Актуальность темы исследования обусловливается масштабами коррупции в нашей стране, которая распространена в обществе, в среде государственного и муниципального управления.
Экономика управляется естественным процессом в нашей современной искусственной социальной системе, поэтому именно коррупционный процесс разрушает социальную систему и естественные поддерживающие системы.
Следовательно, если государственная служба или функция испорчена какой-либо корыстной деятельностью, она незаконна и / или аморальна, с ней можно бороться законом, регулированием, дисциплиной, средствами массовой информации, общественным мониторингом и критикой. Но если мы приватизируем его из-за упорства коррупции, то есть легализуем и морали зуем коррупцию в открытую и законную коррупцию предпринимательской деятельности по получению прибыли, чтобы ее стало труднее контролировать и нанести еще больший ущерб социальной системе и системам естественной поддержки, потому что это уже не незаконная и аморальная деятельность, а процесс оптимизации экономической эффективности, который «по праву» преследует частные интересы за счет общественных интересов и интересов будущих поколений, «способствуя» экономике.
На рисунке 1 приведена современная разновидность коррупционных правонарушений.
Рис. 1. Современная разновидность коррупционных правонарушений [3]
Закон может повлиять только на незаконную коррупцию, регулирование может повлиять только на ту часть коррупции, которую оно может регулировать. Но из-за всей экономики вся деловая деятельность в корне коррумпирована, поэтому решение состоит в том, чтобы превратить экономику в рациональный процесс, который служит конечной цели человечества - вечному выживанию человечества в бесконечном будущем, но не ставит индивидуальные и групповые (группа может быть расширена до нынешних поколений) интересы на первое место.
Подход социальных сетей к коррупции фокусируется на том, как власть является неотъемлемой частью функционирования коррумпированных сетей, как с точки зрения сбора ресурсов для достижения целей, так и в качестве средства обмена в самой сети. Коррупция – это метод, используемый обладателями власти и стремящимися к власти для получения или сохранения власти. Коррупция – это не самоцель, а всего лишь метод достижения целей, и коррупция – это всего лишь один из методов сбора власти, необходимой для достижения таких целей.
На рисунке 2 представлены официальные формулировки «коррупции», приведенные в Федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
Рис. 2. Официальные формулировки «коррупции» [1]
Субъекты, готовые использовать коррупцию для достижения своих целей, также готовы использовать более тонкие методы для достижения своих целей. В частности, этот подход предполагает, что злоупотребление организационной властью, даже если это может показаться не для личной выгоды, является четким показателем потенциальной коррупции в организации. В коррумпированных сетях функционирование сети на определенных этапах может быть намного важнее, чем обмен ресурсами.
Когда государственные чиновники злоупотребляют государственной властью в личных целях, они делают нечто большее, чем просто присваивают незаконное богатство. Коррупция лишает граждан равного доступа к жизненно важным услугам, лишая их права на качественное медицинское обслуживание, общественную безопасность и образование. Это ухудшает деловую среду, подрывает экономические возможности и усугубляет неравенство. Это часто способствует нарушениям и злоупотреблениям в области прав человека и может стимулировать миграцию. Являясь основной угрозой верховенству закона, коррупция разрушает институты, подрывает общественное доверие и подпитывает цинизм населения в отношении эффективного, подотчетного управления.
Более того, последствия коррупции часто проявляются далеко за пределами непосредственной среды, в которой совершаются деяния. В современном глобальном мире коррумпированные субъекты дают взятки через границы, используют международную финансовую систему для хранения незаконных богатств за рубежом и злоупотребляют демократическими институтами для достижения антидемократических целей.
Несмотря на то, что Российская Федерация проводит множество мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, а также на профилактику ее минимизации, коррупция охватывает все большее количество сфер деятельности, что негативным образом сказывается и на политике, и на экономике, и даже на национальной безопасности. На рисунке 3 представлены наиболее коррумпированные сферы.
Рис. 3. Наиболее коррумпированные сферы в России
Если оценить масштабы коррупции по ее количественным метрикам, то всего по итогам 2020 года зарегистрировано 30813 преступлений, связанных с коррупцией. При этом по территории России распределяются они неравномерно (рисунок 4).
Рис. 4. Распределение преступлений, связанных с коррупцией по федеральным округам
Большая часть преступлений, связанных с коррупцией, приходятся на Приволжский и Центральный федеральные округа, где их доля составили 21,2% и 17,3% соответственно.
Новые исследования и крупные журналистские разоблачения задокументировали степень, в которой недостатки законодательства и регулирования в развитых странах предоставляют коррумпированным субъектам средства для вывода в офшоры и отмывания незаконных богатств.
Для того, чтобы оценить масштабы коррупции необходимо проанализировать актуальные данные по зарегистрированным преступлениям коррупционной направленности в России в последние годы, а также данные по количеству выявленных лиц, совершивших преступление коррупционной направленности. Для более качественной оценки масштабов коррупции также необходимо оценить проанализированные данные в динамике.
В таблице 1 приведены данные по количеству зарегистрированных коррупционных преступлений за последние четыре года.
Таблица 1
Динамика зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России с 2017–2020 гг. [2]
Статья УК РФ |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|
Ст. 285 |
3245 |
3124 |
3765 |
3825 |
Ст. 290 |
8456 |
8946 |
9027 |
9124 |
Ст. 291 |
5190 |
5253 |
5019 |
4926 |
Ст. 204 |
2153 |
2469 |
2547 |
2701 |
Анализ динамики зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России в 2017-2020 года показал, что количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности с каждым годом имеет все большую тенденцию к увеличению, что, в частности, связано с увеличением количества случаев такого коррупционного преступления, как «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ) по причине низкого уровня культуры и правовой грамотности населения.
В таблице 2 представлены данные по количеству и динамике лиц, повершивших преступление коррупционной направленности в период 2017-2020 гг.
Таблица 2
Динамика выявленных лиц, совершивших преступление коррупционной направленности с 2017–2020 гг. [2]
Статья УК РФ |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|
Ст. 285 |
1439 |
1411 |
1329 |
1279 |
Ст. 290 |
6473 |
6342 |
6384 |
6294 |
Ст. 291 |
4032 |
3984 |
4132 |
4022 |
Ст. 204 |
768 |
857 |
892 |
801 |
По итогам анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что количество выявленных коррупционных преступлений в зависимости от количества зарегистрированных преступлений имеет тенденцию к снижению, что может быть связано с тем, что институт гражданского обществ аи органов внутренних дел, которые уполномочены контролировать соблюдение российского законодательства, взаимодействуют на низком уровне.
Цель всей человеческой деятельности должна быть определена и реализована как постоянное выживание человека в бесконечном будущем путем продолжения цепочки поколений, но не в краткосрочных интересах отдельных лиц и групп или нынешних поколений - хотя именно это и делает экономика. Вот почему экономика должна быть преобразована в рациональную экономику, которая служит конечной цели человека, но не для ее разрушения.
Проблема программ по предотвращению коррупции заключается в том, что коррупционные сети и социальные сети похожи друг на друга и функционируют одинаково. Мы все работаем в мире дифференцированных социальных сетей, основанных на общении, персонализированных отношениях и общих интересах. Действовать социально – это человеческая потребность. Просто нереалистично полагать, что рациональный менеджмент может предотвратить создание социальных сетей с участием должностных лиц государственных учреждений. Радикальное ограничение персонализированного взаимодействия между людьми снизило бы эффективность учреждений государственного сектора до такого низкого уровня, что делает их нежизнеспособными.
Задача антикоррупционных агентств состоит в том, чтобы попытаться сформулировать модель бюрократии и формулирования политики, которая может интегрировать реальность персонализированных отношений и социальных сетей, обеспечивая при этом, чтобы решения всегда принимались только в интересах «общественности».