На социальной арене, где обучение иностранному языку стало рассматриваться как одно из приоритетных направлений образования, а владение иностранными языками воспринимается как способ расширения социальных возможностей, более 80 % средних, высших учебных заведений, предоставляет обучение исключительно или частично на английском языке. Тем самым закрепляя свой статус международного языка, английский смог удержать не только на социальном и экономическом уровне, но и на информативном.
Согласно ФГОС об основном общем образовании, нормативно-правовой акт, способный регулировать грамматический навык у обучающихся, ориентирован на «владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства». Основные результаты программы основного общего образования должны быть отражены в умении учащихся использовать грамотные, спонтанные высказывания с соответствующим набором грамматических компонентов.
Но несмотря на то, что учебники предоставляют необходимые грамматические темы, умение качественно образовывать учебный процесс с помощью учебно-практических задач, требует более подробного изучения.
Анализ научно-методических источников, а также опыт на практике изучения английского языка, показал, что уровень современного дидактического материала, способствующий развитию грамматического навыка и соответствующей реализации очень низкий.
В результате было сформировано противоречие: есть необходимость в повышении уровня владения иностранного языка, в частности, английского, и недостаточное количество современного методического материала.
Цель исследования – разработать комплекс учебно-познавательных задач для развития грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Объект исследования – процесс обучения иностранного языка в средней образовательной школе.
Предмет исследования – комплекс учебно-познавательных задач развития грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования: развитие грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка будет успешным при соблюдении следующих условий:
- развитие грамматического навыка будет рассматриваться, как одной из основных задач становления языковой коммуникации обучающихся;
- будут учтены индивидуальные особенности обучающихся;
- в основе развития грамматического навыка будут учебно-познавательные задачи;
- выявлены структурный состав и критерии сформированности грамматического навыка;
- разработана модель развития грамматического навыка и определены педагогические условия её функционирования.
Задачи исследования:
- Проанализировать и обобщить научно-методические источники по проблеме исследования.
- Уточнить основные понятия исследования.
- Разработать модель развития грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка и определить педагогические условия её функционирования.
- На основании модели разработать комплекс учебно-познавательных задач развития грамматических навыков на уроках иностранного языка и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путём в реальных условиях процесса обучения иностранного языка в средней образовательной школе.
- Проанализировать итоги исследовательской работы и оценить эффективность разработанных комплексов.
Научная новизна исследования:
- Определены структура и критерии сформированности грамматических навыков обучающихся в средней образовательной школе.
- Разработана модель развития грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка.
В ходе исследования мы проанализировали теоретические аспекты развития грамматического навыка с помощью учебно-познавательных задач на уроках английского языка. В частности, уточнили понятие «грамматического навыка», а также была разработана модель развития грамматического навыка на основе учебно-практических задач (рисунок) и определены педагогические условия функционирования данной модели. На основе модели мы разработали комплексы учебно-познавательных задач развития грамматических навыков у обучающихся на уроках английского языка.
Рис. Модель развития грамматических навыков на уроках иностранного языка с помощью учебно-познавательных задач