Секрет производства (ноу-хау) является одним из первых известных миру объектов интеллектуальной собственности, поскольку упоминания о нем возникли еще до нашей эры. В процессе исторического развития вырабатывались различные подходы к определению содержания «секрета производства», вызывая различные дискуссионные вопросы среди ученых.
Одним из первых секретов производства принято считать китайский шелк, созданный в середине 2 тыс. до н.э., поскольку этот товар благодаря уникальной технологии производства, неизвестной всему миру, на несколько тысячелетий стал для Китая главной валютой при торговле с другими странами. Первоначально защита секретов производства лежала полностью на правообладателях, ими предпринимались всесторонние меры для защиты, даже путем собственной жизни.
Первый закон, устанавливающий ответственность за нарушение права на секрет производства, появился в Древнем Риме, по которому был предусмотрен штраф за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина.
В России до начала 18 века существовала только тайна исповеди, к которой применялись положения «Духовного регламента». Все изменилось с правлением Петра 1. Взяв за основу европейский опыт, он издал несколько актов, создав сразу несколько видов тайн, ранее не известных российскому народу. Первым нововведением была воинская тайна – в Артикуле воинском (1715 г.) и Уставе морском (1720 г.) были установлено не только понятие, но и первые нормы по защите информации – запрет ее разглашения под страхом смерти. Следующим шагом были государственная и военная тайна, предусмотренные уставом о службе гражданской 1720 года, а также введение понятия «коммерческая тайна», под которым подразумевалось охраняемое законом сокрытие коммерческих операций и соответствующих сведений о них.
К середине XIX – началу XX века окончательно формируется законодательное регулирование тайны в Российской империи и ответственность за нарушение ее сохранения. Появляется правовая защита тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов, фабричной и торговой (коммерческой) тайны. Кроме того, в Уложении о наказаниях общего определения (1845 г.) появились нормы, преследовавшие разглашение коммерческой (торговой) тайны и в уголовно-правовом порядке. В целях охраны коммерческой (торговой) тайны предусматривалась ответственность за умышленное действие по раскрытию тайны или преждевременную огласку торговой сделки против воли продавца.
После Октябрьской революции 1917 г. коммерческая тайна в Советской России некоторое время продолжала существовать. Однако с прекращением НЭПа все хозяйствующие субъекты перешли в государственную собственность, в связи с чем термины "коммерческая тайна", "ноу-хау" или другие равнозначные термины не применялись во внутренних взаимоотношениях между социалистическими предприятиями и организациями. Ни Гражданские кодексы 1922 и 1964 гг., ни основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик не упоминали данные категории и не предусматривали регулирование отношений, связанных с секретами производства. При этом понятие "ноу-хау" было сформулировано в Инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа инжиниринг, утв. Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий 26 января 1979 г, при этом перечень ноу-хау являлся исчерпывающим. Отсутствие четкого перечня критериев, позволяющих признать сведения «ноу-хау», затрудняло их идентификацию.
Понятие коммерческой тайны вновь возымело практическое значение лишь накануне распада СССР. Оно нашло свое отражение в Законе "О предприятиях в СССР", изданном в 1990 году. Вместе с тем предусмотренная законом ответственность не действовала, поскольку соответствующих актов за разглашение секретных сведений принято не было.
В декабре 1990 года, в РСФСР был принят Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который давал возможность предприятиям не предоставлять информацию, которая является секретной, при этом ее перечень определял руководитель организации. Спустя год, 5 декабря 1991 года, Правительство России своим Постановлением № 35 установило перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя.
С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года № 2211-1 коммерческая тайна получила правовую охрану под новым названием – "секрет производства (ноу-хау)". Норма статьи 151 Основ давала лишь общее представление о данной категории, поскольку содержала в себе признаки, условия срок правовой охраны секретных сведений, а также устанавливала ответственность за неправомерное использование ноу-хау [1]. Однако содержания статьи было недостаточно для полноценного регулирования правоотношений, связанных с секретом производства, поскольку совершенно не раскрывался вопрос о распоряжении правообладателем исключительным правом на секрет производства, не давалось понятие «служебное ноу-хау» и не описывалась ответственность лиц, создавших секрет производства в рамках служебного задания или узнавшим его содержание при осуществлении трудовой деятельности.
Серьезной и значимой вехой в развитии информационного права, в том числе и в области защиты коммерческой тайны, явился Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 г., в который была перенесено используемое понятие, и вместе с тем расширена ответственность за допущенное нарушение, поскольку обязывала лиц, незаконным образом получивших информацию, а также работников организации или контрагентов по гражданско-правовому договору, разгласивших секретных сведения, возместить причиненные убытки.
В 2006 году была введена часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, что существенно повлияло на ранее принятые постановления и законы. Так, исключена статья 139 ГК РФ, предусматривающая охрану служебной и коммерческой тайны, а из перечня объектов гражданских прав исключена информация. В новой редакции Закон о коммерческой тайне стал нормативным актом, описывающим режим коммерческой тайны, в том числе порядок его установления и ответственность за нарушение. Законом № 35-ФЗ в пункт 2 статьи 3 Закона о коммерческой тайне внесена небольшая поправка (путем исключения термина "секрет производства"), в результате чего информация, составляющая коммерческую тайну, формально-юридически перестала быть синонимом секрета производства [3].
Вместе с тем, если обратиться к понятию, изложенному в ГК РФ, обнаружится любопытный факт: информация, составляющая коммерческую тайну, и секрет производства (ноу-хау) являются близкими понятиями с той лишь разницей, что для защиты ноу-хау не обязательно введение режима коммерческой тайны, что делает указанное понятие более объемным и аналогичным понятию секрета производства (ноу-хау) в ранее действовавшей редакции статьи 1465 ГК РФ.
Таким образом, как видно из вышесказанного, в режиме коммерческой тайны как в Российской империи, и в Российской Федерации (1990-е - начало 2000-х гг.) защищалась не только конфиденциальная информация, связанная с производственными, техническими, экономическими, организационными составляющими коммерческой деятельности, но и результаты интеллектуальной деятельности в виде сведений о рационализаторских предложениях, изобретениях, технологических разработках и др.