Авторы:
Уразова Полина Петровна
Рубрика
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Анализируя текущее положение вещей, необходимо выделить факт того, что строительство является одним из самых зарегламентированных видов экономической деятельности, что объясняется тем, что возводимые участниками строительного рынка здания и сооружения являются объектами постоянно использующимися, с продолжительным сроком службы. При таких уникальных товарных характеристиках объекты капитального строительства должны обладать значительным запасом прочности и надёжности, что в значительной мере зависит от нормативно-правового регулирования данной отрасли. Безопасность жилых и нежилых помещений, обеспечиваемая СНиПами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими строительство, зачастую увеличивает срок возведения объектов капитального строительства. Это порождает парадоксальную проблему. С одной стороны, необходимо сохранить высокий уровень нормативного регулирования, но с другой стороны необходимо упростить процесс государственного надзора в сфере строительства, сделать его более эффективным. Однако, такое улучшение необходимо начинать с первоначальной стадии строительства планирования.
По истине настоящим рубиконом, отделяющим бумажный проект здания от его материального воплощения, является государственная экспертиза проектной документации. Нормативно-правовой базой регулирующей данный вид экспертизы выступают:
Проектная документация состоит из десяти разделов в случае линейных объектов, и двенадцати в случае объектов капитального строительства. Каждый раздел представляет собой симбиоз текстовой и графической части, включающий в себя описание конструктивных решений, а также всю информацию по теме раздела. Срок рассмотрения проектной документации составляет сорок два дня, и, очевидно, огромную предшествующую этому работу. Однако, этот процесс возможно в значительной степени упростить путем консолидации двух вышеупомянутых положений правительства, с включением раздела единого классификатора для объектов капитального и линейного строительства. Каждый пункт такого раздела будет включать как требования, выдвигаемые к самой проектной документации, так и прямые ссылки на СНиПЫ и иные необходимые нормы права для упрощения подготовки проектной документации. Предлагаемый классификатор включает в себя четырнадцать пунктов.
В нулевом пункте перечисляются объекты, в отношении которых не производится экспертиза проектной документации:
В данном случае, выделение нулевого пункта необходимо для целостности классификации.
Первый пункт включает в себя перечисленные выше объекты при условиях, когда проведение экспертизы необходимо по закону:
Во второй пункт предлагается включить все объекты среднеэтажного строительства, в третий - объекты повышенной этажности. Срок проведения экспертизы по данным пунктам приделается ограничить двадцати рабочими днями.
Четвертый пункт будет включать все объекты многоэтажного строительства. Пятый – все объекты высотного строительства. Срок экспертизы при этом предлагается сократить до тридцати рабочих дней.
В шестой пункт предлагается сгруппировать объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожной, авиационной, дорожной, портовой и инфраструктуры внеуличного транспорта.
Пункт семь должен включать в себя строительство в море, на шельфе и в Арктике. Подобная группировка объясняется схожими условиями строительства и требованиями, выдвигаемыми нормативным регулированием.
В восьмой пункт предлагается включить строительство в пределах природоохранных зон, а также реконструкцию и реставрацию объектов культурного наследия.
Девятый пункт включает в себя строительство объектов связи и телекоммуникаций.
По всем вышеперечисленным пунктам предлагается сохранить текущий срок в сорок два рабочих дня.
Десятый пункт должен быть полностью посвящен энергетике, строительству и реконструкции объектов гидроэнергетики, атомных станций, а также линий электропередач.
Одиннадцатый пункт должен включать объекты космической отрасли, а также обороны. Предлагаемая группировка вызвана особыми требованиями, выдвигаемыми к данным объектам.
В двенадцатый пункт необходимо включить уникальные здания и сооружения, они должны быть вынесены в отдельную категорию из-за своих конструктивных свойств и особенностей.
К тринадцатому и последнему пункту, относится строительство, реконструкция, реставрация зданий посольств, консульств и дипломатических миссий.
По пунктам с десятого по тринадцатый предлагается ввести расширенный срок экспертизы проектной документации в шестьдесят рабочих дней, ввиду их стратегической важности и секретности.
Такие изменения отразились бы как на правовой, так и на экономической стороне строительства. Само по себе строительство является рынком, включающим в себя множество отраслей, таких как архитектурно-строительное проектирование, сметное дело, разнообразная аналитика, логистика строительства и строительно-монтажные работы. Из-за обширности и сложности данной сферы, она имеет достаточно высокий порог вхождения, в том числе информационный. Однако, переработка и консолидация текущей правовой базы, позволит значительно повысить правовую грамотность в данной отрасли правоотношений, что приведет к упрощению понимания законодательства не только со стороны участников рынка, но и со стороны потребителей строительной продукции. Подобное действие повлияет на всю строительную индустрию, увеличит доверие потребителей, сделает её более понятной и прозрачной, что в свою очередь приведет к росту количества организаций, увеличению количества рабочих мест и экономическому росту.
С юридической точки зрения подобные действия приведут к увеличению эффективности системы государственной экспертизы проектной документации, что в перспективе снизит количество обращений в суды общей юрисдикции и, вследствие, уменьшит нагрузку, что может положительно отразиться на всей судебной системе в целом.
Следует отметить, что подобная классификация так же нашла бы свое отражение в учебных дисциплинах и программах направления подготовки судебная экспертиза.
Список литературы
Поделиться
Уразова П. П. Классификация субъектов экспертизы проектной документации // Актуальные исследования. 2022. №9 (88). С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/3808-klassifikatsiya-subektov-ekspertizi-proektnoj
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru