Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Экомониторинг»
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (8), март '20

Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Экомониторинг»

В статье рассматривается программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Экомониторинг», её цели, задачи, а также разделы. Рассматриваются предполагаемые результаты программы. Подробно рассмотрена ее результативность согласно компетентостной модели.

Аннотация статьи
дополнительное образование
образование
экомониторинг
Ключевые слова

Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения [1, c.45].

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению родного края. Данная программа «Экомониторинг» призвана освоить методику проведения исследований в городской и поселковой экосистеме и развить оценочные суждения по результатам этих исследований.

Такие разделы как «Основные понятия экологии», «Виды загрязнений окружающей среды», «Экологические проблемы, цифры, факты», «Методы экологического мониторинга», «Практикум по методам экологического мониторинга» сформируют представление о многогранности направлений экологических исследований, а так же возможностях их использования.

Программой, так же, предусмотрено знакомство с профессиональными направлениями в биологии и смежных с ней областей – систематике растений и животных, химии, физики, геохимии, биохимии, физиологии. Это даст возможность обучающимся осмыслить направление своей будущей деятельности, ее значение в обществе, предметные и научные связи.

Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки позволят обучающимся найти себя в профессиональном определении, выполнении проектной и научной деятельности, проведении исследований и постановке экспериментов.

 В течение учебного года обучающиеся выполняют исследовательские проекты в сфере исследований окружающей среды, работают в библиотеке с литературой, а также с использованием цифровых лабораторий, цифровых микроскопов и другого цифрового оборудования. Исследовательские работы сопровождаются беседами с аспирантами и доцентами вузов.

Как итог, обучающиеся будут уметь презентовать результаты своих наблюдений и исследований на конференциях, семинарах, форумах. Программа подготовит к занятиям в среднем профессиональном и высшем образовании, за счет приобретения соответствующих знаний.

Направленность программы - естественнонаучная. Основной вид деятельности – исследовательский. Ориентирована на приобретение, совершенствование и углубление знаний в области экологии, общей биологии, биотехнологии, ботаники, зоологии. Объем знаний достаточен для закладки прочной практической базы в биологической области у учеников средних и старших классов.

В основе лежит практическая, экспериментальная и исследовательская деятельность в области экологических исследований, что повышает уровень программы в среде схожих разработок с биологическим уклоном. Курс позволяет проявить самостоятельность в выборе объектов исследования и технологий проведения экспериментов. Такой независимый выбор увеличивает вероятность получения уникальных оригинальных результатов, повышая значимость научной составляющей программы.

Цель программы – формирование и углубление практических знаний, умений и навыков у обучающихся в области экологических исследований.

Задачи программы: сформировать у обучающихся ряд универсальных компетенций; создать условия для профессионального самоопределения обучающихся. Срок реализации программы: 1 год. Возраст обучающихся: от 11 до 15 лет.

Программа «Экомониторинг» реализуется на базе ОБПОУ «КГПК», основана на документальных источниках, на практической и исследовательской деятельности. Последовательность изучения вопросов может изменяться в зависимости от конкретных условий.

Формы и методы обучения являются важнейшим условием организации взаимодействия педагога и учащихся [3, c.54]. В программе заложена возможность применения таких методов и методических приемов, которые: стимулируют обучающихся к получению знаний в сфере экологических исследований; способствуют развитию творческого мышления, поиску нестандартных решений и подходов; обеспечивают развитие умений и навыков ведения исследований, учат принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания; вовлекают обучающихся в практическую лабораторную деятельность [2, c.89].

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские и проектные задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу

Используются следующие формы: практические и лабораторные работы, устные и (или) письменные опросы, конкурсы, участие в экологических акциях, защита рефератов, открытое занятие, сюжетно-ролевая игра, беседа, тестирование.

Задания в тестовой форме составляются с учетом изученного в соответствии с учебно-тематическим планом учебного материала.

Фиксирование результатов текущего контроля осуществляется по уровневой шкале: «высокий уровень», «уровень выше среднего», «средний уровень», «низкий уровень». Критерии оценивания разрабатываются с учетом специфики дополнительной общеразвивающей программы.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, эксперименты и практические работы, проектная деятельность, знакомство с определителями.

Для полноценной реализации программы предусмотрено сотрудничество с высшими учебными заведениями, оранжереями, домами детского творчества, лабораториями, научно-исследовательскими институтами России. Это позволит расширить объектную базу исследований и вариации опытнической работы.

Итогом программы является приобретение определенных знаний умений и навыков, в процессе приобретения которых развиваются определенные компетенции, такие как: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.

Текст статьи
  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г. Экологический центр в образовательной системе школы: Крисмас, 2016. 290 с.
  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР,2010. 271 с.
  3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н., Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. М.: Владос, 2011. 230 с.
  4. Муркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа: РИО, 2012. 345 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля