Православное воспитание в семье

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

семья
семейные ценности
православное воспитание
церковь
традиции
христианская семья

Аннотация статьи

Автор раскрывает проблемы сохранения семьи и семейных ценностей в современном обществе в условиях глобализации. В статье раскрываются особенности православного воспитание в семье, целью которого является духовное возрождение семейных ценностей на основе возрождения отечественных культурно-исторических и религиозных традиций.

Текст статьи

Проблема сохранения семьи и семейных ценностей была актуальной во все времена. В условиях современных информационных технологий и глобализации моральное падение в обществе распространяется по всему миру и оказывает прямое воздействие на формирование семьи и семейных ценностей. Разрушение семьи и семейных ценностей ведет к нравственной деградации общества. Современная статистика показывает уменьшение количества зарегистрированных браков и увеличение бракоразводных процессов. Разрушение семейных традиций оказывает свое негативное влияние на развитие общества любой страны, и мы можем утверждать, что человечество столкнулось с глобальным кризисом семьи и семейных отношений.

Сегодняшняя действительность дает нам грустную картину все возрастающего ослабления семейных отношений, упадка семьи. Рассмотрим некоторые факторы, характеризующие причины этого.

  1. Почти полное исчезновение труда в семье. В настоящее время семья трудится вне дома. Из трудовой единицы современная семья (особенно в городах) превращается в потребительскую единицу.
  2. Изменение положения женщины в современной семье. Более того, в связи с самостоятельностью женщины происходит перемена и в ее психологии, сопряженная с независимостью от мужа, что как бы дает ей право иначе строить семейные отношения.
  3. Разные системы воспитания в семье: воспитанием детей занимаются дедушки и бабушки, при этом в семье сталкиваются разные системы воспитания. Нередко в современных семьях родители заняты работой.
  4. Материальное расслоение общества – дети «мажоры». На различия в семейном воспитании детей оказывает влияние и происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка.
  5. Демографическая проблема – однодетные семьи. В однодетной семье у ребенка, как правило, нет ни наставников – старших братьев и сестер, ни подопечных. Очень часто в таких семьях ребенок становится центром семьи, и при нарушении родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний ребенка, вырастает эгоистом.
  6. «Гражданская семья» – избежание ответственности. С точки зрения сожительствующих такая семья дает возможность при первом же конфликте бросить своего сожителя. Естественно, что в таких случаях молодые люди избегают иметь детей, идут на аборты.
  7. Многосемейственность современного мужчины и “свободное материнство” женщины [1, c.126-130].

Изложенные обстоятельства можно охарактеризовать как кризис современной семьи. В условиях развития современного общества решение данной проблемы видится в духовном возрождении семейных ценностей. Укрепление семьи возможно при условии возрождения отечественных культурно-исторических и религиозных традиций.

Семья является идеальным типом социальной структуры. Протоирей Василий Зеньковский отмечал определяющую роль семьи в воспитании ребёнка. Через семью ребёнок познаёт иерархию в отношениях, окружающий мир, его устройство и духовные ценности [6]. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка счастливым. И, к сожалению, большинство родителей видят счастье, а значит смысл и цель жизни в материальном благополучии. Проблема современного родительства – чрезмерная увлеченность созданием материальных благ для своих детей. В погоне за «самым лучшим и качественным» от нашего внимания ускользает самое важное – это становление наших детей, их преобразование. Повзрослевшие дети продолжают «гонку», начатую родителями. И такая бесконечная карусель…. Ускользает главное – определение цели в жизни и своего предназначения.

Святитель Тихон Задонский пишет, что цель жизни человека – «исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом» [8].

Поэтому православное воспитание направлено на нравственное совершенствование и вечное спасение, дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная. Игумен Георгий (Шестун) говорил о семье: «Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами» [7].

Рассматривая семью как «домашнюю Церковь», как живые клетки тела Церкви, можно понять природу национальной особенности Церкви. «Домашняя Церковь» по своей природе воплощает религиозные ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. К.Д. Ушинский о воспитании говорил: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Подспорье родителям в воспитании детей это соблюдение традиций. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень, и это возможно только в воцерковленной семье.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада (рис.).

 

Рис. Традиционные формы православного семейного уклада

Рождение православной семьи происходит в Таинстве брака. Игумен Георгий (Шестун) говорит, что «Брак – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности» [7]. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность, учится жертвенной любви. Это познание дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Учения святых отцов напоминает нам о сохранении чистоты и целомудренности в супружеских отношениях. Иоанн Кронштадтский отмечал, что «О законе чадородия нужно мыслить и чувствовать чисто, благоговейно и благородно перед Создателем Святым и Премудрым, и не мыслить о нем эгоистично, низко и похотливо…тем более что Сам Творец рождением Своим по плоти освятил человеческое естество» [2].

Православное воспитание начинается с Таинства Крещения. В Таинстве Крещения Господь омывает человека от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом.

В православной семье существует иерархия. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос; жене глава – муж» (1Кор.11,3) [5].

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание. В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый – властвующий и организующий – авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, ломать его характер, пренебрегать его внутренней свободой, но, наоборот, он призван воспитывать человека внутренне свободным.

Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь – особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Семья постоянно должна созидаться на взаимной любви всех ее членов. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. Когда родители все отдают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся друг о друге, они растят эгоиста с потребительской психологией. Любовь, как и вера, достигает совершенства делами. Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям и друг другу.

Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. Ограничивая их участие в таинствах, мы нарушаем заповедь Спасителя: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10,14) [3].

С первым пробуждением сознания надо привить ребенку понятие о Боге как источнике жизни, блага и добра. С этого же времени следует учить его молиться. Молитва проявляется в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения, на котором ребёнок приобщается к таинствам Церкви. Сам Господь указал два вида оружия в борьбе с силами тьмы: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21) [4].

Игумен Георгий (Шестун) говорил о ритме жизни христианской семьи: «Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем» [7]. Все любят традиционные православные праздники. Отмечая православные праздники, важно объяснить детям, что у каждого праздника есть внешний атрибут и внутренний. Печево куличей, крашение яиц, запечённый гусь – это всё внешние атрибуты. Важно в преддверии праздника исповедоваться, на праздничной службе получить самый главный «подарок» для души – Таинство Святого Причастия. Уже традицией стало в праздник Светлой Пасхи (с благословения) подниматься на колокольню и звонить в колокола. Дети испытывают необыкновенную радость от такого «звонкого» общения.

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Быт семьи и внутрисемейные отношения должны быть крепостью, бастионом, спасающим человека от злобы и безверия. В этом состоит одна из функций семьи как «домашней церкви».

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Христианское воспитание, основанное на православных традициях, способствует рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. Религиозно-нравственное воспитание, полученное в православной семье, направляет человека на нравственное совершенствование и вечное спасение, дает ему возможность проявить свои знания и улучшить земное общество, позволяет ему устроить свою земную жизнь таким образом, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Список литературы

  1. Браженская Н.Е., Османов М.М. Трансформация семейных ценностей в условиях цифрового общества// Образование и право. – 2021. - № 6 – С. 126-130.
  2. Брак и семья: христианская суть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.xpa-spb.ru/slov/1-06.html (дата обращения 18.02.22).
  3. Новый завет: Евангелие от Марка: Глава 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mk/10/ (дата обращения 18.02.22).
  4. Новый завет: Евангелие от Матфея: Глава 17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/17/ (дата обращения 18.02.22).
  5. Новый завет: Первое послание к Коринфянам: Глава 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/co1/11/ (дата обращения 18.02.22).
  6. О религиозном воспитании в семье – прот. Василий Зеньковский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/o-religioznom-vospitanii-v-seme-prot-vasilij-zenkovskij (дата обращения 18.02.22).
  7. Основы христианского воспитания детей в семье Игумен Георгий (Шестун). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vladimirskiyhram.prihod.ru/2013/03/12/osnovy-xristianskogo-vospitaniya-detej-v-seme/ (дата обращения 18.02.22).
  8. Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребенка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-v-seme-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-rebjonka (дата обращения 18.02.22).

Поделиться

2508

Кислица Д. В. Православное воспитание в семье // Формирование новой парадигмы социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/3771-pravoslavnoe-vospitanie-v-seme

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря