Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости подрастающего поколения обусловлена социальной ситуацией, сложившейся в современной общеобразовательной школе, которая, в большинстве случаев, негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
В силу возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста (незрелости эмоционально-волевой сферы, несформированности учебных навыков и саморегуляции, прохождения адаптации к обучению и т.д.), к наиболее незащищенным от неблагоприятных стрессовых воздействий можно отнести учащихся начальных классов.
Такое положение приводит к появлению личностной и реактивной тревожности, к снижению эмоциональной стабильности, самооценки, ухудшению уровня социальной адаптации.
Стрессоустойчивость являет собой свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности [5].
Существующие к настоящему времени психолого-педагогические исследования в области стрессов, возникающих у детей младшего школьного возраста, сосредоточены в основном на изучении страхов и тревог, которые характеризуются состоянием повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивостью обучающихся [2].
Таким образом, актуальность проблемы организации педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте и способов ее предупреждения не теряет своей значимости по причине отсутствия должной эффективности системы психологической помощи и сопровождения обучающихся начальных классов с низким уровнем стрессоустойчивости.
Педагогическая работа по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте предполагает отработку навыков уверенного поведения и саморегуляции, становление чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, создание положительного образа «Я» у обучающихся начальных классов.
Методами и приемами педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте являются: психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные упражнения, обучение анализу различных эмоциональных состояний, арт-терапия, психологические этюды, сюжетно-ролевые, имитационные игры, игры, направленные на наработку опыта управления собой [4].
Данные методы и приемы педагогической работы по формированию стрессоустойчивости младших школьников целесообразно использовать при эмоционально-поведенческих нарушениях (проявлении агрессии, упрямства, несформированности произвольной сферы, тревожности), при недостаточном развитии коммуникативных умений (застенчивости, неумении вступать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми, неадекватной, неустойчивой самооценки, высокой тревожности, детских страхах, склонности к риску и фантазированию защитного свойства, недостаточной произвольности и усвоении навыков коммуникации, недостатках нравственного воспитания) [2].
Психогимнастические упражнения для формирования стрессоустойчивости младших школьников включают в себя кинезиологические упражнения.
Дискуссионные игры также способствуют формированию стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста.
Этапы проведения дискуссионных игр по формированию стрессоустойчивости обучающихся начальных классов (Е.Б. Кармолина) [1]:
- Использование проективной методики, направленной на выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
- Проведение мини-лекции по повышению стрессоустойчивости.
- Развитие способности детей противостоять стрессовым ситуациям в дискуссии «Я и стресс».
- После того, как участники ответят на последний вопрос дискуссии, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют.
- Заключительное упражнение «Аплодисменты по кругу», формирование положительного заключительного настроя группы [1].
Эмоционально-символические и релаксационные упражнения ставят своей целью снятие эмоционального напряжения, агрессии, тревожности, враждебности и стресса у младших школьников, принятие себя.
Анализ различных эмоциональных состояний, используемый в педагогической работе по формированию стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста, основан на проведении занятий с применением «Комнаты психомоторной коррекции», «Кубиков Никитина» – комплектов игрового и учебного оборудования, предназначенного для организации развивающего и коррекционного обучения [3].
Данный прием позволяет сформировать у младшего школьника навыки саморегуляции, чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе, создать положительный образ «Я».
Метод арт-терапии способствует формированию стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Психологические этюды способствуют: развитию волевой саморегуляции, навыков самоконтроля, устранению страха и тревожности, формированию выразительности мимики, жестов.
В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и имитационным играм. Поэтому сюжетно-ролевые и имитационные игры способствуют развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечному расслаблению младших школьников [4].
Таким образом, организация педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте предполагает использование учителем начальных классов методов и приемов работы по развитию личностных и психофизиологических качеств ребенка, повышению уровня его личностной саморегуляции, готовности к активным действиям, формированию навыков эмоциональной саморегуляции, умения строить межличностные отношения.