Автор(-ы):
Уразова Полина Петровна
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрены особенности строительства, реконструкции и реставрации в зонах охраны объектов культурного наследия. Актуальность темы выражена в увеличивающемся коммерческом интересе к объектам капитального строительства в исторических районах г. Санкт-Петербурга и необходимости подробного рассмотрения существующих ограничений в контексте подготовки проектной документации. Предметом исследования выступает анализ градостроительного законодательства города федерального значения Санкт-Петербурга. В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез.
Текст статьи
С точки зрения градостроительного законодательства г. Санкт-Петербург уникален для правового поля нашей страны, ввиду объемной правовой базы, выраженной в законах и постановлениях правительства города. В силу исторической застройки Санкт-Петербурга, законодательно установлен ряд ограничений как для возводимых, так и для реконструируемых, реставрируемых объектов капитального строительства. Так, например, ограничение может быть выражено в единственно возможном цвете, в который может быть окрашен фасад здания или входная дверь, по требованию эстетических регламентов, действующих на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга. При том, приводимый в гипотетический пример цвет может меняться в зависимости от зоны охраны объектов культурного наследия и, соответственно, расположения объекта капитального строительства.
Необходимо обозначить разнородность и замысловатость градостроительного образа в структуре районов, расположенных в историческом центре города. В силу этого, в градостроительных нормативно-правовых актах города зачастую можно выделить родовой признак, а именно разделение на две категории по месту расположения. Стратификация города на районы прослеживается в границах охранных зон. Причиной такового условного законодательного разделения служит факт нахождения в ядре города наиболее высокой плотности нахождения объектов культурного значения. В Санкт-Петербурге находится 8977 выявленных объектов культурного наследия.
В данной статье будут рассмотрены особенности, связанные с реконструкцией, реставрацией и строительством в вышеупомянутых охранных зонах, а также действия, непосредственно связанные с объектами культурного наследия, равно как и историческими зданиями. В городе насчитывается 125 охранных зон различной типологии, всего их различают несколько видов:
Согласно Приложению 2 к закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» [4] можно выделить 6 категорий охранных зон, действующих в Санкт-Петербурге, в которых прослеживается указанная выше стратификация районов:
Границы таковых зон могут быть объединены в единую охранную зону, очертаниям которой обычно посвящен отдельный нормативный правовой акт. В остальных случаях, границы охранных зон считаются от крайне точки или стены объекта культурного наследия и составляют 100 метров, в случае если таковые границы не установлены, то 150, и также 150, если в качестве объекта культурного наследия выступает архитектурный ансамбль.
Основной целью нормативно-правовых актов, принимаемых городом в этой сфере, является презумпция сохранности исторических памятников архитектуры, и для этой цели создаётся ряд ограничений, который может разниться в однотипных зонах в зависимости от конкретных зданий, которые в нее входят. Однако, можно выделить наиболее общие запреты. Для строительства, реставрации или реконструкции объекта капитального строительства, находящегося в охранной зоне, необходимо учитывать следующие запреты:
во-первых, запрет на возведение объектов капитального строительства, а в некоторых зонах, при обеспечении безопасности примыкающих объектов культурного наследия, строительство допустимо при восстановлении утраченной исторически-градостроительной среды;
во-вторых, запрет на размещение объектов, негативно влияющих на окружающую среду, в данном случае речь идет об объектах 1 и 2 категории [3];
в-третьих, запрет на демонтаж строительных конструкций и элементов фасада;
в-четвертых, запрет на изменение внешнего облика фасада исторического здания или объекта культурного наследия;
в-пятых, запрет на размещение инженерного оборудования на фасаде или брандмауэрных стенах, которые можно наблюдать из открытых пространств города;
в-шестых, запрет на размещение рекламных конструкций на крышах, а также на пространстве фасада выше второго этажа;
в-седьмых, запрет на устройство мансард высотой выше, чем один метр;
в-восьмых, запрет каких-либо изменений архитектурных решений;
в-девятых, запрет на значительное увеличение пространственных характеристик;
в-десятых, запрет на размещение диссонирующих элементов фасада.
Данные факторы должны учитываться при подготовке проектной документации как к государственной экспертизе, так и к историко-культурной экспертизе, как основные направляющие цели проекта.
Таким образом, среди особенностей подготовки проектной документации для строительства, реконструкции и реставрации, в зонах охраны объектов культурного наследия, необходимо учитывать широкий ряд важных факторов.
Основной целью, при подаче проектной документации, должно являться восстановление и сохранение объектов культурного наследия, наравне со строительством, которое нацелено на восстановление существовавшей когда-то исторической и градостроительной среды, утраченных зданий и элементов фасада.
С другой стороны, подготовка проектной документации в этой отрасли требует куда больших усилий от строительной организации, что негативно влияет на процессы поддержания в надлежащем виде исторического центра города.
Таким образом при проведении планирования строительных работ организации этой сферы необходимо отдельно учитывать ряд факторов:
Данные факты, в итоге, значительно влияют на увеличение сроков подготовки проектной документации, увеличивают расходы на строительство, и, следовательно, уменьшает стремление строительных организаций, готовых осуществлять работы в охранных зонах и объектах культурного наследия. Это ведет к повышению аварийности такого фонда и ухудшению облику города. Для преодоления поставленной проблемы предлагается ряд изменений.
Первым делом предлагается объединить государственную экспертизу проектной документации и историко-культурной экспертизы, организовав из этого двухступенчатую единую экспертизу проектной документации. Полный перечень документов для экспертизы подаётся в уполномоченный орган, который после проведения первого этапа историко-культурной экспертизы, сразу запускал бы второй этап, заключающийся в экспертизе проектной документации, что сильно бы сократило время проведения экспертизы.
Второстепенно предлагается ввести унифицированный и объединенный реестр архитектурных конструкций, которые допустимо использовать в подготовке проектной документации. Для упрощения подготовки, предлагается сделать исключение из такого реестра для элементов архитектурных конструкций, существовавших на этом здании в прошлом. Такой прием в значительной мере сократит время от создания проекта до его исполнения.
В заключение предлагается ввести нормативы использования строительной технологии и техники из расчёта сохранности прилегающих объектов культурного наследия и исторических зданий.
Список литературы
Поделиться
Уразова П. П. Особенности государственной экспертизы проектной документации строительства, реконструкции и реставрации в зонах охраны объектов культурного наследия // Актуальные исследования. 2022. №9 (88). С. 25-28. URL: https://apni.ru/article/3809-osobennosti-gosudarstvennoj-ekspertizi-proekt