В настоящее время наблюдается повышенный интерес к музыкальному краеведению. Музыкальное краеведение – это наука, изучающая обычаи, нравы, знания музыкальной культуры (народной и профессиональной) родной области (края, республики и т.д.) от зарождения и до современности [4, с. 449]. Актуализация темы объясняется необходимостью проведения конкретных, локальных исследований музыкальной культуры различных краев и областей государства, а также использования полученного материала в учебном процессе вузов, школ, училищ, колледжей. Музыкальное краеведение является частью музыкознания и разделом краеведения. Впервые этот термин был употреблен в 30-е годы Б.В. Асафьевым в труде «Русская музыка», затем встречается в музыкальных словарях и энциклопедиях. Наиболее полную характеристику всех аспектов музыкального краеведения дала в своей работе Л.А. Тарасова [5].
Изучая с позиции краеведения музыкальное наследие Белгородчины, среди имен музыкантов, прославивших русскую музыкальную культуру в прошлые века, известны В.Ф. Трутовский, Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, Н.Б. Голицын, М.Г. Эрденко. В настоящее время традиции этих музыкантов, композиторов продолжают члены Белгородского регионального отделения союза композиторов России [1]: Юрий Леонидович Мишин, Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова, Николай Георгиевич Бирюков, Александр Тихонович Бердышев, Иван Иванович Веретенников, а также музыковед Горяйнов Юлий Семенович.
Юрий Леонидович Мишин возглавлял работу отделения с момента создания долгие годы – с 2000 по 2016. Талантливый композитор, он руководил музыкальной частью Белгородского театра кукол с 1991 по 2010, а позже проявил себя как талантливый педагог в Детской Музыкальной Школе № 1, где он работает с 1997 г. – это единственная школа в Белгородской области, где обучают композиции.
О творческой деятельности композитора говорится в статьях А. Морозовой «Рисуя звук» в газете «Белгородская правда» [2], Ю. Черняк «Подарить миру музыку» в еженедельнике «Аргументы и факты» [6], публикации Е.Л. Скачковой [4], нескольких заметках в сетях интернета. В данной статье предпринята попытка проанализировать ранний период творчества Юрия Леонидовича – это последние годы обучения в Белгородском музыкальном училище и период обучения в Харьковском институте искусств (1986-1991 г.г.).
Первые музыкальные сочинения Юрий Леонидович начал писать, будучи еще студентом 4 курса училища по классу фортепиано (преподаватель – заслуженная артистка РФ Людмила Петровна Петрова). Неудивительно, что первые сочинения предназначались для фортепьяно, это: «Прелюдия», «Грустное настроение», «Сказочное шествие». Сочинения были представлены будущему наставнику Юрия Леонидовича – композитору, заслуженному деятелю искусств Украины, заведующему кафедрой композиции Харьковского института искусств им. И.П. Котляревского Ковачу Игорю Константиновичу (1924-2003 гг.). Перед тем как сдать одиннадцать вступительных экзаменов, Юрию Леонидовичу удалось взять у него четыре консультации, что позволило успешно поступить на первый курс института.
Одним из первых заданий было написать вокальные произведения. Юрий Леонидович пишет первый романс «Нежность» и песню гимнического характера «Песнь о мире» на собственные стихи. На первом курсе им была написана также «Детская сюита», где средствами фортепиано изображалась жизнь детей в детском лагере. Состояла она из следующих номеров: «Начало пути»; «Птичий говор»; «Песенка ручейка»; «Продолжение пути»; «В пещере»; «Эхо войны»; «Грустное настроение»; «Погоня». Эта сюита написана в тяжелый период жизни композитора, он переживал сложное время потери родных. Несмотря на это, сюита наполнена яркими красками и светлыми воспоминаниями.
В следующих сочинениях Ю.Л. Мишин снова возвращается в вокальной музыке. На слова известного белгородского поэта Владимира Ефимовича Молчанова он создает романсы «Слушая Шопена», «Осенняя песня». На втором году обучения в консерватории появляются более сложные жанры – камерная музыка под названием «Музыка для пяти» для флейты, фагота, гобоя, кларнета и фортепьяно.
В 1989-1990 годах Юрий Леонидович дает первые авторские концерты. Освоив технологию сочинения для симфонического оркестра, работает над первым оркестровым произведением «Весенняя увертюра». Александр Владимирович Князев сделал переложение для народного оркестра. «Весенняя увертюра удостоена премии и звания лауреата всероссийского конкурса, посвященного 75-летию Государственного академического русского народного оркестра имени Н.П. Осипова в 1994 г.
На третьем курсе института Юрий Леонидович почувствовал, что писать, так как он хотел – не может, а так как умел – писать уже не хотелось. Он много времени проводит в фонотеке, слушает, изучает музыку современных композиторов, труды по методике современной композиции. Особенно увлекают произведения Э. Артемьева, С. Губайдулиной, С. Слонимского, Ю. Буцко и др. Это было время поиска «себя нового», по словам Юрия Леонидовича. Во второй половине третьего курса он пишет произведение «Посвящение Игорю Ковачу» – одночастное сочинение для камерного оркестра. Здесь уже слышится совершенно иной стиль письма, новый для композитора музыкальный язык. В эти же годы Юрий Леонидович пишет три вокальных произведения на стихи А.В. Кольцова: «Дуют ветры», «В поле ветер веет» и «Ты не спрашивай, не расспрашивай». Они имели успех и удостоились третьей премии Воронежского регионального конкурса исполнителей за создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов в рамках культурно просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» (2016 г.).
Четвертый и пятые годы обучения – это работа над дипломными произведениями. В их число вошли, помимо уже созданного «Посвящения Игорю Ковачу», концерт-поэма для симфонического оркестра и солирующего тромбона с «Постлюдией», вокальный жанр «Песни Русских поэтов» на стихи А.В. Кольцова и А.К. Толстого. Дипломная работа Ю.Л. Мишина получила высокую оценку государственной экзаменационной комиссии, в состав которой вошли: Игорь Константинович Ковач, Владимир Максович Золотухин, Валентин Саввич Бибиков, Валентина Ивановна Драбязгина, Леонид Борисович Решетников. В эти годы Юрий Леонидович работает и над другими произведениями: струнным квартетом и вокальным циклом на стихи Н.М. Рубцова «Душа хранима».
Дипломные работы исполнялись в городе Белгороде и Москве. «Посвящение Игорю Ковачу» звучало на 25 международном фестивале «Московская осень» в 2005 г. в Москве и на третьем международном фестивале современной музыке в городе Белгород – 2003 г. Вокальный цикл «Песни русских поэтов» был исполнен на авторском концерте Юрия Леонидовича – 2004 г. в городе Белгороде, проходил в Художественном музее. Вокальный цикл был исполнен Игорем Сахно (бас, баритон) – солист Харьковской консерватории.
Многие из сочинений Юрия Леонидовича, написанные в период ученичества, знакомы преподавателям фортепиано и вокалистам, часто включаются в учебный и концертный репертуар учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных колледжей и вуза искусств и культуры. Музыкальный язык композитора отличается своей интонационной сферой, повышенной эмоциональной чувствительностью, иногда – философичностью. В любом произведении мы слышим глубоко индивидуальный подчерк композитора, который получит свое яркое самобытное развитие в последующие годы творчества.