научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры» в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор рассматривает особенности преподавания предметной области «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. В статье раскрываются особенности использования специальных методов и приемов обучения в процессе организации учебной деятельности данной предметной области.

Аннотация статьи
основы православной культуры
интеллектуальные нарушения
учебная деятельность
коррекционно-развивающие направленность
специальная (коррекционная) школа VIII вида
коррекционные задачи
методы обучения
познавательный интерес
Ключевые слова

Благополучие любой страны зависит от уровня воспитанности и образованности ее граждан. Поэтому духовно-нравственное воспитание всегда являлось важной составляющей в организации образовательного процесса.

В федеральных государственных образовательных стандартах уделяется внимание воспитанию российской гражданственной идентичности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам. Все эти задачи позволяет решить школьный предмет «Основы православной культуры». Обучение в данной предметной области позволяет обучающимся приобрести культурологические знания, необходимые для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения, обеспечить самоопределение личности, формировать патриотические чувства и сознание гражданина на основе исторических ценностей как основы консолидации общества, развить нравственные качества на основе освоения знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства.

Однако, в преподавании модуля «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возникают сложности, связанные с недостаточностью разработки примерных рабочих программ, учебно-методических комплексов в этой предметной области именно для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Поэтому нами были разработаны соответствующие программы, адаптированные под возможности детей с ИН с использованием учебно-методического комплекса под редакцией Шевченко Л.Л.

Преподавание любой предметной области в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет ряд особенностей. Для детей с интеллектуальными нарушениями или умственной отсталостью характерно стойкое нарушение познавательной деятельности, эмоциональной и волевой сфер, обусловленными поражением коры головного мозга. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения [3, с. 7].

Таким образом, в процессе организации учебной деятельности учитываются интеллектуальные особенности обучающихся. Так, для решения проблемы, связанной с явлением псевдовнимания, когда школьник на уроке изображает внимательного ученика, а на самом деле не слышит объяснений учителя, используется система вопросов, позволяющая активизировать познавательную деятельность обучающих.

Поскольку скорость восприятия у обучающихся с нарушением интеллекта значительна снижена и ему требуется больше времени для усвоения материала, информация до обучающихся доводится в сниженном темпе: речь преподавателя должна быть медленной, уделяется больше времени на рассматривание наглядных материалов. Школьников с нарушением интеллекта не следует перегружать информацией, потому что объем восприятия у них снижен. В процессе учебной деятельности выносится основная мысль, важные понятия по теме урока и через различные виды учебной деятельности доводятся до обучающихся. В процессе организации учебной деятельности по курсу «основы православной культуры» используются общие и специфические дидактические принципы обучения. Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Основная причина – это низкий уровень развития всех психических процессов. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока. На уроках православной культуры решаются такие коррекционные задачи, как: расширение, обогащение, уточнение и систематизация представлений и знаний детей о православном мире, осуществление коррекции восприятия, мышления, речи обучающихся и другое.

Преподавание предметной области «Основы православной культуры» сопровождается различными методами обучения:

  • словесными, позволяющими формировать теоретические и фактические знания, развивать логическое мышление, речевые умения;
  • наглядными, позволяющими решать задачи развития образного мышления, воспитания в художественно-эстетическом направлении;
  • практическими, проблемно-поисковыми, методами самостоятельной работы, позволяющими закреплять полученные теоретические знания, развивать самостоятельность;
  • репродуктивными, способствующими освоению фактических знаний.

В процессе организации учебной деятельности курса «Основы православной культуры» интегрируются различные предметные области такие, как: музыка, изобразительное искусство, история, математика, литература и другие. Например, урок может начаться с эмоционального настроя, фоном которого могут служить классическое музыкальное сопровождение и строки из литературного произведения. Такая предметная область, как изобразительное искусство, становится все больше неотъемлемой частью учебного процесса модуля «Основы православной культуры». Изобразительная деятельность позволяет не только ребенку выразить свое мировосприятие и эмоционально восстановиться, но также обладает коррекционно-воспитательной направленностью [1, с.4].

На уроках по основам православной культуры обучающимся предлагается иллюстрировать различные библейские сюжеты, составлять книги, например, книга «Сотворения Мира», книга «Удивительный мир церковно-славянской азбуки» и другое.

Предметная область «История» проходит через все уроки курса «Основы православной культуры». Обучающиеся узнают об основных исторических событиях и героях православного мира.

На уроках по основам православной культуры в некоторых дидактических упражнениях и заданиях, связанных с определением цифрового значения используются математические выражения, соответствующие уровню знаний в этой области у обучающихся. Так, обучающимся может быть дана задача, в которой они должны определить количество учеников Иисуса Христа, либо вычислить с помощью математического выражения возраст Иисуса Христа, когда он начал проповедовать христианское учение и т.д.

Организация учебной деятельности в предметной области «Основы православной культуры» включает следующие виды учебной работы:

  • индивидуальная, парная, групповая, которые позволяют выработать навыки самостоятельной работы, а также коммуникативные качества;
  • составление словаря – глоссария, который проходит через все уроки курса и является сквозным видом учебной деятельности;
  • создание галереи, позволяет установить внутренние связи курса на визуальном уровне.

Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Такие ученые как Д.И. Азбукин, А.Н. Граборов, И.Г. Еременко и другие определили структуру урока; установили внутреннюю связь между уроками; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные. В зависимости от дидактической задачи в модуле «Основы православной культуры» могут проводиться следующие типы уроков:

  • урок сообщения новых знаний;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок формирования и закрепления умений и навыков;
  • контрольно-учетный урок;
  • комбинированный урок.

Наиболее часто используемым типом урока является комбинированный урок, поскольку он позволяет учителю решать несколько задач; этапы такого типа урока могут быть представлены в любой последовательности, а деятельность обучающихся и учителя динамична, последовательна и соответствует возможностям учащихся. Структура урока выстраивается в соответствии с особенностями интеллектуальных возможностей обучающихся и проходит определенный алгоритм последовательных этапов учебной деятельности:

  • восприятие учебного материала;
  • осмысление учебного материала;
  • закрепление учебного материала в памяти;
  • применение усвоенных знаний и умений.

Таким образом урок содержит в себе следующие этапы:

  1. организационный момент;
  2. актуализация знаний;
  3. подготовка обучающихся к усвоению новых знаний;
  4. сообщение нового материала;
  5. проверка понимания полученных знаний;
  6. закрепление полученных знаний;
  7. подведение итогов;
  8. рефлексия.

Познавательный интерес к учебному предмету «основы православной культуры» поддерживается внедрением в дидактическую систему данной предметной области современных технологий. На уроках православной культуры активно используется технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, коррекционно-развивающие технологии и другие.

В преподавании курса «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII важным моментом является применение коррекционно-развивающих технологий. Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

На уроках осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. При организации учебного процесса используются те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. На уроках по основам православной культуры активно используются наглядные методы с применением технических средств обучения: просмотр презентаций, видеоматериалов и другое. Практические методы составляют основу занятия, поскольку позволяют обучающимся наиболее полно осмыслить и закрепить изученный материал. В начале урока в целях активизации познавательной деятельности, повторения изученного материала используются такие дидактические задачи и упражнения, как ребусы, кроссворды, загадки, задания на классификацию и другое.

На этапе урока закрепления изученного материала обучающиеся выполняют письменные задания с рабочих тетрадей – карточек. Также в целях закрепления и проверки усвоения изученного материала могут быть применены другие дидактические материалы: «Дерево добра и зла», «Цветок качеств души», «Карточки – лото православных праздников», задания на составление понятий по буквам.

В завершении урока при анализе учебной деятельности обучающихся используются различные приемы на рефлексию, например, игровой кубик «Как прошло мое занятие?» и другие.

Таким образом, преподавание модуля «Основы православной культуры» в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет ряд особенностей. Использование общих и специфических принципов обучения, интегрирование в урок по основам православной культуры различных предметных областей, применение специальных методов и приемов обучения позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность по данному предмету, что, в свою очередь, позволяет решить задачу формирования у обучающихся системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Текст статьи
  1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 208 с.
  2. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко ле / Г.М.Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. – М., 1981. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2000. – 176 с.
  3. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. Учеб. Заведений/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолог-социальный институт, 1998. – 104 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля