Вопрос экономической безопасности приобрел большое значение в связи с развитие финансового рынка в России. Для его активного развития необходимо благосостояние фондового рынка, который оказывает на него непосредственное влияние.
Фондовый рынок выступает важным механизмом в финансировании экономики. Но в связи с нестабильностью ценных бумаг, данный сектор является одним из самых уязвимых. Поэтому для нейтрализации угроз, государству нужно уделить больше внимание экономической безопасности.
Российский фондовый рынок обладает неустойчивым характером, так как в нем присутствует низкий уровень саморегуляции и контроль государства. Также у потенциальных инвесторов нет доверия к отечественному рынку ценных бумаг [1, с. 55].
Сам уровень развития фондового рынка не соответствует потребностям национальной экономики, так как нет соответствующей нормативно-правовой базы.
Среди отечественных ученых, которые уделяли большое внимание изучению данного вопроса, можно выделить Е.В. Кырова, А.А, Анисомовы, А.С. Зуева и ряд других. Они проводили исследования на макроуровне по состоянию рынка ценных бумаг, а также выделяли основные угрозы экономической безопасности. Помимо этого, исследователи уделяли большое внимание разработке показателей количественной оценки экономической безопасности фондового рынка.
В научной литературе мы можем встретить большое количество фондового рынка. Но при этом большинство исследователей, сходятся во мнении, что фондовым рынком является совокупность экономических взаимоотношений по выпуску и обращению ценных бумаг.
Исходя из данного определения можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг – это механизм по перераспределению денежных средств между субъектами [3, с. 70].
Для обозначения угроз экономической безопасности государства, вначале нужно понять, что представляет собой экономическая безопасность. В российском законодательстве сказано, что экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, которое может обеспечить экономическую, финансовую и политическую стабильность, под воздействием негативных факторов.
Основным нормативно-правовым актом в России, который регулирует систему отношений фондового рынка, является «О рынке ценных бумаг». Помимо него можно выделить и ряд других законов, которые затрагивают вопросы по охране и обеспечению фондового рынка:
- ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Как мы можем увидеть, то нормативно-правовая база достаточно небольшая по данному вопросу и для современной экономики является устаревшей, так как большинство актов было принято в конце 90-х гг. Из-за этого мы можем наблюдать неустойчивость рынка ценных бумаг, и вследствие этого недоверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов.
Стоит отметить, что российский фондовый рынок не так давно стал развиваться, поэтому важно усовершенствовать нормативно-правовую базу.
Ввиду неравномерного распределения инвестиционных ресурсов мы можем наблюдать низкий уровень инвестиционной активности на фондовом рынке. В настоящее время инвесторы хотят больше вложить свои средства в государственные ценные бумаги и финансовые инструменты срочного рынка, чем в основной капитал. Поэтому из-за того, что инвесторы плохо вкладываются в основной сектор экономики, говорить об экономическом росте не приходится.
Таким образом, фондовый рынок занимается обеспечением перелива основного капитала из реального сектора в бюджетную систему государства, вместо инвестиционных вливаний в основной капитал.
Также мы можем наблюдать слабую инвестиционную активность со стороны простого населения. Основной причиной такого маленького процента активности служит то, что население плохо проинформировано о том, как лучше всего делать вклады. Одним из способов решения данной проблемы является проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения [2, с. 48].
Второй причиной низкой инвестиционной активности является недостаточная защита инвесторов. Наиболее уязвимой аудиторией являются миноритарные инвесторы. Их права нарушаются из-за некачественной информации о своих финансовых инструментах, инсайдеров - о ситуации на фоновом рынке. Инвесторы порой не понимают, какие ценные бумаги качественные, а какие нет. Этим обстоятельном и пользуются мошенники.
Все знают, что в структуре фондового рынка сырьевые и добывающие отрасли играют важную роль. Сложилось так, что абсолютное большинство эмитентов относится к компаниям металлургии и, конечно же, нефтегазовой отрасли. Крупными участниками фондового рынка в России являются добывающие компании. Из-за этого появляется угроза падения фондового рынка в случае падения цен на нефть [4, с. 178].
Для того, чтобы оценить безопасность фондового рынка важно обладать системой количественных и качественных индикаторов. В российском законодательстве в настоящее время нет определенного перечня индикаторов экономической безопасности фондового рынка. Поэтому многие исследователи предлагают собственные индикаторы, но официально принятых государством пока нет.
Мы можем выделить ряд проблем в российском фондовом рынке:
- устаревшая нормативно-правовая база;
- низкий уровень финансовой грамотности у населения;
- нет официальных индикаторов экономической безопасности;
- уязвимые права инвесторов [5, с. 21].
Для того, чтобы решить выше названных проблемы, необходимо понять, что их основой является несовершенство нормативно-правовой базы. Поэтому данный вопрос обладает первостепенным значением. Должно быть разработано современное законодательство по фондовым рынкам, которое могло бы оперативно реагировать на все изменения в фондовом рынке. Так снизиться уровень уязвимости прав инвесторов и увеличиться их доверие.
Также нужно занимать программами по развитию финансовой грамотности, чтобы вовлекать простых людей в развитие фондового рынка и привлекать свободные денежные средства.
Помимо этого, нужно законодательно разработать ряж индикаторов экономической безопасности фондового рынка, чтобы определить уровень безопасности.
Государство может обратиться уже к созданным учеными-экономистами индикаторам и выбрать из них наиболее точные. Сами индикаторы должны соответствовать стратегии экономического развития государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Чтобы успешно применять на практике официальные показатели экономической безопасности, нужно беспрерывно осуществлять их мониторинг и реагировать на изменения внешнего мира.
Применение этих решений и разработка новых, по мере развития экономических отношений, значительно поспособствует укреплению стабильности российского фондового рынка, обеспечив его дальнейшее развитие и, тем самым, повысит уровень безопасности отечественной экономики.