Анализируя текущее положение вещей, необходимо выделить факт того, что строительство является одним из самых зарегламентированных видов экономической деятельности, что объясняется тем, что возводимые участниками строительного рынка здания и сооружения являются объектами постоянно использующимися, с продолжительным сроком службы. При таких уникальных товарных характеристиках объекты капитального строительства должны обладать значительным запасом прочности и надёжности, что в значительной мере зависит от нормативно-правового регулирования данной отрасли. Безопасность жилых и нежилых помещений, обеспечиваемая СНиПами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими строительство, зачастую увеличивает срок возведения объектов капитального строительства. Это порождает парадоксальную проблему. С одной стороны, необходимо сохранить высокий уровень нормативного регулирования, но с другой стороны необходимо упростить процесс государственного надзора в сфере строительства, сделать его более эффективным. Однако, такое улучшение необходимо начинать с первоначальной стадии строительства планирования.
По истине настоящим рубиконом, отделяющим бумажный проект здания от его материального воплощения, является государственная экспертиза проектной документации. Нормативно-правовой базой регулирующей данный вид экспертизы выступают:
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 01.12.2021) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" [3];
- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 31.12.2021) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" [2];
- "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [1].
Проектная документация состоит из десяти разделов в случае линейных объектов, и двенадцати в случае объектов капитального строительства. Каждый раздел представляет собой симбиоз текстовой и графической части, включающий в себя описание конструктивных решений, а также всю информацию по теме раздела. Срок рассмотрения проектной документации составляет сорок два дня, и, очевидно, огромную предшествующую этому работу. Однако, этот процесс возможно в значительной степени упростить путем консолидации двух вышеупомянутых положений правительства, с включением раздела единого классификатора для объектов капитального и линейного строительства. Каждый пункт такого раздела будет включать как требования, выдвигаемые к самой проектной документации, так и прямые ссылки на СНиПЫ и иные необходимые нормы права для упрощения подготовки проектной документации. Предлагаемый классификатор включает в себя четырнадцать пунктов.
В нулевом пункте перечисляются объекты, в отношении которых не производится экспертиза проектной документации:
- объекты индивидуального строительства;
- отдельные объекты капитального строительства не более двух этажей, площадью не более 1500 м², нежилого или промышленного назначения;
- объекты с аналогичными характеристиками, но промышленного назначения, не требующие, либо требующие санитарную зону в пределах занимаемого земельного участка;
- дома блочной конструкции высотностью до 3-х этажей.
В данном случае, выделение нулевого пункта необходимо для целостности классификации.
Первый пункт включает в себя перечисленные выше объекты при условиях, когда проведение экспертизы необходимо по закону:
- при признании объектом массового пребывания граждан;
- при нахождении участка в зоне охраны линейных объектах.
Во второй пункт предлагается включить все объекты среднеэтажного строительства, в третий - объекты повышенной этажности. Срок проведения экспертизы по данным пунктам приделается ограничить двадцати рабочими днями.
Четвертый пункт будет включать все объекты многоэтажного строительства. Пятый – все объекты высотного строительства. Срок экспертизы при этом предлагается сократить до тридцати рабочих дней.
В шестой пункт предлагается сгруппировать объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожной, авиационной, дорожной, портовой и инфраструктуры внеуличного транспорта.
Пункт семь должен включать в себя строительство в море, на шельфе и в Арктике. Подобная группировка объясняется схожими условиями строительства и требованиями, выдвигаемыми нормативным регулированием.
В восьмой пункт предлагается включить строительство в пределах природоохранных зон, а также реконструкцию и реставрацию объектов культурного наследия.
Девятый пункт включает в себя строительство объектов связи и телекоммуникаций.
По всем вышеперечисленным пунктам предлагается сохранить текущий срок в сорок два рабочих дня.
Десятый пункт должен быть полностью посвящен энергетике, строительству и реконструкции объектов гидроэнергетики, атомных станций, а также линий электропередач.
Одиннадцатый пункт должен включать объекты космической отрасли, а также обороны. Предлагаемая группировка вызвана особыми требованиями, выдвигаемыми к данным объектам.
В двенадцатый пункт необходимо включить уникальные здания и сооружения, они должны быть вынесены в отдельную категорию из-за своих конструктивных свойств и особенностей.
К тринадцатому и последнему пункту, относится строительство, реконструкция, реставрация зданий посольств, консульств и дипломатических миссий.
По пунктам с десятого по тринадцатый предлагается ввести расширенный срок экспертизы проектной документации в шестьдесят рабочих дней, ввиду их стратегической важности и секретности.
Такие изменения отразились бы как на правовой, так и на экономической стороне строительства. Само по себе строительство является рынком, включающим в себя множество отраслей, таких как архитектурно-строительное проектирование, сметное дело, разнообразная аналитика, логистика строительства и строительно-монтажные работы. Из-за обширности и сложности данной сферы, она имеет достаточно высокий порог вхождения, в том числе информационный. Однако, переработка и консолидация текущей правовой базы, позволит значительно повысить правовую грамотность в данной отрасли правоотношений, что приведет к упрощению понимания законодательства не только со стороны участников рынка, но и со стороны потребителей строительной продукции. Подобное действие повлияет на всю строительную индустрию, увеличит доверие потребителей, сделает её более понятной и прозрачной, что в свою очередь приведет к росту количества организаций, увеличению количества рабочих мест и экономическому росту.
С юридической точки зрения подобные действия приведут к увеличению эффективности системы государственной экспертизы проектной документации, что в перспективе снизит количество обращений в суды общей юрисдикции и, вследствие, уменьшит нагрузку, что может положительно отразиться на всей судебной системе в целом.
Следует отметить, что подобная классификация так же нашла бы свое отражение в учебных дисциплинах и программах направления подготовки судебная экспертиза.