Благополучие любой страны зависит от уровня воспитанности и образованности ее граждан. Поэтому духовно-нравственное воспитание всегда являлось важной составляющей в организации образовательного процесса.
В федеральных государственных образовательных стандартах уделяется внимание воспитанию российской гражданственной идентичности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам. Все эти задачи позволяет решить школьный предмет «Основы православной культуры». Обучение в данной предметной области позволяет обучающимся приобрести культурологические знания, необходимые для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения, обеспечить самоопределение личности, формировать патриотические чувства и сознание гражданина на основе исторических ценностей как основы консолидации общества, развить нравственные качества на основе освоения знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства.
Однако, в преподавании модуля «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возникают сложности, связанные с недостаточностью разработки примерных рабочих программ, учебно-методических комплексов в этой предметной области именно для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому нами были разработаны соответствующие программы, адаптированные под возможности детей с ИН с использованием учебно-методического комплекса под редакцией Шевченко Л.Л.
Преподавание любой предметной области в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет ряд особенностей. Для детей с интеллектуальными нарушениями или умственной отсталостью характерно стойкое нарушение познавательной деятельности, эмоциональной и волевой сфер, обусловленными поражением коры головного мозга. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения [3, с. 7].
Таким образом, в процессе организации учебной деятельности учитываются интеллектуальные особенности обучающихся. Так, для решения проблемы, связанной с явлением псевдовнимания, когда школьник на уроке изображает внимательного ученика, а на самом деле не слышит объяснений учителя, используется система вопросов, позволяющая активизировать познавательную деятельность обучающих.
Поскольку скорость восприятия у обучающихся с нарушением интеллекта значительна снижена и ему требуется больше времени для усвоения материала, информация до обучающихся доводится в сниженном темпе: речь преподавателя должна быть медленной, уделяется больше времени на рассматривание наглядных материалов. Школьников с нарушением интеллекта не следует перегружать информацией, потому что объем восприятия у них снижен. В процессе учебной деятельности выносится основная мысль, важные понятия по теме урока и через различные виды учебной деятельности доводятся до обучающихся. В процессе организации учебной деятельности по курсу «основы православной культуры» используются общие и специфические дидактические принципы обучения. Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Основная причина – это низкий уровень развития всех психических процессов. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока. На уроках православной культуры решаются такие коррекционные задачи, как: расширение, обогащение, уточнение и систематизация представлений и знаний детей о православном мире, осуществление коррекции восприятия, мышления, речи обучающихся и другое.
Преподавание предметной области «Основы православной культуры» сопровождается различными методами обучения:
- словесными, позволяющими формировать теоретические и фактические знания, развивать логическое мышление, речевые умения;
- наглядными, позволяющими решать задачи развития образного мышления, воспитания в художественно-эстетическом направлении;
- практическими, проблемно-поисковыми, методами самостоятельной работы, позволяющими закреплять полученные теоретические знания, развивать самостоятельность;
- репродуктивными, способствующими освоению фактических знаний.
В процессе организации учебной деятельности курса «Основы православной культуры» интегрируются различные предметные области такие, как: музыка, изобразительное искусство, история, математика, литература и другие. Например, урок может начаться с эмоционального настроя, фоном которого могут служить классическое музыкальное сопровождение и строки из литературного произведения. Такая предметная область, как изобразительное искусство, становится все больше неотъемлемой частью учебного процесса модуля «Основы православной культуры». Изобразительная деятельность позволяет не только ребенку выразить свое мировосприятие и эмоционально восстановиться, но также обладает коррекционно-воспитательной направленностью [1, с.4].
На уроках по основам православной культуры обучающимся предлагается иллюстрировать различные библейские сюжеты, составлять книги, например, книга «Сотворения Мира», книга «Удивительный мир церковно-славянской азбуки» и другое.
Предметная область «История» проходит через все уроки курса «Основы православной культуры». Обучающиеся узнают об основных исторических событиях и героях православного мира.
На уроках по основам православной культуры в некоторых дидактических упражнениях и заданиях, связанных с определением цифрового значения используются математические выражения, соответствующие уровню знаний в этой области у обучающихся. Так, обучающимся может быть дана задача, в которой они должны определить количество учеников Иисуса Христа, либо вычислить с помощью математического выражения возраст Иисуса Христа, когда он начал проповедовать христианское учение и т.д.
Организация учебной деятельности в предметной области «Основы православной культуры» включает следующие виды учебной работы:
- индивидуальная, парная, групповая, которые позволяют выработать навыки самостоятельной работы, а также коммуникативные качества;
- составление словаря – глоссария, который проходит через все уроки курса и является сквозным видом учебной деятельности;
- создание галереи, позволяет установить внутренние связи курса на визуальном уровне.
Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Такие ученые как Д.И. Азбукин, А.Н. Граборов, И.Г. Еременко и другие определили структуру урока; установили внутреннюю связь между уроками; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные. В зависимости от дидактической задачи в модуле «Основы православной культуры» могут проводиться следующие типы уроков:
- урок сообщения новых знаний;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок формирования и закрепления умений и навыков;
- контрольно-учетный урок;
- комбинированный урок.
Наиболее часто используемым типом урока является комбинированный урок, поскольку он позволяет учителю решать несколько задач; этапы такого типа урока могут быть представлены в любой последовательности, а деятельность обучающихся и учителя динамична, последовательна и соответствует возможностям учащихся. Структура урока выстраивается в соответствии с особенностями интеллектуальных возможностей обучающихся и проходит определенный алгоритм последовательных этапов учебной деятельности:
- восприятие учебного материала;
- осмысление учебного материала;
- закрепление учебного материала в памяти;
- применение усвоенных знаний и умений.
Таким образом урок содержит в себе следующие этапы:
- организационный момент;
- актуализация знаний;
- подготовка обучающихся к усвоению новых знаний;
- сообщение нового материала;
- проверка понимания полученных знаний;
- закрепление полученных знаний;
- подведение итогов;
- рефлексия.
Познавательный интерес к учебному предмету «основы православной культуры» поддерживается внедрением в дидактическую систему данной предметной области современных технологий. На уроках православной культуры активно используется технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, коррекционно-развивающие технологии и другие.
В преподавании курса «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII важным моментом является применение коррекционно-развивающих технологий. Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
На уроках осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. При организации учебного процесса используются те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. На уроках по основам православной культуры активно используются наглядные методы с применением технических средств обучения: просмотр презентаций, видеоматериалов и другое. Практические методы составляют основу занятия, поскольку позволяют обучающимся наиболее полно осмыслить и закрепить изученный материал. В начале урока в целях активизации познавательной деятельности, повторения изученного материала используются такие дидактические задачи и упражнения, как ребусы, кроссворды, загадки, задания на классификацию и другое.
На этапе урока закрепления изученного материала обучающиеся выполняют письменные задания с рабочих тетрадей – карточек. Также в целях закрепления и проверки усвоения изученного материала могут быть применены другие дидактические материалы: «Дерево добра и зла», «Цветок качеств души», «Карточки – лото православных праздников», задания на составление понятий по буквам.
В завершении урока при анализе учебной деятельности обучающихся используются различные приемы на рефлексию, например, игровой кубик «Как прошло мое занятие?» и другие.
Таким образом, преподавание модуля «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет ряд особенностей. Использование общих и специфических принципов обучения, интегрирование в урок по основам православной культуры различных предметных областей, применение специальных методов и приемов обучения позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность по данному предмету, что, в свою очередь, позволяет решить задачу формирования у обучающихся системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.