О методике выступлений представителей политической партии в различных по социальному составу аудиториях в период избирательных кампаний
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (8), март '20

О методике выступлений представителей политической партии в различных по социальному составу аудиториях в период избирательных кампаний

В данной статье ставиться задача эффективного и успешного выступления представителей политических партий в период выборов. Выступления являются важным ресурсом, который нельзя игнорировать политической партии во время проведения избирательной кампании. Выявлена и обоснована необходимость оратора уметь провести презентацию в совершенно различных условиях и перед разной по своему социальному составу аудиторией. Авторы, основываясь на собственном опыте и исходя из анализа публикаций по данной теме, формулируют рекомендации по проведению выступления представителей политической партии в период проведения избирательных кампаний. Особое внимание уделяется разбивке презентации на смысловые этапы, в ходе которых оратор выполняет разные по своей направленности, но служащие единой цели задачи. Всего таких этапов выделяется шесть: появление перед аудиторией, вступление, основная часть, заключительная часть, ответы на вопросы и выход из аудитории. Кроме того, в статье раскрываются ключевые моменты эффективного выступления перед избирателями. Большую роль здесь играет внешний вид выступающего, его положение, поведение, жесты, темп и тембр речи, умение представить себя, оценить аудиторию и подстроиться под нее, изложить материал логично и понятным языком, раскрыть наболевшие проблемы аудитории, предложить их рациональное решение, ответить на трудные вопросы. В статье приводится пример успешного выступления представителя политической партии в период проведения выборов губернатора Ярославской области в 1999 году. Таким образом, теоретическая часть данной статьи подкрепляется практическим опытом авторов, а потому представляет большой интерес для исследований в этой сфере.

Аннотация статьи
политическая партия
выступление
представители политической партии
социальный состав аудитории
избирательная кампания
этапы выступления
материал
выборы
агитация
пропаганда
Ключевые слова

Одно из важнейших условий успешного проведения избирательной кампании политической партии – это вынужденная обязательность её представителей в проведении выступлений перед  избирателями в совершенно различных условиях: в оборудованном и необорудованном для проведения таких мероприятий помещении, а также на улице или дворах. Публичное выступление перед избирателями – это один самых распространенных методов политической агитации. В период проведения избирательной кампании нельзя игнорировать этот важный ресурс.

Для успешного выступления, в первую очередь, необходимо понимать, зачем оратор встречается с аудиторией, какова его цель, каких результатов он желает добиться. Ведь выступления могут быть абсолютно различны по формату, продолжительности и пр. в зависимости от целей выступающего и состава аудитории.

Опыт свидетельствует: любое такое выступление перед гражданами можно условно разделить на шесть этапов, каждый из которых имеет своё содержание и специфику в реализации.

Этап первый: появление перед аудиторией (секунды).

Предлагается продумать заранее, как выступающий будет выглядеть перед слушателями. Одежда, причёска (у женщин – ещё и макияж) не должны быть вызывающими и сразу вызвать обмен мнениями в аудитории. Тем более что некоторые из них делаются преднамеренно громким голосом, в расчете, что выступающий их услышит и каким-то образом на реплику отреагирует. Мужчинам не стоит надевать яркие галстуки, рубашки с яркими рисунками. Более предпочтительна однотонная одежда, например, серого или голубого цветов. Необходимо учитывать, что так, как правило, и начинается изучение представителя партии собравшимися гражданами.

Д. Карнеги отмечает, что надлежащий внешний вид помимо всего прочего придает человеку уверенность в себе, в своих словах [4, с.101]. Настроение и самоуважение также зависят от внешнего вида.

Непосредственный выход перед аудиторией всегда должен быть уверенным, соразмерным шагом. Нельзя чрезвычайно спешить или идти очень медленно к месту своего выступления на глазах у собравшихся. Одновременно целесообразно произвести в этот же период оценку своих слушателей, их исследование. Но уже в это время обязательно определяется: количество собравшихся; их возрастной и социальный состав; внешняя нацеленность на восприятие материала; характер изучения лектора, т.е. звучащие и слышимые реплики, выкрики, вопросы, замечания. В этот же период важно начать определение и того, на каком уровне знаний и доступности можно будет излагать материал выступления предвыборного характера от имени политической партии.

Этап второй: вступление, первые слова перед аудиторией (3-5 минут).

Вступление на любой лекции, беседы и в любой аудитории – это объявление темы, цель и актуальности выступления. И обязательно - времени. Этого не делают или непрофессионалы, или лица, не уважающие аудиторию, которая платит им тем же. Поскольку данное выступление – «предвыборное» и организуется в вполне определенных целях, то важно указать, что выступающий является представителем такой-то политической партии. А также очень кратко познакомить собравшихся с партийной историей: когда партия образована, кто её лидер и наличие её представителей в органах власти, их достижения и направленность работы.

Очень важно сразу же уловить настроение аудитории, отношение слушателей к теме выступления, понять - пришли они на встречу самостоятельно или по принуждению, готовы вас слушать или просто подошли «послушать» и решить: остаться или уйти. Главная цель – дать аудитории сведения о выступающем, попытаться завоевать доверий и авторитет [3, с. 38]. Неплохо представить информацию о себе, используя какое-нибудь визуальное средство, например, слайды презентации.

В этот же период надо окончательно преодолеть вполне естественное «ораторское волнение», выбрать необходимую громкость изложения материала. Свою речь целесообразно начать сначала негромко, в несколько замедленном темпе, что заставляет аудиторию «прислушаться» к вступлению лектора. Если же аудитория «шумная», то целесообразно начать выступление в несколько повышенном тоне, который всегда обусловливает нескольких слушателей прийти к вам на помощь, чтобы «успокоить» аудиторию. А уже по мере снижения шума в аудитории уменьшать и громкость своего голоса.

Темп речи на протяжении выступления может меняться по необходимости, но слишком быстрым его делать нецелесообразно. Аудитории необходимо некоторое время на обдумывание услышанного, поэтому нелишними будут периодические паузы или замедление темпа речи.

В этот же период выступающему важно выбрать свою позу при изложении материала. Нельзя стоять в положении «руки по швам», «ложиться на трибуну», если она есть, или «прятаться» за ней. А также: раскачиваться, откидываться назад, наклоняться над своими записями, размахивать руками или чесаться, дергать себя за нос, ухо или поглаживать себя.

Одновременно необходимо учитывать, что чрезмерная жестикуляция, суетливость и подвижность или, наоборот, неподвижность утомляют слушателей. Как и «каменно-угрюмое» выражение лица, «написанные» на нём скука и безучастность, а также чрезмерная и не имеющая отношения к материалу – веселость.

Стоит воздержаться от ошибок, присущих многим ораторам, в частности, обращаясь к публике, смотреть «поверх» нее, не устанавливать зрительного контакта. Это убивает любую связь между оратором и слушателями.

Этап третий: изложение основной части материала (15-35 минут).

На этот период важно установить выступающему такие правила и принципы своего публичного выступления, как: а) информирую, а не навязываю слушателям свою позицию; б) информирую о проблемах, которые большинству находящихся в аудитории лиц интересны, т.е. соответствуют их интересам и потребностям; в) предлагаемые в выступлении проблемы предполагают совместную с аудиторией их констатацию, разработку или обсуждение предлагаемых способов разрешения с помощью или при активном участии представителей политической партии.

Кроме того, при изложении материала целесообразно соблюдать и такие требования, как: уверенность при его изложении, которое достигается лишь достаточно полными знаниями в этой области; отсутствие связи с текстом, если он имеется. Опыт подобных выступлений показывает: чтение текста слушать никто не будет, необходимо его пересказать понятным слушателям языком, можно изредка обращаться к тексту, который оформлен или на небольших листках бумаги, или на незначительном по размеру электронном носителе (которые тоже не должен привлекать внимание и вызывать реплики и вопросы по модели и стоимости).

По мнению Зотовой для того, чтобы сделать речь выступающего более убедительной, необходимо соблюсти ряд важных правил. Выступающий должен разбираться в своей теме, обладать профессиональной, малодоступной информацией. В его речи должно проявляться желание отстаивать интересы слушателей, помочь им разрешить наиболее важные проблемы [3, с.163].

По мнению Карнеги, успех выступления во многом зависит от того, насколько его самого увлекает идея его речи, насколько хорошо он подготовился к выступлению [4, с.15]. Однако факт подготовки не должен явно усматриваться в речи выступающего, разговор должен идти естественно и свободно. Слушателям необходимо показать, что выступающий заранее готовился выступать не перед безликой массой, а перед аудиторией со своими особенностями, что текст не написан заранее, а выступающий может быть гибким с учетом социальных особенностей конкретной аудитории.

Подготовка к выступлению обязательно должна строиться на базовых принципах любого изложения материала. Важна последовательность речи, логичность, «блоковое» построение, то есть - условное разделение содержания выступления (беседы) на блоки, содержащие единую смысловую сущность. Необходимы также: образность изложения, исходя из конкретных условий – это могут быть наглядные пособия, схемы, графики, примеры из жизни; доказательность, научность, аргументированность,  убедительность, информационная насыщенность (ссылки на авторитетные источники, факты, показатели, опросы, исследования и т.д.); четкость мысли, простота изложения, минимальное использование специальной терминологии; периодическое  разъяснение фактов, терминов; обращение в аудиторию за поддержкой хода рассуждений и приведенных фактов; оригинальность как внесение чего-то своего (так называемой «изюминки»).

Всё это звучит на языке профессиональных ораторов как «умение вести аудиторию».

Возбуждает аудиторию наличие в материале выступления конфликтной ситуации, которая требует своего разрешения, в том числе и с учётом мнения аудитории, периодические обращения к слушателям «за поддержкой» или «подтверждением» излагаемого материала, «подчёркивание» и повтор отдельных, наиболее важных вопросов, эмоциональность как исключение заунывного изложения.

Поскольку в ходе выступления важно показать значимость политической партии в разрешении проблем избирателей, то, безусловно, необходимо постоянно подчёркивать, что именно представители вашей партии способны это сделать, исходя из своего уровня подготовки, высокого чувства ответственности перед избирателями и готовности постоянно информировать их об итогах своей работы.

Выступающий, безусловно, должен быть готов к провокационным вопросам, прерываниям, выкрикам, скептическим замечаниям, кашлю, чиханию, хождению отдельных лиц и иметь свои «заготовки» по реакции на эти явления.

Кроме того, чрезвычайно важен контроль внимания аудитории и наличия интереса к материалу, а при «усталости» аудитории быть готовым вывести её из этого состояния репликой, шуткой или привлечением к интересному факту, связанному с темой выступления. Не стоит забывать, что примерно после 10 минут слушания аудитория начинает отвлекаться и теряет связь с оратором. Поэтому на 8-10 минуте можно представить демонстрационный материал или пошутить.

Информация должна подаваться в определенной логической последовательности, так как именно логичность повышает действенность выступления. Следует ограничить количество рассматриваемых идей до приемлимого уровня (5-7), постоянно заостряя внимание слушателей на напиболее острых вопросах. В этом также могут помочь резюмирование, риторические вопросы, обобщения и дополнения [1, с.54].

Этап четвертый: заключительная часть выступления (2-3 минуты).

Практика свидетельствует, что в этот период необходимо кратко повторить (в нескольких предложениях) всё то, о чем говорилось. Сделать выводы как информацию о том, что дает слушателям изложенный материал о политической партии, подчеркнуть, что именно рекламируемая вами политическая партия знает интересы и потребности избирателей, имеет опыт их изучения и разрешения. Кроме того, предложить слушателям свои рекомендации в разрешении выявленных (обозначенных) в выступлении проблем, а выявленных после выступления постоянно передавать представителям партии по конкретному адресу и получать информацию и ходе их разрешения.

Заключение – крайне важный этап речи. От этого во многом будет зависеть общее впечатление от выступления. Лучше всего аудитория воспринимает последние слова, а значит, смазанная речь в конце выступления способна зарубить на корню положительное впечатление от оратора.  

В качестве финальных фраз можно использовать

- резюме (сделать логические выводы из тезисов),

- призыв к действию (обращение к слушателям, объясняющее цель выступления оратора),

- мемориальная информация (это дополнительная информация для лучшего запоминания речи и цели выступающего). 
По завершении необходимо улыбнуться, поблагодарить аудиторию за внимание, то есть оставить о себе приятное впечатление. 

Этап пятый: ответы на вопросы слушателей (3-8 минут).

На этом этапе важно понимать, что «ответы на вопросы» – это не ещё одно выступление. Это, всего лишь, - уточнение каких деталей прошедшего сообщения, а также – выявление новых проблем от слушателей для их реализации в последующей партийной деятельности. И следует особо отметить, что ответы должны даваться без раздумий, быть краткими и предельно конкретными, демонстрировать, что данная проблема находится в «поле видимости партии».

Часто слушатели задают трудные или провокационный вопросы. Отвечая на них, следует, в первую очередь, контролировать свое состояние, не торопиться с ответом, не принимать враждебный тон спрашивающего и не отвечать на слова, задевающие выступающего. Важно придать вопросу конструктивную направленности, перефразировать его по возможности, задать поясняющий вопрос [1, с. 57].

Если ответ на заданный вопрос вызывает у лектора затруднения, то целесообразно реализовать какой-нибудь из предложенных ниже вариантов «ухода» от ответа: «Информация по данному вопросу требует значительного времени! А у нас его нет! Поэтому извините…»; «Заданный вами вопрос очень интересный, специфический! Обещаю, что   я специально остановлюсь на проблеме обязательно в своем выступлении перед вами в следующий раз!»; «Вы подняли очень крупную проблему, которая требует специальных знаний, которыми обладают немногие. А мои познания в этой области незначительны и Вас вряд ли удовлетворят! Поэтому рекомендую обратиться к специальной литературе или поискать в Интернете!».

Не стоит пугаться сложных вопросов, терять над собой контроль или лгать [1, с. 176].

Этап шестой: выход (уход) из аудитории.

Несмотря на явную простоту этого этапа – важно «сохранить лицо». Ни в коем случае нельзя «убегать» с места выступления, не предупредив аудиторию о необходимости своего срочного убытия.  Если есть возможность, то уйти надо не торопясь, не расталкивая слушателей, но в то же время – не оказаться в положении «зажатого» толпой» или «сбитого с ног».

Пример

Успешное использование такой методики подтверждается следующим примером. Как известно, одной из актуальных проблем политической партии является выдвижение кандидатов во власть. Методы выстраивания подобного выступления рассмотрим на примере выдвижения кандидата на высший должностной пост в субъекте федерации – кандидата в губернаторы.

Впервые этот опыт был применен В.Н. Порывкиным в избирательной кампании по выборам губернатора Ярославской области в 1999 году. В этот период в стране было довольно ощутимо влияние Коммунистической партии РФ и, как итог, значительный успех в данной кампании ее представителей. Так на подобных выборах в 1996 году выдвиженец Ярославского регионального отделения КП РФ занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, стоит отметить, что данный представитель партии коммунистов, вовсе не имел опыта управления вообще никогда и ничем, кроме выборной должности в общественной организации, не руководил. Это и натолкнуло на мысль о том, что избирателям необходимо представить перечень качеств, которыми должен обладать кандидат в губернаторы и которыми должны руководствоваться сами избиратели на выборах. Обращал на себя внимание и тот факт, что доверенные лица – агитаторы абсолютно всех кандидатов во власть в этот период не могли логически интересно выстроить свои выступления перед избирателями, а их презентации сводились к унылым перечислениям основных фактов биографии претендентов на выборную должность. Методическая разработка построения предвыборного выступления агитаторов кандидата в губернаторы Лисицына А.И. включала в себя, прежде всего, перечень качеств, которыми должен обладать кандидат в губернаторы. Они, по мнению автора разработки Порывкина В.Н., должны включать, прежде всего, опыт управления сложными административными образованиями, близкими по структуре к задачам, решаемым субъектом федерации. Иными словами, для кандидата в губернаторы Ярославской области это:  

  • опыт управления администрацией области, правительством области, мэрией города Ярославля, крупным промышленным предприятием общероссийского значения или направлением в составе министерства РФ;
  • опыт взаимодействия с различными по своей ориентации политическими партиями, движениями, иными общественными организациями на региональном уровне;
  • наличие команды единомышленников, способных разработать и реализовать программу общественно-политического и социально-экономического развития области в современныхусловиях;
  • уровень определенного влияния (общественные связи) на федеральном уровне, позволяющие добиваться решения вопросов в интересах развития области;
  • наличие определенных связей (контактов) на межгосударственном уровне, позволяющих реализовать ряд основных видов продукции, выпускаемых в Ярославской области;
  • возраст творческого расцвета и состояние здоровья, позволяющее выполнять обязанности губернатора в полном объеме;
  • положительное восприятие основной массой избирателей; отсутствие судимостей (в прошлом);
  • длительный период деятельности в Ярославской области. [Подробнее – в ФГУ ГАЯО ЦДНИ].

После перечисления этих качеств агитатор ставил вопрос к аудитории, какими ещё способностями должен обладать кандидат в губернаторы? И одновременно констатировал, что из всех кандидатов в губернаторы такими качествами обладает лишь один из них – это А.И.Лисицын. Он предлагал желающим обосновать таким же образом свою точку зрения по другому кандидату в губернаторы. Итог выступлений принес положительные результаты: Лисицын А.И. победил на выборах губернатора в первом туре.

Таким образом, методику выступления перед различными социальными категориями населения представителю партии необходимо применять творчески, используя для этих целей все возможности и особенности обстановки. Выступление представителя политической партии перед слушателями в период проведения избирательных кампаний – это сложный процесс, требующий всесторонней подготовки выступающего. Каждая деталь в образе, словах, поведении, ответах на вопросы должна быть отработана заранее, но помимо всего прочего важна также гибкость, импровизация и умение подстроиться под социальный состав аудитории. Именно по данным выступлениям электорат будет судить о компетентности представителей партии, а также о самой партии.

Текст статьи
  1. Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 287 с.
  2. Давыдов, Н.А., Бойченко, Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, Таврия, 1992. 112 с.
  3. Зотова З. М., Избирательная кампания политических партий в схемах. Вып. 1. М.: РЦОИТ, 2007. 224 с.
  4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Прогресс, 1989. 156с.
  5. Кудинов О.П. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России. М.: Арт Бизнес Центр, 2003. 663 с.
  6. Порывкин В.Н. Методика оценки и расчета основных возможностей политической партии РФ для достижения успеха в избирательной кампании (статья). Теоретические и прикладные аспекты современной науки: материалы ХХII межд.науч.-практ.конф. 31 января 2017 г.: секция «Политология». - Белгород: АПНИ, 2017. С. 143-146. URL:  http://issledo.ru/wp-content/uploads/2017/02/Sb_k-1-10.pdf
  7. Филиал государственного учреждения «Государственный архив Ярославской области» Центр документации новейшей истории. – Личный архив Порывкина В.Н. Фонд 802. Оп. 1. Ед.хр. 44. Л. 16.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 9 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля