Речевая деятельность именуется как процесс целенаправленного словесного общения, целью которого является передача и усвоение общественной информации, установление коммуникативных связей.
Младшие школьники пользуются свободными и непосредственными высказываниями в передаче информации с помощью повторения, называния предметов, посредством сжатия непроизвольной диалогической речи. Образовательная программа способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит детей правильно планировать ее на уроке.
Младшие школьники во время всего четырехлетнего обучения должны овладеть определенными умениями:
- отвечать развернутыми и обоснованными высказываниями;
- логически пересказывать по плану;
- говорить фразу законченными предложениями и другие.
Развитие речи в начальной школе осуществляется в первую очередь на уроках литературного языка. Овладение речью происходит одновременно в нескольких направлениях: по развитию звуко-ритмической и интонационной сторон речи; по овладению грамматическим строем языка; по развитию лексической стороны речевого развития; по осознанию собственной речевой деятельности.
При подобной организации обучения доминирует важнейшая функция языка – коммуникативная. Раскрыть эту функцию для обучающегося, означает научить его планированию и выражению своих мыслей с внедрением в речь языковых средств, уметь предугадать вероятные реакции собеседника, а также держать под контролем свою речевую сторону деятельности.
Речевые навыки и умения развиваются по принципу от меньшего к большему, т.е. даже малый успех приводит к тому, что речь совершенствуется и обогащается.
В речевой деятельности выделяют четыре вида: говорение, письмо, слушание и чтение. Устная же речь, в свою очередь, делится на: монологическую и диалогическую. Диалогическая речь определяется осознанием ситуации, которая характеризует речевое высказывание. Инициативу может взять на себя только один участник диалога, который его ведет. Простое диалогическое общение не требует особых речевых затрат. Он опирается на ряд невербальных средств, таких как жесты, мимика, допускает незначительную грамматическую неполноту, наименьшую роль формальных грамматических средств.
Для стиля речи первоклассника характерна разговорная речь и научно-деловая. Форма речь соответственно устная, диалогическая, минимонологическая. Тип речи – повествование и рассуждение. В разделе жанра дети используют непринужденный разговор, считалки, а так же сообщение устного материала.
Стиль речи второклассника по сравнению с первым классом меняется на разговорно-художественную, а научно-деловая так же присутствует в речи. Форма речи может быть как письменной, так и устной, и еще монологической. Для типа речи характерно повествование, в том числе художественное описание предмета. В разделе жанра добавляются загадки и лирическая зарисовка.
В третьем классе речь по стилю сменяется на научно-деловой и повествование. По форме речи преобладает устная и письменная. К повествованию добавляются элементы описания, знакомятся с текстами рассуждения, а в жанровом виде обучающиеся знакомятся с рассказом, инструкцией и личным письмом.
К четвертому классу младшие школьники осваивают элементы публицистического стиля; форма речи остается той же - устная и письменная. К повествованию добавляются элементы рассуждения; так же знакомятся с заметкой в газете.
Эффективность работы над связной речью будет успешной лишь в том случае, если обучающиеся будут действовать осознанно на основе специальных знаний.
Диалогическая речь выстраивается по принципу определения и вынесения наиболее нужной информации, если рассматривать диалог с точки зрения говорящего. Данный принцип также реализуется в организации первых детских высказываний.
Монологическая речь недостаточно развита у детей, т. к. она более сложна по организации, чем диалогическая. В отличие от взрослых, у которых значимость информации определяется на уровне учета позиции слушателя, у детей на выделение значимых единиц влияют ситуативные факторы и его собственные предпочтения в высказываниях.
В структуре речевого акта можно выделить несколько этапов речевого высказывания: мотив, цель, программирование, реализация, контроль.
Каждый из этапов в процессе речевой деятельности может быть подвергнут нарушению.
На первоначальном этапе возникает мотив, цель, ради которой вступают в речевое общение. Уже на первом этапе у детей могут возникать трудности. Отсутствие у ребенка мотивации к говорению могут быть следующими: у ребенка в речи присутствуют дефекты, которые он осознает; предмет обсуждения или собеседник не интересует ребенка; у ребенка проявляются эмоциональные нарушения (аутизм, конфликтность и др.).
Анализ мотивационного компонента не требует специальных методик, просто в беседе с ребенком нужно выявить, хочет ли он о чем-нибудь рассказать, и хочет ли вообще общаться.
На втором этапе протекает программирование высказывания, т.е. отбор наиболее существенной информации, соответствующей лексики, выбор слов по форме, согласование в роде, числе, падеже. В обычной деятельности эти процессы протекают автоматически. Но детям все же иногда трудно подобрать «нужные» слова и грамматически верно выстроить фразу.
В ходе третьего этапа происходит реализация программы. И, наконец, контроль, который осуществляется на всех этапах и регулирует речевую деятельность.
В результате целенаправленного обучения младшие школьники овладевают рядом операции, которые включены в основные виды речевой деятельности, а именно в письмо и чтение. Эти виды переносят существенные изменения в процессе их формирования. На ранних этапах каждая операция является изолированным и осознанным действием, и только постепенно они выпадают из-под контроля сознания и становятся полностью автоматизированными.
Данные виды речевой деятельности являются сложными процессами, которые включают в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы – зрительное, акустическое, пространственное восприятие, моторику и др., а также овладение чтением и письмом требует развития саморегуляции и контроля, произвольной организации деятельности. Особенно эти показатели относятся к письму. В письменной речи ученик должен действовать произвольно в отношении выбора фонетических, семантических и синтаксических средств. Такая речь ориентирована на ее понимание другими, а это требует от ребенка сложнейших операций произвольного построения смысла. Данные операции должны определять монологический характер письменной речи. С произвольностью связана сознательность письменной речи по сравнению с устной.