К вопросу о построении учебно-тренировочного процесса футболистов, направленного на повышение их уровня физической подготовленности

В статье рассматривается вопрос построения учебно-тренировочного процесса футболистов, направленного на повышение их уровня физической подготовленности. В основе главной идеи лежит комплексный подход, обеспечивающий сопряженное развитие физических качеств, становление технического мастерства футболистов.

Аннотация статьи
педагогические воздействия
физическая подготовленность
футбол
Ключевые слова

Достижение высокого спортивного результата в современном футболе невозможно себе представить без высочайшего уровня технико-тактического мастерства и физической подготовленности футболиста. Значительных результатов в спорте достигают игроки, обладающие незаурядными двигательными способностями, способные в непредвиденных игровых ситуациях подчинять ход игры своим индивидуальным возможностям. В этом аспекте, безусловно, важное значение имеет уровень физической подготовленности, являющейся основой роста спортивного результата футболистов.

В рамках обеспечения оптимальных физических кондиций является построение тренировочного процесса, основой которого является годичный цикл подготовки [2].

В зависимости от того, насколько рационально организовано планирование учебно-тренировочного процесса в макроцикле, и можно ожидать успешное выступление футбольной команды в спортивном сезоне.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния педагогических воздействий в рамках учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовленности футболистов. Для реализации поставленной цели был определен круг исследовательских задач, для решения которых был проведен педагогический эксперимент. Основной идеей была проверка методики физической подготовки футболистов сборной команды политехнического колледжа г.Благовещенска. Исследование проводилось в три этапа (в начале, середине и конце подготовительного периода). Были проведены три контрольных среза для изучения влияния направленных педагогических воздействий на процесс улучшения физических кондиций футболистов.

Базируясь на общих положениях теории и методики физической культуры и спорта подготовительный период можно разделить на два больших этапа (общеподготовительный и специально-подготовительный) [3].

Следуя основополагающим принципам спортивной тренировки, в условиях годичного цикла нами была применена система мезоциклов (МЗЦ). Был реализован вариант подготовительного периода, выстроенный таким образом, что во втором полуцикле (сдвоенный цикл), второй подготовительный период начинался без предшествующего переходного периода. Сначала базовый (общеподготовительный) мезоцикл, затем базовый (специально-подготовительный) мезоцикл и окончательный – предсоревновательный мезоцикл.

Общеподготовительный этап служил фундаментом для увеличения и поднятие на другой, более высокий функциональный уровень физических кондиций футболистов, разностороннее развитие всех физических качеств (скоростных, силовых, выносливости, а так же координационных способностей). Данный этап также был направлен на расширение объема специфических двигательных умений и навыков, служащих базой формирования спортивной формы.

Содержание учебно-тренировочного процесса было построено на основе комплексного развития физических качеств по традиционной системе. Для реализации заявленного содержания было составлено планирование в микро, мезо и макро цикле.

Основными средствами были упражнения разностороннего (по отношению к футболу) воздействия.

На общеподготовительном этапе также были включены средства специальной подготовки, позволяющие создать специфические предпосылки становления спортивного мастерства футболистов, обеспечить формирование отдельных составляющих специальной тренированности. Кроме этого такой подход обеспечивает перестройку и стабилизацию умений и навыков, являющихся базой в техническом и тактическом мастерстве футболистов.

Для достижения запланированного результата применялись средства избирательно-направленного воздействия (подготовительные упражнения, входящие в арсенал футболиста). Выполнение целостных двигательных актов, осуществлялось в ограниченном объеме с учетом модельных характеристик предстоящей соревновательной деятельности.

Специально-подготовительный этап в своей содержательной основе строился таким образом, чтобы достичь наилучшей спортивной формы именно к ответственному старту или ключевой игре, согласно ежегодному календарю соревнований. С этой целью, для усиления подготовки были проведены учебно-тренировочные сборы. Важнейшие стороны тренировочного процесса в содержательном компоненте были сконцентрированы таким образом, что бы можно было обеспечить устойчивый положительный прирост специальной тренированности в сочетании с углубленным детализированным закреплением и совершенствованием эффективных технических и тактических умений и навыков, моделирующих предстоящие соревновательные игры.

Исходя из того, что разнообразие и непредсказуемость игровой деятельности в футболе требует интегративного развития ведущих физических качеств в совокупности с высокой функциональной подготовкой, безусловно, это все учитывалось при выстраивании учебно-тренировочного процесса.

Обеспечение такого комплексного воздействие возможно лишь в том случае, когда в ходе разносторонней общефизической подготовки наряду с развитием всех физических способностей, важное значение придается и формированию специальных качеств, необходимых успешному футболисту.

Целенаправленное развитие у футболистов ведущих физических качеств на базе качественной общей физической подготовки в сочетании с разнообразными двигательными навыками оказывает существенное влияние на все стороны подготовки и обеспечивает результативность соревновательной деятельности. Кроме этого физически более подготовленные футболисты, как правило, обладают большей эмоциональной устойчивостью. Они обладают способностью выдерживать не только физические нагрузки, но и психологическое давление, преодолевать психическое напряжение. Более подготовленные футболисты уверены в силах, проявляют большее упорство и настойчивость в действиях. Функциональная подготовленность позволяет им легче справляться с наступающим утомлением, поддерживать оптимальную работоспособность и на этой основе превосходить соперника в тактике.

Таким образом, приоритетной задачей при организации учебно-тренировочного процесса с футболистами является определение результатов педагогических воздействий, отслеживаемое в динамике годичного цикла подготовки. Это достигается путем изучения уровня физической и технической подготовленности футболистов независимо от этапа многолетней подготовки.

Текст статьи
  1. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. – М.: Советский спорт. – 2010. – 332 с.
  2. Ермаков, В.В. Физическая подготовка футболистов 15-17 лет на основе моделирования ступенчатого построения годичных тренировочных циклов: автореф. дисс. канд. пед. наук / В.В. Ермаков. – Краснодар: КГУФК, 2017. – 23 с.
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 1991. – 543 с.
  4. Тюленьков, С.А. Футбол: Система тренировки / С.А. Тюленьков, А.А. Федоров. – М.: Терра-Спорт. – 2000. – 86 с.
Список литературы