Благодаря тому, что мессенджеры имеют очень высокий темп развития и добавления новых функций, можно с уверенностью рассматривать их как эффективный инструмент общения, который можно использовать в процессе обучения. Было решено выбрать мессенджер «Telegram» в качестве образовательной информационной технологии.
Отличает Telegram от других мессенджеров возможность создания ботов и каналов. Бот-программа, которая позволяет отвечать на вопросы пользователя, искать информацию, консультировать клиентов и даже поддерживать игры в интерфейсе мессенджера. Каналы – это чаты, позволяющие отправлять сообщения неограниченному числу пользователей, подписанных на него. Они представляют собой смесь блога и новостной лент [1, c. 32]. Уникальными возможностями данного мессенджера можно считать следующее:
- вещание в прямом эфире на неограниченное количество пользователей с возможностью трансляции видео, звука, экрана телефона, с сохранением записи эфира по его окончанию;
- опросы в виде викторин, с заданием правильных ответов на вопросы;
- возможность использования чат-ботов, расширяющих возможности учителя.
Для эффективного процесса обучения нами были использованы все три инструмента, которые предлагает мессенджер:
1. Начнем с создания телеграмм-канала, выбрав тип канала «Частный», что позволит исключить канал из поисковой выдачи и даст возможность приглашать пользователей посредством перехода по уникальной пригласительной ссылке, либо QR-коду, представленному на рисунке 1.
Рис. 1. QR-код для приглашения учащихся
Источник: собственная разработка
2. Следующим этапом является загрузка логотипа и выбор названия нашего канала. В качестве названия было выбрано сокращенное название изучаемого предмета – «БелЛіт». При разработке логотипа были учтены уникальные возможности мессенджера, которые будут использованы в процессе обучения. Разработанный логотип можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Разработанный логотип для телеграмм канала «БелЛiт»
Источник: собственная разработка
3. Далее производим подключение дополнительной группы к каналу, в которой будут происходить обсуждения учебного материала, а также будут появляться комментарии для каждой публикации в канале.
4. Чат-боты также являются неотъемлемой частью нашего канала. Для публикации материала с нужной нам структурой и оформлением будет использоваться чат-бот «Controller Bot». Он позволяет публиковать текст, фотоматериалы, видеоматериалы, музыку и голосовые сообщение, а также производить отложенную публикацию материала, что позволит преподавателю сделать автоматическую публикацию учебного материала по разработанному им плану. Пример публикаций можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Пример оформленных публикаций в телеграм канале
Источник: собственная разработка
Для создания опросов внутри канала используем чат-бота «Quiz Bot», который создает неанонимные тесты, с ограничением времени на ответ. После выполнения теста ученик увидит сколько правильных ответов он выбрал за тест, а учитель сможет посмотреть статистику по всем ученикам, прошедшим тест. Результат работы чат-бота и пример прохождения теста можно увидеть на рисунке 4.
Рис. 4. Пример использования чат-бота «Quiz Bot»
Источник: собственная разработка
5. Для проведения дистанционных уроков следует использовать инструмент «Аудиотрансляция». Данный инструмент позволяет проводить трансляции 1000 пользователей, с возможностью транслировать звук, видео с камеры, а также дублировать экран. Мессенджер также имеет возможность сохранять трансляцию по её окончанию в формате аудио, либо видео. Пример аудиотрансляции можно увидеть на рисунке 5.
Рис. 5. Пример реализации аудиоконференции в мессенджере «Telegram»
Источник: собственная разработка
Как мы можем заметить ИТ помогают реализовать большинство форм образовательного процесса, которые помогают в литературном обучении. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Благодаря использованию мессенджера мы выявили следующие пункты, которые способствуют процессу обучения: быстрая доставка сообщений и файлов; передача файлов любого формата; облачное хранилище; связь любого вида; создание и использование одностороннего канала информации; создание конференций; безопасность и приватность; кроссплатформенность.
По итогу проведенной работы: сделали информацию доступной, мобильной и удобной; провели проверку знаний с помощью онлайн-тестов; объединили весь медиа-контент и источники по предмету; упростили процесс коммуникации с учащимися; сделали урок более продуктивным.