Главная
Конференции
Формирование новой парадигмы социально-гуманитарного знания
Система профессионального развития государственных служащих в Казахстане

Система профессионального развития государственных служащих в Казахстане

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

государственная служба
государственное управление
подготовка
обучение
профессиональное развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена системе профессионального развития государственных служащих в Казахстане. Особое внимание акцентируется на меры, которые будут способствовать повышению эффективности государственного служащего. Эффективность всех реализуемых мер во многом будут зависеть от профессионализма работы государственных служащих.

Текст статьи

В современном обществе государственная служба занимает большое место в жизни общества. Уровень качества оказываемых государственных услуг является экономическим и социальным показателем страны. В связи с этим многие иностранные государства придают большое значение высокому качеству оказания государственных услуг и развитию системы профессионального развития государственных служащих.

Профессиональное развитие государственных служащих направлено на поддержание и повышение уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей, и включает дополнительное профессиональное обучение и другие мероприятия по повышению квалификации. Профессиональное развитие должно осуществляться на протяжении всего срока службы.

Система государственной службы в первую очередь предусматривает модернизацию понятия «государственная служба». Государственная служба ориентирована на признание значимости человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является главным фактором ее профессионализации.

Согласно «Национальному докладу о состоянии государственной службы в Республике Казахстан», по состоянию на 1 января 2021 года штатная численность государственных служащих составила 96 910 единиц, из них политических - 739, корпуса «А» - 91, корпуса «Б» - 96 080 [1].

Государственная служба – это, прежде всего, большая ответственность, требует квалификации и постоянного совершенствования. В связи с этим, особое внимание уделяется постоянному обновлению и совершенствованию компетенций государственных служащих через обучение.

Подготовка государственных служащих в стране осуществляется на основе государственного образовательного заказа по направлению государственного органа в Академии государственного управления при Президенте РК и Академии правосудия при Верховном Суде РК [2].

В Казахстане в 2020 году переподготовку и повышение квалификации прошли 28 425 государственных служащих, по программам магистратуры и докторантуры завершили обучение 128 человек различных уровней (из них 3 - иностранные государственные служащие из Турции, Украины и ОАЭ) [2].

За период с 2017 по 2020 годы наблюдается положительная динамика подачи документов в Академию претендентами из «регионов». Региональная представленность обучающихся увеличена с 34 % до 53 % от общего количества претендентов [2].

В 2020-2021 учебном году впервые запущены магистерские образовательные программы без отрыва от производства «Государственный менеджмент» (Master of Public Management) для сотрудников руководящего звена и «Региональное развитие» (Master of Regional Development) для специалистов, занимающихся вопросами местного и регионального развития

Программы предназначены для лиц, не имеющих возможность обучения с отрывом от производства в силу занимаемой должности. Открытие данных программ является своевременным ответом на вызов по подготовке государственных служащих в период пандемии COVID-19 с учётом новых реалий и тенденций в образовании.

Продолжительность обучения и порядок поступления по программам послевузовского образования определяются правилами приема на обучение, утвержденными организациями образования, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан [2].

Государственным служащим разрешается участвовать в конкурсе на обучение в рамках государственного образовательного заказа по программам послевузовского образования с учетом общего срока обучения и последующей отработки, не превышающего установленного Законом возраста выхода на пенсию на момент подачи документов, а также занятия ими постоянной должности в государственном образовательном учреждении.

Обучение по программе «Руководитель новой формации» для политических служащих и специальным курсам переподготовки при назначении на руководящие должности проводится в Академии государственного управления и автономных организациях образования [2].

Организации образования, осуществляющие повышение квалификации государственных служащих, должны соответствовать требованиям, предусмотренным действующим законодательством Республики Казахстан, регламентирующим образовательную деятельность. 

Согласно Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» в целях приобретения государственными служащими профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы по направлению государственных органов проводится их стажировка. В период прохождения стажировки за государственными служащими сохраняются место работы (государственная должность) и заработная плата [3].

Следует отметить, что внесены изменения в Правилах подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2020 года № 636 внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 15.03. 2018 года № 125 «Об утверждении Правил подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих».

Вышеуказанные правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, требования к организациям образования, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих были разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 23.11.2015 года «О государственной службе Республики Казахстан». В свою очередь, они определяют порядок подготовки по программам послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих по программам дополнительного образования в организациях образования.

Как известно, самые ответственные действия в направлении процветания, развития государства возлагаются на государственных служащих. В настоящее время принимаются различные меры, направленные на улучшение государственной службы. Государственная служба – профессиональная деятельность граждан в государственных органах и их аппаратах.

26 февраля 2021 года Глава государства утвердил Концепцию развития государственного управления до 2030 года: построение «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего». Концепция направлена на улучшение взаимодействия граждан с государством, повышение эффективности государственного планирования, повышение качества государственных служащих, принятие активного формата предоставления государственных услуг, совершенствование нормативной и антикоррупционной политики, а также преобразование судебной и правоохранительной систем [4].

Новая модель государственного управления основана на принципах «слышащего», эффективного, подотчетного, профессионального и прагматичного государства. Для модернизации государственного менеджмента нужны новые профессиональные навыки, смелые, инициативные кадры. Однако кадровая модернизация, поставленная на высокую скорость, не должна стать причиной утраты традиционно сложившихся управленческих ценностей.

Одной из проблем государственной службы остается недостаток профильных и уникальных специалистов госорганах, для привлечения таких людей, обладающих необходимыми компетенциями, следует расширять элементы «позиционной» модели, но с сохранением принципов меритократии. При этом акцент при дальнейшем совершенствовании процедур отбора должен быть смещен на оценку профессиональных и личностных компетенций кандидатов, в том числе с привлечением общественности и экспертов [5].

Быть государственным служащим – это большая честь, поэтому вместе с профессионализмом необходимо обладать высокими нравственными качествами. Особенно сегодня, когда рождаются новые информационные технологии и свобода СМИ. Для того чтобы люди, претендующие на пост государственного служащего, осознали ответственность перед народом, необходимо совершенствовать систему профессионального развития государственных служащих.

Список литературы

  1. Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан», по состоянию на 01.01. 2021 года. Нур-Султан, 2021.
  2. https://ala.apa.kz
  3. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан»
  4. Об утверждении Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 522.
  5. https://strategy2050.kz/ru/news/faktorno-balnaya-shkala-gossluzhashchikh-effektivnost-i-perspektivy/

Поделиться

2123

Байбусинов Г. Б. Система профессионального развития государственных служащих в Казахстане // Формирование новой парадигмы социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 42-45. URL: https://apni.ru/article/3779-sistema-professionalnogo-razvitiya-gosudarstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января