Сегодня уже не вызывает сомнений необходимость государственному и муниципальному образовательному учреждению дополнительных финансовых вливаний. Существует три варианта привлечения дополнительных средств: оказание платных услуг (кружки, спортивные секции, дополнительные занятия); участие в конкурсах и грантах; привлечение частных инвестиций.
В благотворительном процессе участвуют благотворители и благополучатели. Посредником между ними выступает благотворительная организация. Благотворителями образовательного учреждения могут быть не только родители, хотя они остаются основным контингентом для привлечения дополнительных средств в школу, также к благотворительности можно привлекать выпускников [1].
Благополучателями выступают учащиеся, учителя, администрация школы (если благотворители не против, чтобы одной из целей своей благотворительности сделать материальное поощрение администрации школы, никто не может запретить директору получать деньги из благотворительных пожертвований). Благотворительной организацией может быть уже существующий благотворительный фонд, благотворительный фонд, созданный при школе, или другая организация, созданная в формах, предусмотренных законом. Благотворительный фонд занимается не только финансовым посредничеством между благотворителями и благополучателями, но и решает содержательные вопросы благотворительного процесса. В конце финансового года благотворительный фонд должен предоставить отчет о расходовании благотворительных взносов.
Сегодня мы все чаще видим примеры благотворительной поддержки со стороны бизнеса в сфере образования. Так, Госкорпорация «Росатом» поставила перед всеми дивизионами компании задачу: качество и уровень жизни в городах расположения предприятий атомной промышленности должны быть выше, чем в региональных столицах. Это в полной мере относится и к сфере образования. Проект «Школа Росатома» (в котором участвуют школы г. Усолье-Сибирское Иркутской области) создает новые инновационные образовательные стандарты, в орбиту которых входят и задачи повышения квалификации педагогов, и поддержка талантливых детей, и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. Проект существует с 2011 г. и объединяет сегодня 22 города.
В г. Ангарске Иркутской области, где также расположено предприятие ГК «Росатом», распространена практика Атомклассов, сформированная в 2007 г. по инициативе Госкорпорации и при поддержке Топливной компании Росатома «ТВЭЛ».
Вдохновившись примером корпораций, создают благотворительные фонды и региональные предприниматели. По итогам творческого конкурса среди детских музыкальных школ Иркутской области «Музыку дарим людям», организованного благотворительным фондом Ю. Тена, детская музыкальная школа г. Черемхово получила рояль.
Если благотворители не проявляют инициативу в безвозмездной поддержке учреждения, то нужно самим приступать к активным действиям – фандрайзингу. Образовательный фандрайзинг направлен на привлечение ресурсов для развития определенного образовательного учреждения, или, если трактовать вопрос шире, на развитие системы образования в целом.
Ключевой механизм фандрайзинга – это эндаумент-фонд, или просто эндаумент (от англ. endowment – вклад, дар, пожертвование). Этот целевой фонд предназначен для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Он формируется преимущественно за счет благотворительных пожертвований или специальных целевых взносов. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.
Если говорить о сферах деятельности, в которых работают фоны целевого капитала, то впереди сфера образования. Но на втором месте социальные проекты. Как правило, это традиционные социально ориентированные НКО, которые активно создавали целевой капитал в последние несколько лет и которые видят несовершенство существующей модели финансирования деятельности НКО [3].
Сегодня менее двадцати российских школ имеют собственные эндаумент-фонды. Это совсем немного, однако еще несколько лет назад сложно было представить, что такой инструмент долгосрочного финансирования образовательных проектов получит развитие на уровне общего образования.
За рубежом эндаумент-фонды очень популярны в частных школах, особенно в тех, где ученики готовятся получать высшее образование. Такой фонд полностью обеспечивает деятельность школы и может покрывать большую часть ее расходов. Существуют рейтинги, в которых эндаумент-фонды ранжируются по размерам. Место в таком списке во многом определяет престиж школы и является показателем, на который ориентируются родители [2].
Основная цель эндаумент-фондов – создать дополнительные возможности для развития ребенка в школе и для поддержки учителей. Как показал анализ зарубежного опыта, эндаумент-фонды работают во многих развитых образовательных системах мира. При этом и в России, и за рубежом школьные эндаумент-фонды представляют собой более редкое и менее изученное явление, чем аналогичные структуры в вузах.
Среди проблем развития системы образования в г. Черемхово, как в большинстве моногородов, следует назвать: старение педагогических кадров, отток наиболее перспективной молодежи для получения образования в крупные города, отсутствие негосударственных образовательных учреждений. Существует проблема дефицита финансирования образовательных организаций по статьям расходов, которые лежат на муниципалитетах моногородов. А также отсутствует финансирование у школ на поддержку талантливых ребят и педагогов, закупку дорогостоящего оборудования.
Поэтому важно искать и разрабатывать новые финансовые механизмы и инструменты, которые позволят привлечь дополнительные средства в образовательные учреждения. Ведь все описанные выше проблемы – следствие постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования. Все это ведет к снижению качества обучения, к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
Мы в свою очередь, подводя итоги деятельности системы образования г. Черемхово можем предложить модель пополнения финансовых ресурсов учреждений образования с помощью фонда целевого капитала (эндаумент-фонд). Фонды целевого капитала – это новые источники финансирования научных и образовательных проектов, поддержки талантливых учеников и учителей, современная материально-техническая база учреждения образования и пр. Сперва предполагается опробовать проект на одном учреждении. А затем распространить практику, создав, например, общий фонд на несколько школ города. Далее мы рассмотрим модель создания такого фонда.
В Иркутской области пока нет эндаумент-фондов, есть единственный пример создания и работы целевового капитала – Фонд местного сообщества города Шелехова. Но их эндаумент был создан в 2000-х гг., еще до появления законодательства о Целевых капиталах. Из образовательных учреждений о создании эндаумента с 2019 г. ведутся разговоры в ИрНИТУ.
Опираясь на зарубежный и отечественный опыт, мы предлагаем в качестве пилотного проекта учредить эндаумент для Лицея г. Черемхово.
Учреждение имеет необходимые ресурсы для создания эндаумента:
- устойчивое образовательное учреждение с амбициозной программой развития;
- вовлеченное и инициативное сообщество школы;
- цели и проекты, требующие дополнительного финансирования;
- готовность руководства привлекать ресурсы и запустить работу ЦК.
МОУ Лицей г. Черемхово является инновационной педагогической площадкой ГАУ ДПО ИРО кафедры развития образовательных систем и инновационного проектирования по теме: «Социальный менеджмент как элемент лицейского общественно-ориентированного образования».
Педагоги Лицея имеют высокий профессиональный уровень, что подтверждают их победы в конкурсах федерального, регионального и муниципального уровня. Учащиеся стали победителями и призерами олимпиад и конкурсов разных уровней. Все это говорит о высоком профессиональном уровне педагогического состава, потенциале учащихся, перспективах развития образовательной организации.
Нами сформулирована миссия Фонда целевого капитала «Лицей Черемхово» – способствовать развитию образования в городе Черемхово, готовить увлеченных детей, способных развивать страну и мир.
Развитие образования на базе Лицея – это инвестирование в человеческий капитал посредством соблюдения интересов самого человека, заинтересованного в качественном образования; это инвестиции в улучшения качества жизни и прогресс, которые беспроигрышны и высоко рентабельны для всех участников.
Возможные программы эндаумента Лицея:
- Премии и гранты учителям, по различным номинациям, в том числе поддержка ветеранов.
- Стипендии ученикам-лидерам, которые способствуют развитию сообщества.
- Программы, активизирующие участие выпускников в жизни школы.
- Создание, поддержка и развитие баз данных выпускников.
- Создание и поддержка места «славы» учителей, меценатов, патронов и благодарных выпускников, которые внесли существенный вклад в развитие школы.
- Софинансирование инфраструктуры школы.
- Просветительская деятельность: участие и организация семинаров, стажировок и конференций для других школ.
Первое и главное, что предстоит сделать, это изучить федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Он регулирует деятельность по созданию эндаумента и содержит ответы на главные вопросы.
Далее нужно будет решить, где будете создавать целевой капитал: в существующей НКО или в специально созданном фонде. Создание нового юридического лица, даже в самой минималистической форме, требует существенных человеческих, финансовых и административных затрат. Поэтому выбран первый вариант. В Лицее уже зарегистрирована НКО – фонд развития образования, науки и творчества «Академик», решение о формировании целевого капитала будет принято высшим органом управления некоммерческой организации
Необходимо будет внести изменения в устав и прописать полномочия высшего органа управления в связи с формированием и дальнейшем пополнением/распределением целевого капитала, создать новый орган управления – Совет по управлению целевого капитала.
Фонд аккумулирует финансовые средства жертвователей в ЦК и при его окончательном создании передает собранные средства в управляющую компанию (рис.).
Рис. Схема функционирования эндаумент-фонда
Фонд будет сформирован на платформе Legacy Endowment Foundation. Все юридические и организационные вопросы решаются на платформе Legacy, в том числе взаимодействие с Управляющей компанией.
После принятия необходимых решений и реализации изменений, НКО перейдет к следующей фазе формирования целевого капитала – получению необходимых знаний и просвещению местной элиты.
На территории муниципалитета работает предприятие «Востсибуголь» холдинга En+ Group, ведущего вертикально интегрированный производителя алюминия и электроэнергии. Считаем установление партнерства между холдингом и образовательными учреждениями г. Черемхово необходимым направлением, т. к. у предприятия есть финансовые возможности для поддержки сферы образования, а содействие развитию образования согласуется с политикой компании.
Затем сразу после открытия счета можно начинать собирать пожертвования. На это, а также на создание совета по использованию целевого капитала (попечительского совета) есть 1 год с момента поступления первого пожертвования на формирование эндаумента (иначе деньги, собранные для формирования целевого капитала, должны быть возвращены жертвователям).
По экспертным оценкам возможностей потенциальных благотворителей, есть необходимый ресурсный потенциал на пути формирования эндаумент-фонда. За 2021 г. было привлечено в фонд школу 3,4 млн р. безвозмездных пожертвований (без проведения активных кампаний по привлечению средств). Привлечение к партнерству градообразующего предприятия, представителей малого и среднего бизнеса, частных лиц города и региона, на наш взгляд, позволят согласно Федеральному закону №275-ФЗ, преодолеть обязательный минимум отметки в 3 млн р.
Как только сумма, предусмотренная законом, будет собрана, высший орган управления НКО в течение двух месяцев выбирает управляющую компанию, инвестиционный портфель и передает собранные средства в доверительное управление.
Таким образом, целевой капитал будет создан. По истечение периода, оговоренного в договоре с управляющей компанией, организация получит первый доход. Из этой суммы будет вычтена премия управляющей компании (ее процент прописан в контракте). Далее Совет по использованию целевого капитала принимает решение о его использовании. Это может быть реинвестирование или программные расходы организации.
Далее в будущем поступление новых средств благотворителей идет на пополнение уже образованного эндаумент-фонда. Данные финансовые ресурсы не расходятся одномоментно, а аккумулируют доход и питают проекты и программы на протяжении многих лет.
Рассчитаем возможный эффект при разных сценариях наполнения фонда целевого капитала (табл.). На административно-управленческие расходы мы запланируем 10% дохода от целевого капитала. Вознаграждение УК – не более 10% дохода от доверительного управления. Возмещение расходов УК, связанных с доверительным управлением капиталом (расходы УК на комиссии брокеру, бирже, депозитарию, аудит бухгалтерской отчетности по ЦК и др.) – будем считать в размере 0,5% дохода от ЦК.
Таблица
Эффект от создания эндаумент-фонда Лицея г. Черемхово, тыс. р.
Показатель |
Варианты развития событий | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Размер капитала |
3 000,0 |
8 000,0 |
13 000,0 |
20 000,0 |
30 000,0 |
Доходность 8-11% годовых |
285,0 |
760,0 |
1 235,0 |
1 900,0 |
2 850,0 |
Затраты на управление ЦК 5%* (до 10%) |
14,3 |
38,0 |
61,8 |
95,0 |
142,5 |
Возмещение расходов УК, связанных с доверительным управлением капиталом 0,5% (до 1% от дохода) |
1,4 |
3,8 |
6,2 |
9,5 |
14,3 |
Административно-управленческие расходы – 10% (до 15% дохода) |
28,5 |
76,0 |
123,5 |
190,0 |
285,0 |
Остаток средств на программы Фонда |
240,8 |
642,2 |
1 043,6 |
1 605,5 |
2 408,3 |
*ставка управляющей компании ВТБ
Из расчетов следует, что уже при сумме капитала в 8 млн р. Лицей будет получать дополнительный доход в размере 642,2 тыс. р.
Сценарии показывают положительный эффект от предлагаемой модели формирования фонда целевого капитала. В реалистическом сценарии при формировании фонда в размере 8 млн р., экономический эффект составит в сумме 642,2 тыс. р. в год, это конечно небольшая возможность реализовывать свои планы, но учитывая стабильное недофинансирование учреждения – это неплохая возможность финансировать растущие потребности школы, а в перспективе, наращивая «тело» целевого капитала, увеличивать доходность от использования эндаумент-фонда.
В оптимистическом сценарии, при формировании фонда целевого капитала в сумме 20 и более млн р., доход от использования эндаумент-фонда получится более солидным, что несомненно, открывает для деятельности совершенно иные горизонты развития: возможность реинвестировать прибыль, поддерживать инновационные проекты, социальные инициативы и т.п.
Итак, мы пришли к выводу, что необходимо внедрять систему финансирования от дохода по использованию целевого капитала. Несомненно, многим школам, желающим создать эндаумент, необходимо будет приложить немало усилий, чтобы сформировать привлекательный имидж, выработать интересные предложения для частных и корпоративных доноров и привлечь значительные денежные средства. Но со временем эффективное и прозрачное управление целевыми капиталами поможет укрепить доверие компаний и граждан к эндаумент-фондам и расширит их возможности для привлечения средств в сферу образования.