научный журнал «Актуальные исследования» #9 (88), март '22

Роль фондовых рынков для обеспечения экономической безопасности

Фондовый рынок является одним из главных частей финансового рынка, который оказывает непосредственное влияние на безопасности экономики государства. В настоящее время фондовый рынок очень уязвим из-за нестабильности ценных бумаг. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы и угрозы экономической безопасности фондового рынка, и предложим возможные пути по их снижению.

Аннотация статьи
ценные бумаги
экономическая безопасность
фондовый рынок
Ключевые слова

Вопрос экономической безопасности приобрел большое значение в связи с развитие финансового рынка в России. Для его активного развития необходимо благосостояние фондового рынка, который оказывает на него непосредственное влияние.

Фондовый рынок выступает важным механизмом в финансировании экономики. Но в связи с нестабильностью ценных бумаг, данный сектор является одним из самых уязвимых. Поэтому для нейтрализации угроз, государству нужно уделить больше внимание экономической безопасности.

Российский фондовый рынок обладает неустойчивым характером, так как в нем присутствует низкий уровень саморегуляции и контроль государства. Также у потенциальных инвесторов нет доверия к отечественному рынку ценных бумаг [1, с. 55].

Сам уровень развития фондового рынка не соответствует потребностям национальной экономики, так как нет соответствующей нормативно-правовой базы.

Среди отечественных ученых, которые уделяли большое внимание изучению данного вопроса, можно выделить Е.В. Кырова, А.А, Анисомовы, А.С. Зуева и ряд других. Они проводили исследования на макроуровне по состоянию рынка ценных бумаг, а также выделяли основные угрозы экономической безопасности. Помимо этого, исследователи уделяли большое внимание разработке показателей количественной оценки экономической безопасности фондового рынка.

В научной литературе мы можем встретить большое количество фондового рынка. Но при этом большинство исследователей, сходятся во мнении, что фондовым рынком является совокупность экономических взаимоотношений по выпуску и обращению ценных бумаг.

Исходя из данного определения можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг – это механизм по перераспределению денежных средств между субъектами [3, с. 70].

Для обозначения угроз экономической безопасности государства, вначале нужно понять, что представляет собой экономическая безопасность. В российском законодательстве сказано, что экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, которое может обеспечить экономическую, финансовую и политическую стабильность, под воздействием негативных факторов.

Основным нормативно-правовым актом в России, который регулирует систему отношений фондового рынка, является «О рынке ценных бумаг». Помимо него можно выделить и ряд других законов, которые затрагивают вопросы по охране и обеспечению фондового рынка:

  • ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Как мы можем увидеть, то нормативно-правовая база достаточно небольшая по данному вопросу и для современной экономики является устаревшей, так как большинство актов было принято в конце 90-х гг. Из-за этого мы можем наблюдать неустойчивость рынка ценных бумаг, и вследствие этого недоверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов.

Стоит отметить, что российский фондовый рынок не так давно стал развиваться, поэтому важно усовершенствовать нормативно-правовую базу.

Ввиду неравномерного распределения инвестиционных ресурсов мы можем наблюдать низкий уровень инвестиционной активности на фондовом рынке. В настоящее время инвесторы хотят больше вложить свои средства в государственные ценные бумаги и финансовые инструменты срочного рынка, чем в основной капитал. Поэтому из-за того, что инвесторы плохо вкладываются в основной сектор экономики, говорить об экономическом росте не приходится.

Таким образом, фондовый рынок занимается обеспечением перелива основного капитала из реального сектора в бюджетную систему государства, вместо инвестиционных вливаний в основной капитал.

Также мы можем наблюдать слабую инвестиционную активность со стороны простого населения. Основной причиной такого маленького процента активности служит то, что население плохо проинформировано о том, как лучше всего делать вклады. Одним из способов решения данной проблемы является проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения [2, с. 48].

Второй причиной низкой инвестиционной активности является недостаточная защита инвесторов. Наиболее уязвимой аудиторией являются миноритарные инвесторы. Их права нарушаются из-за некачественной информации о своих финансовых инструментах, инсайдеров - о ситуации на фоновом рынке. Инвесторы порой не понимают, какие ценные бумаги качественные, а какие нет. Этим обстоятельном и пользуются мошенники.

Все знают, что в структуре фондового рынка сырьевые и добывающие отрасли играют важную роль. Сложилось так, что абсолютное большинство эмитентов относится к компаниям металлургии и, конечно же, нефтегазовой отрасли. Крупными участниками фондового рынка в России являются добывающие компании. Из-за этого появляется угроза падения фондового рынка в случае падения цен на нефть [4, с. 178].

Для того, чтобы оценить безопасность фондового рынка важно обладать системой количественных и качественных индикаторов. В российском законодательстве в настоящее время нет определенного перечня индикаторов экономической безопасности фондового рынка. Поэтому многие исследователи предлагают собственные индикаторы, но официально принятых государством пока нет.

Мы можем выделить ряд проблем в российском фондовом рынке:

  • устаревшая нормативно-правовая база;
  • низкий уровень финансовой грамотности у населения;
  • нет официальных индикаторов экономической безопасности;
  • уязвимые права инвесторов [5, с. 21].

Для того, чтобы решить выше названных проблемы, необходимо понять, что их основой является несовершенство нормативно-правовой базы. Поэтому данный вопрос обладает первостепенным значением. Должно быть разработано современное законодательство по фондовым рынкам, которое могло бы оперативно реагировать на все изменения в фондовом рынке. Так снизиться уровень уязвимости прав инвесторов и увеличиться их доверие.

Также нужно занимать программами по развитию финансовой грамотности, чтобы вовлекать простых людей в развитие фондового рынка и привлекать свободные денежные средства.

Помимо этого, нужно законодательно разработать ряж индикаторов экономической безопасности фондового рынка, чтобы определить уровень безопасности.

Государство может обратиться уже к созданным учеными-экономистами индикаторам и выбрать из них наиболее точные. Сами индикаторы должны соответствовать стратегии экономического развития государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы успешно применять на практике официальные показатели экономической безопасности, нужно беспрерывно осуществлять их мониторинг и реагировать на изменения внешнего мира.

Применение этих решений и разработка новых, по мере развития экономических отношений, значительно поспособствует укреплению стабильности российского фондового рынка, обеспечив его дальнейшее развитие и, тем самым, повысит уровень безопасности отечественной экономики.

Текст статьи
  1. Лошаков А.Ю. Фондовый рынок как составная часть экономической безопасности государства//Финансы и учетная политика. – 2020. - № 1. – С. 54-60.
  2. Мацкевич А.А. Факторы, определяющие эффективность фондового рынка России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 32. - С. 48-51.
  3. Орлов Л.С. Особенности реформирования фондового рынка России в современных условиях // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 70-73.
  4. Попов Н.В. Основные направления по устранению угроз экономической безопасности фондового рынка // Молодой ученый. – 2011. – № 4 (27). – Т. 1. – С. 178-180.
  5. Сайбель Н.Ю. Фондовый рынок России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. – 2018. - № 2. – С. 20-28.
Список литературы