы к модернизации сознания самих чиновников, а также и к изменению стереотипного восприятия обществом отечественных госслужащих.

Одним из главных факторов, согласно данному проекту, который влияет на модернизацию сознания госслужащих, начиная от руководителей, является развитие «софт скиллов» – гибких навыков. В нынешних условиях перехода к цифровизации высокий эмоциональный интеллект должен быть одним из ключевых критериев отбора на государственную службу.

Процесс профессионального развития государственных служащих является суммарным результатом процесса профессиональной подготовки и получения дополнительного профессионального образования, включающего профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

Сегодня каждый государственный служащий при наличии профессионального опыта имеет возможность карьерного продвижения не только в своем государственном органе, но и так и в любом другом на всей территории республики благодаря институту внутренних конкурсов. Для участия в конкурсе необходимо предоставление всего двух документов: заявления и послужного списка. При этом, на сегодняшний день данный процесс автоматизирован. Документы подаются в электронном виде посредством систем "Е-қызмет", "Е-gov" либо на адрес электронной почты госоргана [4].

Развитие информационного общества, интенсивное внедрение инноваций во все сферы государственного управления, быстрые темпы старения информации делают необходимым увеличение периодичности повышения профессионального развития государственных служащих. В этом процессе, одной из важнейших проблем является оценка самими государственными служащими уровня своей квалификации, его заинтересованности в регулярном приобретении новых знаний и навыков, актуализации несоответствий уровня знаний и умений требованиям эффективности служебной деятельности [5].

Таким образом, механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в государственном управлении Казахстане напрямую зависит от профессионального развития государственных служащих. Для этих целей приняты нормативно-правовые акты, определены стратегии, задачи поставлены. Государственные служащие как проводники этих реформ должны усердно работать и приложить все усилия для качественной их реализации.

Текст статьи
  1. Зарубежный опыт повышения квалификации госслужащих. Москва, 2021. 42 с. //chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html.
  2. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)
  3. Об утверждении Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 522.
  4. Еварович С.А., Готовщикова Н.Э., Лаврова Т.Б. Новая модель организации профессионального развития государственных гражданских служащих как фактор трансформации государственного управления // Проблемы управления. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 4. С.11-16.
  5. https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1812444-karernaa-model-v-dejstvii-kak-gossluzasie-mogut-polucit-povysenie/.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября