научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Масштабы преступлений, связанных с коррупцией, по сферам и федеральным округам в России

В статье авторами была проанализирована динамика совершения и выявления коррупционных нарушений, в результате чего был сделан вывод о неотъемлемости ужесточения санкций за совершение коррупционного нарушения от борьбы с антиобщественным явлением коррупции. По мнению авторов, универсального способа борьбы с коррупцией в настоящее время не существует, так как с течением времени происходит дополнение нормативно-правовых актов новыми пунктами с целью обеспечения активной и эффективной борьбы с правонарушениями коррупционной направленности, но искоренить коррупцию пока не удается, так как алчность присутствует во всех сферах жизни России.

Аннотация статьи
коррупция
коррупционные преступления
противодействие коррупционным проявлениям
государственное управление
государственная служба
Ключевые слова

Актуальность темы исследования обусловливается масштабами коррупции в нашей стране, которая распространена в обществе, в среде государственного и муниципального управления.

Экономика управляется естественным процессом в нашей современной искусственной социальной системе, поэтому именно коррупционный процесс разрушает социальную систему и естественные поддерживающие системы.

Следовательно, если государственная служба или функция испорчена какой-либо корыстной деятельностью, она незаконна и / или аморальна, с ней можно бороться законом, регулированием, дисциплиной, средствами массовой информации, общественным мониторингом и критикой. Но если мы приватизируем его из-за упорства коррупции, то есть легализуем и морали зуем коррупцию в открытую и законную коррупцию предпринимательской деятельности по получению прибыли, чтобы ее стало труднее контролировать и нанести еще больший ущерб социальной системе и системам естественной поддержки, потому что это уже не незаконная и аморальная деятельность, а процесс оптимизации экономической эффективности, который «по праву» преследует частные интересы за счет общественных интересов и интересов будущих поколений, «способствуя» экономике.

На рисунке 1 приведена современная разновидность коррупционных правонарушений.

Рис. 1. Современная разновидность коррупционных правонарушений [3]

Закон может повлиять только на незаконную коррупцию, регулирование может повлиять только на ту часть коррупции, которую оно может регулировать. Но из-за всей экономики вся деловая деятельность в корне коррумпирована, поэтому решение состоит в том, чтобы превратить экономику в рациональный процесс, который служит конечной цели человечества - вечному выживанию человечества в бесконечном будущем, но не ставит индивидуальные и групповые (группа может быть расширена до нынешних поколений) интересы на первое место.

Подход социальных сетей к коррупции фокусируется на том, как власть является неотъемлемой частью функционирования коррумпированных сетей, как с точки зрения сбора ресурсов для достижения целей, так и в качестве средства обмена в самой сети. Коррупция – это метод, используемый обладателями власти и стремящимися к власти для получения или сохранения власти. Коррупция – это не самоцель, а всего лишь метод достижения целей, и коррупция – это всего лишь один из методов сбора власти, необходимой для достижения таких целей.

На рисунке 2 представлены официальные формулировки «коррупции», приведенные в Федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Рис. 2. Официальные формулировки «коррупции» [1]

Субъекты, готовые использовать коррупцию для достижения своих целей, также готовы использовать более тонкие методы для достижения своих целей. В частности, этот подход предполагает, что злоупотребление организационной властью, даже если это может показаться не для личной выгоды, является четким показателем потенциальной коррупции в организации. В коррумпированных сетях функционирование сети на определенных этапах может быть намного важнее, чем обмен ресурсами.

Когда государственные чиновники злоупотребляют государственной властью в личных целях, они делают нечто большее, чем просто присваивают незаконное богатство. Коррупция лишает граждан равного доступа к жизненно важным услугам, лишая их права на качественное медицинское обслуживание, общественную безопасность и образование. Это ухудшает деловую среду, подрывает экономические возможности и усугубляет неравенство. Это часто способствует нарушениям и злоупотреблениям в области прав человека и может стимулировать миграцию. Являясь основной угрозой верховенству закона, коррупция разрушает институты, подрывает общественное доверие и подпитывает цинизм населения в отношении эффективного, подотчетного управления.

Более того, последствия коррупции часто проявляются далеко за пределами непосредственной среды, в которой совершаются деяния. В современном глобальном мире коррумпированные субъекты дают взятки через границы, используют международную финансовую систему для хранения незаконных богатств за рубежом и злоупотребляют демократическими институтами для достижения антидемократических целей.

Несмотря на то, что Российская Федерация проводит множество мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, а также на профилактику ее минимизации, коррупция охватывает все большее количество сфер деятельности, что негативным образом сказывается и на политике, и на экономике, и даже на национальной безопасности. На рисунке 3 представлены наиболее коррумпированные сферы.

Рис. 3. Наиболее коррумпированные сферы в России

Если оценить масштабы коррупции по ее количественным метрикам, то всего по итогам 2020 года зарегистрировано 30813 преступлений, связанных с коррупцией. При этом по территории России распределяются они неравномерно (рисунок 4).

Рис. 4. Распределение преступлений, связанных с коррупцией по федеральным округам

Большая часть преступлений, связанных с коррупцией, приходятся на Приволжский и Центральный федеральные округа, где их доля составили 21,2% и 17,3% соответственно.

Новые исследования и крупные журналистские разоблачения задокументировали степень, в которой недостатки законодательства и регулирования в развитых странах предоставляют коррумпированным субъектам средства для вывода в офшоры и отмывания незаконных богатств.

Для того, чтобы оценить масштабы коррупции необходимо проанализировать актуальные данные по зарегистрированным преступлениям коррупционной направленности в России в последние годы, а также данные по количеству выявленных лиц, совершивших преступление коррупционной направленности. Для более качественной оценки масштабов коррупции также необходимо оценить проанализированные данные в динамике.

В таблице 1 приведены данные по количеству зарегистрированных коррупционных преступлений за последние четыре года.

Таблица 1

Динамика зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России с 2017–2020 гг. [2]

Статья УК РФ

2017

2018

2019

2020

Ст. 285

3245

3124

3765

3825

Ст. 290

8456

8946

9027

9124

Ст. 291

5190

5253

5019

4926

Ст. 204

2153

2469

2547

2701

Анализ динамики зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России в 2017-2020 года показал, что количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности с каждым годом имеет все большую тенденцию к увеличению, что, в частности, связано с увеличением количества случаев такого коррупционного преступления, как «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ) по причине низкого уровня культуры и правовой грамотности населения.

В таблице 2 представлены данные по количеству и динамике лиц, повершивших преступление коррупционной направленности в период 2017-2020 гг.

Таблица 2

Динамика выявленных лиц, совершивших преступление коррупционной направленности с 2017–2020 гг. [2]

Статья УК РФ

2017

2018

2019

2020

Ст. 285

1439

1411

1329

1279

Ст. 290

6473

6342

6384

6294

Ст. 291

4032

3984

4132

4022

Ст. 204

768

857

892

801

По итогам анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что количество выявленных коррупционных преступлений в зависимости от количества зарегистрированных преступлений имеет тенденцию к снижению, что может быть связано с тем, что институт гражданского обществ аи органов внутренних дел, которые уполномочены контролировать соблюдение российского законодательства, взаимодействуют на низком уровне.

Цель всей человеческой деятельности должна быть определена и реализована как постоянное выживание человека в бесконечном будущем путем продолжения цепочки поколений, но не в краткосрочных интересах отдельных лиц и групп или нынешних поколений - хотя именно это и делает экономика. Вот почему экономика должна быть преобразована в рациональную экономику, которая служит конечной цели человека, но не для ее разрушения.

Проблема программ по предотвращению коррупции заключается в том, что коррупционные сети и социальные сети похожи друг на друга и функционируют одинаково. Мы все работаем в мире дифференцированных социальных сетей, основанных на общении, персонализированных отношениях и общих интересах. Действовать социально – это человеческая потребность. Просто нереалистично полагать, что рациональный менеджмент может предотвратить создание социальных сетей с участием должностных лиц государственных учреждений. Радикальное ограничение персонализированного взаимодействия между людьми снизило бы эффективность учреждений государственного сектора до такого низкого уровня, что делает их нежизнеспособными.

Задача антикоррупционных агентств состоит в том, чтобы попытаться сформулировать модель бюрократии и формулирования политики, которая может интегрировать реальность персонализированных отношений и социальных сетей, обеспечивая при этом, чтобы решения всегда принимались только в интересах «общественности».

Текст статьи
  1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 08.02.2022).
  2. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/anticorr/ NPA/acts (дата обращения: 08.02.2022).
  3. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. – 169/14. – 1995. – 13 Apr.
  4. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 12. – С. 30-36.
  5. Фингергут А.Г. Власть и коррупция // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 49. – Т. 1. – С. 388.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня