В эпоху "нового времени" особенности исполнения вокально-хоровой музыки подчиняются различным влияниям. Современные композиторы вводят в свои произведения новые приемы и особенности исполнения современной музыки, таким образом расширяя грани представления о художественном замысле и драматургии. Музыкальные украшения, манера извлечения звука, полифония выражение глубины внутреннего мира исполнителя, внедрение речитатива – всё это можно причислить к исполнительским приёмам.
Качественное исполнение, а главное – понимание «новой» музыки, конечно зависит от профессионализма исполнителей, их музыкальной грамотности, умения разбираться в стилях и музыкальных направлениях. Общеизвестно, что каждый стиль обладает определенными приемами вокализации. От артиста требуется правильно и осмысленное использование их: применение какого резонатора необходимо, в каком регистре и как работать, какова атака звука, как правильно построить фразу.
Отсюда, если у инструменталистов процесс овладения новыми приемами исполнения не является слишком долгим по времени, то процесс освоения вокально-хоровых приемов, где инструментом служит певческий голос, достаточно длителен, и требует огромных усилий как от дирижера, так и от исполнителей.
Ладовое положение, с учетом неустойчивости тонального положения, тональное предслышание, исполнение на интервальной основе – все эти подходы применимы на практике работы в вокально-хоровой практике. В таких условиях хормейстеру необходимо разрабатывать интонационные упражнения, нацеленные на тренировку новых слуховых представлений, с целью выработки абсолютно новаторских музыкально-слуховых представлений. Причём, вокально-хоровая работа будет намного эффективней, если будет связана с эмоциональным фоном, формируемый руководителем во время репетиционного процесса.
Интересно отметить, что в Московской консерватории с 1993 года существует аспирантура по специальности «ансамбль современной музыки», на данный момент – факультет исторического исполнительского искусства с уклоном на современное музыкальное развитие, кафедры современного хорового исполнительского искусства и современной музыки, где осуществляется знакомство с композиторскими сочинениями "нового времени". Там осуществляется изучение исполнительских приемов и изучение нотации нового поколения.
Консервативный вид искусства, к которому относится вокально-хоровое исполнительство, меньше всего подвержено новаторствами. Изучая специфику хора, современные композиторы во многом являются сторонниками «традиционной» линии сочинительства, но их инструментальные произведения в то же время могут содержать большое количество новых технических приемов. И для авторов более реально «воплотить в жизнь», то есть услышать, исполнение своих инструментальных сочинений, нежели хоровых.
В развитии современной вокально-хоровой музыки четко выделяются две тенденции: с одной стороны, это опора на традиции больших русских хоров, с другой – стремление к камерности исполнения, когда сочинения могут быть исполнены либо ансамблем солистов, либо камерным хором. Но оба вида этих коллективов работают не только над исполнением партитуры. Во многих случаях руководитель старается сделать из произведения целый театральный номер. Так рождается понятие "хорового театра", где коллектив выступает в роли актера, произведение становится более зрелищным концертным номером. Публика наслаждается не только качественным вокалом, но и радует глаз актерским мастерством каждый из исполнителей, будь то вокально-хоровой коллектив или ансамбль, камерный хор.
Во всем многообразии трудов, методических рекомендаций по вокализации и исполнению музыки, мало встретишь о работе над музыкой "нового" времени. Поэтому, где как не в практической деятельности дирижеров-хоровиков, возможно услышать те бесценные замечания, советы, основанные на собственном опыте руководителей, к примеру таких выдающихся как Б. Тевлин, В.К. Полянский, Е.Л. Растворова, и другие [1, с. 190].
В настоящее время, во всем многообразии вокально-хоровых коллективов встречаются множество тех, которые смогли найти для себя определенный стиль исполнения, что стало определенной новизной. Ярким примером является хоровой коллектив им. Фоминых. Это, своего рода так называемый эксперимент, где хор приобретает несколько другие черты звучания.
Конечно, границы исполнения расширяются, от коллективов, которые или сохраняют традиции национальные, например татарский хор М.Таминдаровой, исполняющий произведения исключительно на родном татарском языке и в национальном стиле, до коллективов, которые нацелены на исполнение популярной музыки. Как пример – любимый зрителям хор "Турецкого".
Усложнение языка современного музыкального письма, применение новых средств в области гармонии, ритма, штриха, звуковедения помогают певцам оттачивать свое художественное и техническое мастерство, развивать чуткость слуха, музыкальный вкус, приобретать контрапунктическую гибкость. Новые сочинения, которые идут впереди возможностей исполнительского искусства, позволяют артисту искать новые вокальные краски, раскрывать искусное сплетение голосов, слышать паузы, не бояться жесткости аккордов.
И тут уже стоит говорить о разработке иного плана работы с подобными сочинениями. Актуальным становится работа индивидуально с каждым голосом в хоре. Исполнители должны заранее представлять перспективу мелодической линии, анализировать строение и развитие мелодии для достижения большей значимости, контроля за чистым интонированием.
От того, как композитор мыслит, творит зависит долговечность сочинения. Вокально-хоровая музыка новой отечественной композиторской школы сегодня широко популярна. Практически ни одно из сочинений Э. Денисова, С.А. Губайдулиной, Н.Н. Сидельникова, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрина не осталось неисполненным. Это – феномен особого рода: в произведениях этих композиторов исполнителей привлекает то, что составляет духовную атмосферу времени.
В исполнительстве новой музыки выдвигается ряд проблем. Во главе, конечно, интонация. Невозможно представить вокальную сферу без интонационной. В таких условиях особое внимание стоит уделить интонационным упражнениям, которые должны быть нацеленные на тренировку новых слуховых представлений, с целью выработки новаторских музыкально-слуховых представлений.
Важно также и умение выявить драматургию сочинения, найти необходимые для ее раскрытия динамические контрасты.
Но помимо всего прочего, исполнители сталкиваются с новыми штрихами, ведь уже становится недостаточным владение классическими: legato, non legato, staccato и другими. В привычное пользование приходят: "слезно", "на взрыд", "сурово", "подражая звучанию тому или иному инструменту", а иногда и вовсе - "подражая удару" и другие. Владение данными штрихами в исполнении помогает добиться композиторской задумки, превращая мелодию, не предназначенную для вокального исполнения, в стройную и воспринимаемую на слух мелодию.
Получить вокальные навыки и овладеть особенностями "речи" на современном музыкальном языке с присущими ему утрированию эмоций, трудностями в звуковысотном соотношении и инновациями в области штрихов представляется, таким образом, одной из актуальных проблем формирования современного хорового исполнителя. Работа над воспитанием новаторских представлений должна проходить, не только в сформированных коллективах в условиях репетиционной и концертной практики, но и закладываться еще на более ранних этапах обучения.
Подвести итог хотелось бы словами выдающегося хорового деятеля, руководителя хоров Академии хорового искусства В.С. Попова: «Новая музыка, должна занимать свое достойное место в любом творческом коллективе, тем более в таком, где учебная сторона занимает не менее важное место, чем исполнительская (хотя тут трудно отделить исполнительскую сторону от учебной), – тогда всё образование становится совершенно иным! Дело в том, что мы – современники многих композиторов – живем рядом с ними и понимаем, что они пишут о нас и про нас. И если мы избегаем исполнять их сочинения, то мы избегаем самих себя. Композитор живет нашей жизнью, и передает ее своей музыкой так, как он сам чувствует и понимает. Если мы стараемся вникнуть в музыку, то понимаем, что она часто открывает нам глаза на многие вещи".