научный журнал «Актуальные исследования» #8 (87), март '22

Развитие грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

В статье рассматривается проблема необходимости полноценного и вариативного изучения грамматического навыка с целью содействия в развитии языковой компетенции, а также становлении коммуникативной компетенции у обучающихся средней общеобразовательной школы.

Аннотация статьи
развитие грамматического навыка
модель
комплекс учебно-познавательных задач
Ключевые слова

На социальной арене, где обучение иностранному языку стало рассматриваться как одно из приоритетных направлений образования, а владение иностранными языками воспринимается как способ расширения социальных возможностей, более 80 % средних, высших учебных заведений, предоставляет обучение исключительно или частично на английском языке. Тем самым закрепляя свой статус международного языка, английский смог удержать не только на социальном и экономическом уровне, но и на информативном.

Согласно ФГОС об основном общем образовании, нормативно-правовой акт, способный регулировать грамматический навык у обучающихся, ориентирован на «владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства». Основные результаты программы основного общего образования должны быть отражены в умении учащихся использовать грамотные, спонтанные высказывания с соответствующим набором грамматических компонентов.

Но несмотря на то, что учебники предоставляют необходимые грамматические темы, умение качественно образовывать учебный процесс с помощью учебно-практических задач, требует более подробного изучения.

Анализ научно-методических источников, а также опыт на практике изучения английского языка, показал, что уровень современного дидактического материала, способствующий развитию грамматического навыка и соответствующей реализации очень низкий.

В результате было сформировано противоречие: есть необходимость в повышении уровня владения иностранного языка, в частности, английского, и недостаточное количество современного методического материала.

Цель исследования – разработать комплекс учебно-познавательных задач для развития грамматических навыков на уроках иностранного языка.

Объект исследования – процесс обучения иностранного языка в средней образовательной школе.

Предмет исследования – комплекс учебно-познавательных задач развития грамматических навыков на уроках иностранного языка.

Гипотеза исследования: развитие грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка будет успешным при соблюдении следующих условий:

  • развитие грамматического навыка будет рассматриваться, как одной из основных задач становления языковой коммуникации обучающихся;
  • будут учтены индивидуальные особенности обучающихся;
  • в основе развития грамматического навыка будут учебно-познавательные задачи;
  • выявлены структурный состав и критерии сформированности грамматического навыка;
  • разработана модель развития грамматического навыка и определены педагогические условия её функционирования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить научно-методические источники по проблеме исследования.
  2. Уточнить основные понятия исследования.
  3. Разработать модель развития грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка и определить педагогические условия её функционирования.
  4. На основании модели разработать комплекс учебно-познавательных задач развития грамматических навыков на уроках иностранного языка и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путём в реальных условиях процесса обучения иностранного языка в средней образовательной школе.
  5. Проанализировать итоги исследовательской работы и оценить эффективность разработанных комплексов.

Научная новизна исследования:

  1. Определены структура и критерии сформированности грамматических навыков обучающихся в средней образовательной школе.
  2. Разработана модель развития грамматических навыков с помощью учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка.

В ходе исследования мы проанализировали теоретические аспекты развития грамматического навыка с помощью учебно-познавательных задач на уроках английского языка. В частности, уточнили понятие «грамматического навыка», а также была разработана модель развития грамматического навыка на основе учебно-практических задач (рисунок) и определены педагогические условия функционирования данной модели. На основе модели мы разработали комплексы учебно-познавательных задач развития грамматических навыков у обучающихся на уроках английского языка.

Рис. Модель развития грамматических навыков на уроках иностранного языка с помощью учебно-познавательных задач

Текст статьи
  1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Флинта, 2016. – 159 с.
  2. Корнева, Л. П. Иностранные языки в школе [Текст] / Л. П. Корнева. – М.: Просвещение, 2016. – 292 с.
  3. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. Монография [Текст] / Л. Я. Лозован. – М.: ИСМО РАО, 2010. – 141 с.
Список литературы