Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством использования интерактивного обучения

В статье говорится о системе работы по развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством использования интерактивных игровых методов, а также освещены игровые интерактивные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Аннотация статьи
общее недоразвитие речи
нарушения речи
коммуникативные навыки
интерактивные игры
Ключевые слова

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной деятельности. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной деятельности. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности.

Интерактивные игры – современный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующими в органическом единстве. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Интерактивная форма игр позволяет ребенку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» – взаимный, «act» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог – ребенок, ребенок – ребенок. При этом педагог и ребенок – равноправные, равнозначные субъекты обучения

Интерактивные игры условно можно разделить на обучающие, контролирующие, обобщающие.

В рамках интерактивного взаимодействия в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи используются различные игры, упражнения, образовательные ситуации.

Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи:

«Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Работа в малых группах» (тройках). В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Цепочка». Интерактивная игра «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания (например, каждый участник команды выбирает нужный вариант ответа, что влияет на общий результат игры).

«Карусель». Такая игра внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Эта игра позволяет свободно взаимодействовать в обсуждении общей проблемы паре детей и выбрать правильный ответ. (Например, «Откуда прилетают снежинки?» Дети обсуждают и выбирают верную или не верную схему.

Игра «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Аквариум». Это форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная игра «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль

«Дерево знаний». Для успешного овладения ребенка коммуникативной деятельностью внедряется игра «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Метод «мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Методы для развития индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыслительной деятельности, смыслового творчества:

Одновременно старшим дошкольникам предъявляется не более трёх фраз.

Варианты интерактивных игр:

Игра «Айсбрейкеры» - (от англ. to break - ломать, ice - лед, игры-ледоколы) – игра, помогающая участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе.

Варианты проведения:

«Мы с тобой похожи тем, что...». Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Догадайся, что хочу» Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Задача педагога – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка. Всё это помогают реализовать интерактивные методы.

Таким образом, представленная система работы по развитию коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и поможет решить большую часть проблем в общении.

Текст статьи
  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
  2. Васильева, И.А. Особенности использования информационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: // II Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании». - М., 2013. - С.13-14.
  3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н Волковская., Юсупова Г.Х.; под научной ред. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября