Оказание психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – это очень сложная и весьма кропотливая работа практического психолога, которая, прежде всего, направлена на эмоциональную поддержку ребенка, развитие и формирование самосознания (адекватная самооценка, позитивное отношение к себе), осуществление процесса адаптации выпускников. Следует так же отметить, что развитие самосознания в подростковом возрасте – это отдельная проблема в психологии ним из самых трудных и проблемных.
В подростковом возрасте происходит множество конструктивных изменений в структуре самосознания и множество отклонений в развитии личности. Это возраст переоткрытия «Я», полового созревания, развития рефлексии и самоконтроля, появления «чувства взрослости»; происходит «своеобразный кризис самосознания», преодолев который подросток приобретает чувство индивидуальности [2, с. 164].
Изучению самосознания подростков в психологии посвящено много работ (Кон И.С., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И. и др.), но изучению особенностей самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – мало.
К психологам, занимающимся разработкой данной проблемы, можно отнести: Мухину B.C., Прихожан А.М., Иванову Н.П.
Проблема нашего исследования-особенности самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и возможна ли их коррекция посредством специально разработанной системы упражнений.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Предмет исследования-структурные компоненты самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (эмоционально-оценочный и регулятивный).
Решение поставленных задач потребовало использования комплекса методик:
- Методика исследования самоотношения – МИС (Пантелеев С.Р.);
- Методика диагностики сформированности умений саморегуляции деятельности (Осницкий А.К.);
- Метод прямого оценивания (Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я.);
- Методика исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания (личностный дифференциал).
Исследование проводилось на базе ГБУ ССЗН «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья». (п. Ровеньки Белгородской области, ул. Ленина, д. 72-а), в котором принимали участие 20 – воспитанников центра. Половой состав групп не учитывался.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе был проведен первичный анализ педагогической и психологической литературы по вопросам психологии личности, самосознания, самоотношения, возрастной психологии (психология ранней юности).
На этом же этапе проводилась первичная диагностика эмоциональнооценочного и регулятивного компонентов самосознания подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основная задача заключалась в апробировании. Затем осуществлялся анализ и интерпретация полученных результатов.
На втором этапе исследования подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, были поделены на две группы – контрольную (не принимали участие в социально-психологическом тренинге) и экспериментальную (участвовали в групповых занятиях). Вхождение во вторую группу соответствовало желанию. Контрольная группа составила 10 человек, экспериментальная – 10.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика и математическая обработка полученных результатов исследования, которая позволила сделать сравнительный анализ выявленных особенностей самосознания у представителей контрольной и экспериментальной группы, что является следствием социально-психологического воздействия (проведение тренинговых занятий) и позволяет судить о значимости различий между выборками, если таковые имеются.
В исследовании использовались следующие виды методик: тесты-опросники и методики прямого оценивания. Выбор методик обусловлен предметом исследования и теоретическими положениями [5, с. 63].
Изучение эмоционально-оценочного компонента самосознания показало, что выраженность таких составляющих самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, самоценность и самопринятие имеет средние значения ниже нормы, что свидетельствует о следующих особенностях самосознания воспитанников центра: недостаточная развитость потребности в самопознании и самораскрытии из-за отсутствия интереса к своей личности как некой ценности; несформированность отдельных умений саморегуляции; низкий уровень самоуважения; отсутствие тенденции самопринятия себя таким, какой есть. И, наоборот, внутренняя конфликтность и самообвинение для подростков, лишенных родительской опеки, имеют относительно высокие показатели (среднее = 6,7 и 5,9), что говорит о наличие внутриличностных противоречий (столкновение мотивов, потребностей и отношений между собой) и порой даже о самоуничижении собственной личности (принижение своих реальных способностей и возможностей, «самобичевание» и переживание чувства вины в большинстве ситуаций).
Сделав качественный анализ можно сказать, что у подростков оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся вне семьи, в большинстве случаев преобладает заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний, что свидетельствует о недооценивании своей личности, своих возможностей и способностей. Одной из наиболее характерных особенностей неадекватного уровня притязаний является нежелание меняться и развиваться наряду с отсутствием удовлетворенности собой, либо, наоборот, большой разрыв между реальной оценкой своей внешности, умений, качеств («я-реальное») и желаемой. Таким образом, и в первом, и во втором случае уровень притязаний считается неадекватным и непродуктивным для развития и совершенствования личности [4, с. 250].
При исследовании эмоционально-оценочного компонента у подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, были получены следующие результаты:
- Большинство детей имеет негативное самоотношение, характеризующееся слабо выраженной тенденцией самоуважения, самопринятия и самоуверенности. Для них наиболее свойственна неудовлетворенность своей внешностью и своими способностями, сомнение в том, что их личность может представлять интерес для окружающих, вызывать уважению, симпатию.
- Такие подростки, как правило, недооценивают себя, свое «наличное» и «духовное «Я», которое не рассматривается ими как некая ценность, поэтому в связи с этим нередко наблюдаются отстранение, отвержение «образа «Я», граничащее с безразличием и потерей всякого интереса к своему внутреннему миру.
- Некоторым подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации свойственна отчужденность, эмоциональная холодность, тенденция к самообвинению и самоуничижению, а также наличие внутриличностного конфликта – отсутствие согласованности мотивов, желаний и потребностей; несогласие с самим собой, сопровождаемое переживанием чувства вины и негативных эмоций в свой адрес.
- Большая часть подростков из центра имеет заниженную неадекватную самооценку (57%) и неадекватный уровень притязаний (57%). Неадекватность самооценки связана с негативным самоотношениием к себе (большой разрыв между «Я-желаемым» и «Я-реальным»), либо отсутствие потребности к саморазвитию и самоизменению (неудовлетворенность собой и нежелание меняться).
Таким образом, первая часть нашей гипотезы подтвердилась: большинство старших подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеют такие особенности эмоционально-оценочного компонента самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция самообвинения и самоуничижения, низкая самооценка и неадекватный уровень притязаний.