научный журнал «Актуальные исследования» #9 (88), март '22

Особенности эмоционально-оценочного компонента самосознания у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В статье рассмотрены особенности физического, психического, личностного и социального развития детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и воспитывающихся в центре.

Аннотация статьи
эмоционально-оценочный компонент
самосознание
Ключевые слова

Оказание психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – это очень сложная и весьма кропотливая работа прак­тического психолога, которая, прежде всего, направлена на эмоциональную поддержку ребенка, развитие и формирование самосознания (адекватная самооценка, позитивное отношение к себе), осуществление процесса адаптации выпускников. Следует так же отметить, что развитие самосознания в подростковом возрасте – это отдельная проблема в психологии ним из самых трудных и проблемных.

В подростковом возрасте происходит множество конструктивных из­менений в структуре самосознания и множество отклонений в развитии личности. Это возраст переоткрытия «Я», полового созревания, развития рефлексии и самоконтроля, появления «чувства взрослости»; происходит «своеобразный кризис самосознания», преодолев который подросток приобретает чувство индивидуальности [2, с. 164].

Изучению самосознания подростков в психологии посвящено много работ (Кон И.С., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И. и др.), но изучению особенностей самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – мало.

К психологам, занимающимся разработкой данной проблемы, можно отнести: Мухину B.C., Прихожан А.М., Иванову Н.П.

Проблема нашего исследования-особенности самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и возможна ли их коррекция посредством специально разработанной системы упражнений.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Предмет исследования-структурные компоненты самосознания подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (эмоционально-оценочный и регу­лятивный).

Решение поставленных задач потребовало использования комплекса методик:

  1. Методика исследования самоотношения – МИС (Пантелеев С.Р.);
  2. Методика диагностики сформированности умений саморегуляции деятельности (Осницкий А.К.);
  3. Метод прямого оценивания (Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я.);
  4. Методика исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания (личностный дифференциал).

Исследование проводилось на базе ГБУ ССЗН «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья». (п. Ровеньки Белгородской области, ул. Ленина, д. 72-а), в котором принимали участие 20 – воспитанников центра. Половой состав групп не учитывался.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе был проведен первичный анализ педагогической и психологической литературы по вопросам психологии личности, самосознания, самоотношения, возрастной психологии (психология ранней юности).

На этом же этапе проводилась первичная диагностика эмоционально­оценочного и регулятивного компонентов самосознания подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основная задача заключалась в апробировании. Затем осуществлялся анализ и интерпретация полученных результатов.

На втором этапе исследования подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, были поделены на две группы – контрольную (не принимали участие в социально-психологическом тренинге) и экспериментальную (участвовали в групповых занятиях). Вхождение во вторую группу соответствовало желанию. Контрольная группа составила 10 человек, экспериментальная – 10.

На третьем этапе была проведена повторная диагностика и математическая обработка полученных результатов исследования, которая позволила сделать сравнительный анализ выявленных особенностей самосознания у представителей контрольной и экспериментальной группы, что является следствием социально-психологического воздействия (проведение тренинговых занятий) и позволяет судить о значимости различий между выборками, если таковые имеются.

В исследовании использовались следующие виды методик: тесты-опросники и методики прямого оценивания. Выбор методик обусловлен предметом исследования и теоретическими положениями [5, с. 63].

Изучение эмоционально-оценочного компонента самосознания показало, что выраженность таких составляющих самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, самоценность и самопринятие имеет средние значения ниже нормы, что свидетельствует о следующих особенностях самосознания воспитанников центра: недостаточная развитость потребности в самопознании и самораскрытии из-за отсутствия интереса к своей личности как некой ценности; несформированность отдельных умений саморегуляции; низкий уровень самоуважения; отсутствие тенденции самопринятия себя таким, какой есть. И, наоборот, внутренняя конфликтность и самообвинение для подростков, лишенных родительской опеки, имеют относительно высокие показатели (среднее = 6,7 и 5,9), что говорит о наличие внутриличностных противоречий (столкновение мотивов, потребностей и отношений между собой) и порой даже о самоуничижении собственной личности (принижение своих реальных способностей и возможностей, «самобичевание» и переживание чувства вины в большинстве ситуаций).

Сделав качественный анализ можно сказать, что у подростков оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся вне семьи, в большинстве случаев преобладает заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний, что свидетельствует о недооценивании своей личности, своих возможностей и способностей. Одной из наиболее характерных особенностей неадекватного уровня притязаний является нежелание меняться и развиваться наряду с отсутствием удовлетворенности собой, либо, наоборот, большой разрыв между реальной оценкой своей внешности, умений, качеств («я-реальное») и желаемой. Таким образом, и в первом, и во втором случае уровень притязаний считается неадекватным и непродуктивным для развития и совершенствования личности [4, с. 250].

При исследовании эмоционально-оценочного компонента у подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, были получены следующие результаты:

  • Большинство детей имеет негативное самоотношение, характеризующееся слабо выраженной тенденцией самоуважения, самопринятия и самоуверенности. Для них наиболее свойственна неудовлетворенность своей внешностью и своими способностями, сомнение в том, что их личность может представлять интерес для окружающих, вызывать уважению, симпатию.
  • Такие подростки, как правило, недооценивают себя, свое «наличное» и «духовное «Я», которое не рассматривается ими как некая ценность, поэтому в связи с этим нередко наблюдаются отстранение, отвержение «образа «Я», граничащее с безразличием и потерей всякого интереса к своему внутреннему миру.
  • Некоторым подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации свойственна отчужденность, эмоциональная холодность, тенденция к самообвинению и самоуничижению, а также наличие внутриличностного конфликта – отсутствие согласованности мотивов, желаний и потребностей; несогласие с самим собой, сопровождаемое переживанием чувства вины и негативных эмоций в свой адрес.
  • Большая часть подростков из центра имеет заниженную неадекватную самооценку (57%) и неадекватный уровень притязаний (57%). Неадекватность самооценки связана с негативным самоотношениием к себе (большой разрыв между «Я-желаемым» и «Я-реальным»), либо отсутствие потребности к саморазвитию и самоизменению (неудовлетворенность собой и нежелание меняться).

Таким образом, первая часть нашей гипотезы подтвердилась: большинство старших подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеют такие особенности эмоционально-оценочного компонента самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция самообвинения и самоуничижения, низкая самооценка и неадекватный уровень притязаний.

Текст статьи
  1. Абрамова Г.С. Социальная психология детства / Г.С. Абрамова. - М., 2000. 351 с.
  2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 2004. 269 с.
  3. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: Издательство МГУ, 2006. 197 с.
  4. Божович Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. -М., 2003. 314 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.,Т. 3,4 Джемс У. Психология / У. Джеймс. - М., 2000. 212 с.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.,  2001. 351 с.
  7. Мухина B.C. Лишенные родительского попечительства / B.C. Мухина. - М., 2000. 112 с.
  8. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл. 2009. 652 с.
  9. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте / А.М. Прихожан. - М., 2006. 341 с.
  10. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн. - Душанбе, 2005. 231 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября