С каждым годом в российском обществе возрастает запрос на справедливость и соблюдение прав и свобод человека. Уголовное судопроизводство стало важным инструментом для удовлетворения этого запроса, поскольку оно, как следует из положений ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод [6].
Принятое Российской Федерацией на себя международное обязательство по обеспечению права любого человека на эффективное средство правовой защиты в государственном органе является стимулом продолжения судебной реформы, одной из важнейших задач которой является приведение института уголовной кассации в соответствие с международно-правовыми требованиями.
Именно в этих целях с 01.10.2019 г. начали действовать положения Федерального закона от 11.10.2018 г. № 361ФЗ, согласно которым появились новые судебные органы – кассационные суды общей юрисдикции, которые заменили прежние кассационные инстанции, существовавшие в каждом субъекте Российской Федерации [3].
Говоря о сущности кассационного производства в уголовном процессе, как правило, рассматривают данное понятие с трех позиций. Так, первая позиция гласит, что «кассационное производство следует рассматривать в качестве самостоятельного института, относимого к уголовно-процессуальному праву России». Вторая, что «институт кассационного производства следует рассматривать как особый, специфический, уникальный вид уголовно-процессуальной деятельности». А третья, что «институт кассационного производства следует рассматривать в качестве одной из стадий судопроизводства по уголовным делам» [1, с. 41].
Каждая из перечисленных позиций является верной и позволяет раскрыть понятие кассационного производства с различных сторон, тем самым давая более подробную характеристику данному правовому явлению.
Наиболее часто в юридической литературе можно встретить определение кассационного производства, которое гласит, что данное правовое явление представляет из себя стадию судебного процесса, в ходе которой суд, стоящий выше того, который ранее вынес судебный приговор, рассматривает жалобы, поданные участниками судебного процесса. Можно сказать, что по своей сущности, кассационное производство представляет из себя одну из форм надзора, осуществляемого за деятельностью судебных органов. На наш взгляд, такой подход к формулированию сущности рассматриваемого нами понятия, также, как и предыдущие описанные, является верным.
Исходя из этого, отметим, что основной целью кассационного производства выступает устранение ошибок, которые допускаются судами в ходе принятия решений по конкретным делам.
Одной из целей нового этапа реформирования кассации было создание самостоятельных кассационных судов вне границ административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. Авторы реформы ориентировались на положительный опыт работы кассационных арбитражных судов и надеялись аналогичным образом улучшить инстанционность судов общей юрисдикции и оптимизировать их нагрузку [5].
Главное изменение кассационной процедуры – это ее разделение на два вида:
- порядок сплошной кассации – это проверка по кассационным жалобам (представлениям) на итоговые судебные решения с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании;
- порядок выборочной кассации – это проверка по кассационным жалобам (представлениям) с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции [4].
Стоит отметить, что кассационному производству присущ ряд специфических особенностей:
- Свободный порядок обжалования приговоров. Данная особенность означает, что правом на обжалование приговоров в кассационном порядке обладают все участники судопроизводства, права которых тем или иным образом затрагиваются решением, которое было ранее вынесено судом;
- Проверка законности. Данная особенность означает, что в ходе кассационного производства судом высшей инстанции проверяется множество обстоятельств, которые предшествовали вынесению приговора. К числу таких обстоятельств можно отнести проверку того, правильно ли были установлены фактические обстоятельства по конкретному делу, являются ли выводы, сделанные судом, обоснованными и соответствуют ли они объективной реальности. Также, важнейшим обстоятельством, которое выясняется в ходе кассационного производства, является установление истины раннее вынесенным приговором суда. Рассматриваемая нами особенность позволяет разрешить большую часть задач, которые ставит перед собой кассационное производство.
- Невозможность истребования новых материалов, предоставления новых доказательств, как, например, в суде апелляционной инстанции в исключительных случаях.
- Невозможность установления худшего наказания лицу, в отношении которого ранее был вынесен приговор, рассматриваемый в порядке кассационного производства. Данный признак означает, что суд, рассматривающий дело в кассационном производстве, не может отягчить ранее вынесенное наказание, за исключением случая, указанного в ст. 401.6 УПК РФ [2, с. 12].
Напомним, что существовавшая до 01.10.2019 г. отечественная кассация по уголовным делам имела ряд недостатков, которые влияли на эффективность реализации ее задач: совмещение на одном уровне судебных органов функций апелляционного и кассационного пересмотра; множественность и непропорциональность кассационных инстанций; возможность многократного кассационного обжалования разными субъектами в разное время; противоречия между нормативным и правоприменительным определением предмета кассации. В связи с чем предпринята очередная попытка модернизации кассационного производства, а именно, его разделение с 01.10.2019 г. на «сплошную» и «выборочную» кассацию [6].