Бюджет как метод государственного управления

В статье бюджет рассматривается в качестве одного из приоритетных инструментов государственного управления.

Аннотация статьи
бюджетный кодекс
государственное управление
бюджетная политика
бюджет
Ключевые слова

Актуальность исследования обусловлена важностью совершенствования системы государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации, в том числе за счет грамотной бюджетной политики. Данная работа посвящена анализу места и роли бюджета в системе государственного управления. В статье представлено определение бюджета и описание бюджетной системы федеративного государства, выделены функции бюджета, обоснована важность бюджетной политики как инструмента государственного управления.

Прогрессивное развитие общества возможно только в условиях развитой, стабильно функционирующей государственной системы, поэтому исследования различных методов государственного управления занимают особо важное место во многих научных дисциплинах.

Рассматривая государственное управление в широком смысле, можно сказать, что это организация и регулирование общественной жизни, осуществляемое государством в лице трех ветвей власти, соответствующими государственными учреждениями и организациями федерального значения, а также структурами, которые реализовывают самоуправление в отдельных регионах страны.

Государственное управление в узком смысле – это управление общественными отношениями органами исполнительной власти посредством определенной формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности. Таким образом, государственное управление в этом смысле носит четко сформулированный организующий, координирующий и распорядительный характер.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка [2, с. 27–28]. Следовательно, государственное управление призвано выполнять множество функций посредством различных методов, в том числе инструментов экономического характера.

Бюджетная политика государства, по мнению многих экспертов, является важнейшим экономическим инструментом государственного управления. За счет данного метода организуется планирование, рациональное распределение и эффективное использование имеющихся в государственном распоряжении финансовых ресурсов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации приводится следующее определение понятия определяет понятие «бюджет» – «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].

Так как Россия имеет федеративное устройство, государственная бюджетная система имеет сложную организацию и представлена следующими элементами:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты федеральных субъектов (регионов);
  3. местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Разработка и утверждение бюджетов первого из обозначенных уровней производится в форме федеральных законов, второго – в форме законодательных актов субъектов Российской Федерации, третьего – правовыми актами представительных органов, осуществляющих данные задачи в системе местного самоуправления.

Формирование доходов государственного бюджета производится, главным образом, за счет налоговых поступлений от юридических и физических лиц, осуществляющих различные виды хозяйственной деятельности на территории страны; по данным аналитических исследований, доля налогов в структуре бюджетных доходов российской казны в последние годы составляет более 50%. Другими источниками пополнения государственного бюджета являются доходы от международной торговли, от эксплуатации государственной собственности и ценных бумаг, от деятельности внебюджетных фондов (пенсионного, страхового и т. д.) [3, с. 272–273].

Расходование бюджетных средств напрямую связано с его функциями и задачами, от эффективности исполнения которых во многом зависит качество государственного управления и внутренняя стабильность государства; выделим основные из них:

  1. централизация государственных доходов, формирование единого фонда финансовых ресурсов страны;
  2. определение стратегии развития государства, приоритетных целей расходной части бюджета;
  3. перераспределение национальных доходов, валового внутреннего продукта;
  4. мониторинг и контроль над эффективностью расходования бюджетных средств.

С одной стороны, посредством бюджетной политики государство регулирует достаточное обеспечение ресурсами общественной системы, с другой стороны, оно организует грамотное распределение имеющихся доходов между всеми федеральными субъектами и всеми отраслями народного хозяйства. Таким образом обеспечивается оптимальное соотношение доходов и расходов по отраслям, способным принести максимальную пользу на данном этапе государственного развития.

По своей сути бюджет является финансовым планом государства на некоторый период времени. В нем обозначены цели и задачи стратегического развития государства, планы, сроки и программы по их реализации, возможные риски, а также планируемые результаты – критерии, по которым можно определить результативность реализации данных программ. Расчет ресурсного обеспечения государственного развития является базовым и важнейшим направлением бюджетной политики [4, с. 48].

В обосновании важности бюджетной политики для государственного управления важно выделить некоторые направления развития, которые обеспечиваются за счет нее. Во-первых, за счет возможности централизованного управления средствами становится возможным достаточное финансирование военного сектора. Сегодня, когда резко обострились отношения России с западными странами, вопросы национальной безопасности страны, защиты от угроз внешнего вторжения приобретают приоритетное значение.

Во-вторых, бюджетная система позволяет обеспечивать развитие экономической системы страны. Общественное производство является той базой, за счет которой реализуется стабильное функционирование народного хозяйства. Государство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода от всех сфер производства, распределяет средства и направляет их на поддержание важных экономических секторов за счет таких инструментов, как инвестиции, бюджетное финансирование добывающих, производственных и сельскохозяйственных отраслей, а также научно-технической отрасли, субсидирование ключевых предприятий и т.д. Грамотная стратегия финансирования экономических секторов способна выгодно изменять структуру общественного производства, целенаправленно влиять на темпы экономического роста и его соотношение в разных сферах народного хозяйства.

На современном этапе экономического развития страны большое значение отводится повышению роли государственного влияния на стратегически важные отрасли экономики. Создано множество программ поддержки различных производств, позволяющих произвести обновление фондов и инфраструктуры, внедрить новейшие научно-технические разработки, что, в итоге, повышает их доходность, делая данные производства источником значительных поступлений в государственный бюджет уже в ближайшие периоды.

В-третьих, за счет бюджетной политики реализуется развитие социальной сферы, являющейся показателем общественного благоустройства и непосредственным образом влияющей на качество жизни населения. Стабильно функционирующие системы здравоохранения, образования, социального обеспечения незащищенных категорий граждан, поддержка деятельности различных культурных учреждений является показателем развития государства, его демократизации, общественной стабильности, к которым стремятся правительства наиболее развитых стран мира.

Государственный бюджет является основным инструментом регулирования экономической системы, позволяющим определить объемы нужных для реализации важнейших стратегических задач федерального значения финансовых ресурсов, выделить ведущие направления использования данных средств, и оптимизировать финансовую деятельность государства в целом. Посредством изменений в налогообложении, в структуре и объемах государственных расходов, Правительство Российской Федерации имеет возможность регулировать социально-экономические процессы, а также влиять на экономическую конъюнктуру путем выработки бюджетной политики и использования бюджетного механизма [3, с. 275].

Таким образом, удовлетворение важнейших потребностей общества в развитии всех сфер народного хозяйства, социального обеспечения отрасли, образования и здравоохранения, внешней обороны, поддержания общественного порядка, национальной безопасности страны может быть реализовано за счет функционирования бюджетной системы, которая представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в связи с распределением централизованного фонда денежных средств государства и его использованием по целевому назначению. Следовательно, бюджет можно назвать одним из ведущих методов государственного управления.

Текст статьи
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) // КонсультантПлюс: Справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.02.2022).
  2. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: в 2 ч. Ч.1 / Е. В. Охотский. - 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 367 с.
  3. Храмченко А.А., Пономаренко А. В., Тараненко Д. В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // ЕГИ. 2021. №4 (36). – С. 271–276.
  4. Шохин С. О. Роль и место бюджета в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. №1. С. 45–48.
Список литературы