Главная
Конференции
Перспективы развития сферы науки, техники и технологий в ХХI веке
Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной ор...

Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной организации

Автор(-ы):

Ломоносова Зоя Викторовна

Оспищева Елена Ивановна

Томаровская Елена Юрьевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

взаимодействие
дошкольники
личность
родители

Аннотация статьи

В статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО.

Текст статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями и законными представителями понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для образования и воспитания детей, создать условия для совместных интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию новой информации.

Учитывая существующие современные проблемы во взаимодействии, необходимо отметить, что работа будет эффективной только тогда, когда родители будут сами являться активными участниками образовательных отношений. Поэтому важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование активной позиции родителей.

Взаимодействие педагогов с родителями – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются вопросы воспитания детей. Взаимодействие детского сада и семьи рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного решения педагогических проблем в области развития, воспитания и обучения детей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями и семьями детей. От взаимных установок семьи и детского сада зависит успех сотрудничества. То есть, отношения между родителями и педагогами складываются более эффективно, если все понимают потребность целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Для того что бы работа по взаимодействию ДОУ с семьей была эффективной ФГОС ДО прописывает функции:

  • ознакомление родителей с методикой и содержанием учебно­образовательного процесса, организуемого в ДОО;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, помощь отдельным семьям в воспитании детей;
  • взаимодействие родителей с общественными организациями города;
  • распределение ответственности и обязанностей в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты).

Взаимодействие педагогов с родителями должно строиться на следующих принципах, которые помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями недопустимы требовательный тон, категоричность. Воспитатель общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом (ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие).

2. Индивидуальный подход

Этот подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями, так как, общаясь с родителями воспитатель, должен чувствовать настроение родителей и ситуацию. Здесь очень важно педагогическое и человеческое умение воспитателя во взаимодействии с родителями, продумать и спланировать, как помочь ребенку трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество

В настоящее время родители осведомленные и грамотные, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Наиболее эффективным будет создание атмосферы поддержки и взаимопомощи семье в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДО в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность

Дошкольная образовательная организация должна находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, представлять собой мобильную систему. В зависимости от этого должны меняться направления и формы работы ДОО с семьей.

5. Открытость

У каждого родителя есть возможность видеть и знать, как развивается и живет его ребенок.

Установление личного контакта педагога с родителем является важным для предупреждения возникновения проблемных ситуаций. Важно на ежедневной основе уведомлять родителей о том, каких успехов достиг, как ребенок провел день, чему научился. Использование разных форм работы с родителями детей дошкольного возраста даст положительный результат, если изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, родители станут активными участниками деятельности ДОУ и незаменимыми помощниками для педагогов. Сотрудникам ДОУ всей своей деятельностью необходимо доказывать родителям, что их включение в педагогическую работу, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Проанализировав работы, посвященные проблемам взаимодействия детского сада и семьи, можно сделать вывод, что взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения, тот компонент общения, он фиксирует как обмен информацией, так и организацию совместных действий.

Целью взаимодействия педагогов ДОО с родителями должно стать повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс. Активная совместная деятельность педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, направленно на выработку и реализацию единых подходов воспитания, способствует усилению их взаимоотношений, образования и развития детей дошкольного возраста.

Таким образом в основе взаимодействия семьи и детского сада лежит процесс воспитания разносторонне развитой личности ребенка, успех одного из субъектов взаимодействия обусловлен усилиями, действиями другого.

Список литературы

  1. Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина [Текст] / А. В. Минина // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 17-19.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Поделиться

2089

Ломоносова З. В., Оспищева Е. И., Томаровская Е. Ю. Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной организации // Перспективы развития сферы науки, техники и технологий в ХХI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 марта 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/3802-vzaimodejstvie-pedagogov-s-roditelyami-detej

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля