С точки зрения градостроительного законодательства г. Санкт-Петербург уникален для правового поля нашей страны, ввиду объемной правовой базы, выраженной в законах и постановлениях правительства города. В силу исторической застройки Санкт-Петербурга, законодательно установлен ряд ограничений как для возводимых, так и для реконструируемых, реставрируемых объектов капитального строительства. Так, например, ограничение может быть выражено в единственно возможном цвете, в который может быть окрашен фасад здания или входная дверь, по требованию эстетических регламентов, действующих на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга. При том, приводимый в гипотетический пример цвет может меняться в зависимости от зоны охраны объектов культурного наследия и, соответственно, расположения объекта капитального строительства.
Необходимо обозначить разнородность и замысловатость градостроительного образа в структуре районов, расположенных в историческом центре города. В силу этого, в градостроительных нормативно-правовых актах города зачастую можно выделить родовой признак, а именно разделение на две категории по месту расположения. Стратификация города на районы прослеживается в границах охранных зон. Причиной такового условного законодательного разделения служит факт нахождения в ядре города наиболее высокой плотности нахождения объектов культурного значения. В Санкт-Петербурге находится 8977 выявленных объектов культурного наследия.
В данной статье будут рассмотрены особенности, связанные с реконструкцией, реставрацией и строительством в вышеупомянутых охранных зонах, а также действия, непосредственно связанные с объектами культурного наследия, равно как и историческими зданиями. В городе насчитывается 125 охранных зон различной типологии, всего их различают несколько видов:
- Охранная зона – территория, в пределах которой, ради обеспечения безопасности и сохранности объектов культурного наследия устанавливается особый режим регулирования и ограничения как предпринимательской, так и хозяйственной деятельности. В таких зонах запрещено капитальное строительство, за исключением строительства направленного на восстановления исторической застройки;
- Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - капитальное строительство и хозяйственная деятельность в таких зонах возможны, но ограниченны.
- Зона охраны природного ландшафта - в данных зонах запрещено капитальное строительство.
Согласно Приложению 2 к закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» [4] можно выделить 6 категорий охранных зон, действующих в Санкт-Петербурге, в которых прослеживается указанная выше стратификация районов:
- ООЗ или иначе ОЗ-1 – застройка в данной зоне характеризуется целостностью исторической среды близкорасположенных объектов культурного наследия и представляет собой единую законченную композицию;
- ОЗРЗ-1 – для этой зоны характерна композиционная связанность элементов архитектурного ансамбля. Здания же, в свою очередь, отличаются высокой степенью сохранности исторической планировки и квартальной застройки;
- ОЗРЗ-2 – в данном случае определителем содержания й охранной зоны выступает частично сохранившееся историческая планировка и межевание, однако, также имеющая в своем составе современную застройку, диссонирующие объекты, а также территории промышленных объектов прошлого;
- ОЗРЗ-3 – данная зона отличается преобладанием современной застройки;
- ОЗ-2 – ключевое отличие данной зоны от перечисленных выше в том, что она располагается за пределами исторического центра и необходима для сохранения находящихся там объектов культурного наследия;
- ЗРЗ – зона, находящаяся вне исторически сложившихся центральных районов, устанавливается на территории кварталов и участков, которые композиционно связанны.
Границы таковых зон могут быть объединены в единую охранную зону, очертаниям которой обычно посвящен отдельный нормативный правовой акт. В остальных случаях, границы охранных зон считаются от крайне точки или стены объекта культурного наследия и составляют 100 метров, в случае если таковые границы не установлены, то 150, и также 150, если в качестве объекта культурного наследия выступает архитектурный ансамбль.
Основной целью нормативно-правовых актов, принимаемых городом в этой сфере, является презумпция сохранности исторических памятников архитектуры, и для этой цели создаётся ряд ограничений, который может разниться в однотипных зонах в зависимости от конкретных зданий, которые в нее входят. Однако, можно выделить наиболее общие запреты. Для строительства, реставрации или реконструкции объекта капитального строительства, находящегося в охранной зоне, необходимо учитывать следующие запреты:
во-первых, запрет на возведение объектов капитального строительства, а в некоторых зонах, при обеспечении безопасности примыкающих объектов культурного наследия, строительство допустимо при восстановлении утраченной исторически-градостроительной среды;
во-вторых, запрет на размещение объектов, негативно влияющих на окружающую среду, в данном случае речь идет об объектах 1 и 2 категории [3];
в-третьих, запрет на демонтаж строительных конструкций и элементов фасада;
в-четвертых, запрет на изменение внешнего облика фасада исторического здания или объекта культурного наследия;
в-пятых, запрет на размещение инженерного оборудования на фасаде или брандмауэрных стенах, которые можно наблюдать из открытых пространств города;
в-шестых, запрет на размещение рекламных конструкций на крышах, а также на пространстве фасада выше второго этажа;
в-седьмых, запрет на устройство мансард высотой выше, чем один метр;
в-восьмых, запрет каких-либо изменений архитектурных решений;
в-девятых, запрет на значительное увеличение пространственных характеристик;
в-десятых, запрет на размещение диссонирующих элементов фасада.
Данные факторы должны учитываться при подготовке проектной документации как к государственной экспертизе, так и к историко-культурной экспертизе, как основные направляющие цели проекта.
Таким образом, среди особенностей подготовки проектной документации для строительства, реконструкции и реставрации, в зонах охраны объектов культурного наследия, необходимо учитывать широкий ряд важных факторов.
Основной целью, при подаче проектной документации, должно являться восстановление и сохранение объектов культурного наследия, наравне со строительством, которое нацелено на восстановление существовавшей когда-то исторической и градостроительной среды, утраченных зданий и элементов фасада.
С другой стороны, подготовка проектной документации в этой отрасли требует куда больших усилий от строительной организации, что негативно влияет на процессы поддержания в надлежащем виде исторического центра города.
Таким образом при проведении планирования строительных работ организации этой сферы необходимо отдельно учитывать ряд факторов:
- расположение объекта, нахождение его в тех или иных охранных зонах;
- определенный и ограниченный типаж проекта и виды работ, что может привезти к увеличению расходов, связанных со строительством;
- существующие в охранных зонах запреты на проведение работ с использованием определенных технологий строительства и применение отдельных строительных инструментов, что влечет за собой увеличение сроков проведения работ. В некоторых случаях, связанных с проведением тендеров на ремонт зданий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, это может привести к экономическому преступлению;
- может вызвать несогласованность действий государственного заказчика и исполнителя, ввиду разности их целей.
Данные факты, в итоге, значительно влияют на увеличение сроков подготовки проектной документации, увеличивают расходы на строительство, и, следовательно, уменьшает стремление строительных организаций, готовых осуществлять работы в охранных зонах и объектах культурного наследия. Это ведет к повышению аварийности такого фонда и ухудшению облику города. Для преодоления поставленной проблемы предлагается ряд изменений.
Первым делом предлагается объединить государственную экспертизу проектной документации и историко-культурной экспертизы, организовав из этого двухступенчатую единую экспертизу проектной документации. Полный перечень документов для экспертизы подаётся в уполномоченный орган, который после проведения первого этапа историко-культурной экспертизы, сразу запускал бы второй этап, заключающийся в экспертизе проектной документации, что сильно бы сократило время проведения экспертизы.
Второстепенно предлагается ввести унифицированный и объединенный реестр архитектурных конструкций, которые допустимо использовать в подготовке проектной документации. Для упрощения подготовки, предлагается сделать исключение из такого реестра для элементов архитектурных конструкций, существовавших на этом здании в прошлом. Такой прием в значительной мере сократит время от создания проекта до его исполнения.
В заключение предлагается ввести нормативы использования строительной технологии и техники из расчёта сохранности прилегающих объектов культурного наследия и исторических зданий.