Перспективная автомобильная техника – «Тайфун ВДВ»

В статье рассмотрены технические характеристики защищённого автомобиля специального назначения, ЗАСН-Д Тайфун – ВДВ, возможности его десантирования парашютным способом.

Аннотация статьи
индекс К4386
унифицированная многоцелевая парашютная платформа (УМПП)
боевая техника
Тайфун – ВДВ
Ключевые слова

В современном бою боевая техника должна быть мобильной, иметь вооружение, отвечающее требованиям и боевым возможностям ВДВ выполнения их боевых и специальных задач в мирное и военное время, в различных климатических условиях. На данный момент этим характеристикам отвечает ЗАСН-Д – «Тайфун - ВДВ».

ЗАСН-Д – «Тайфун - ВДВ» индекс К4386, защищённый автомобиль специального назначения, оснащённый дистанционно-управляемым боевым модулем, комплексом средств связи и автоматизированного управления, десантируемый, разрабатывается корпорацией более чем из 120 отечественных предприятий, среди которых Уральский автомобильный завод, КамАЗ, Ярославский моторный завод, НИИ стали, Федеральный ядерный центр.

Первая модификация этого автомобиля, была представлена общественности на параде 9 мая 2014 года, как перспективный образец для Вооружённых Сил Российской Федерации.

Для применения в подразделениях ВДВ и сил специальных операций, машина получила индекс К4386 и разрабатывалась с учётом требований и пожеланий воздушно-десантных войск, и предусматривается для решения широкого круга задач (рис. 1).

Рис. 1. ЗАСН-Д – «Тайфун - ВДВ» индекс К4386

Опытный образец для испытаний в ВДВ пришёл в 2017 году. В данный момент машина «Тайфун - ВДВ» стоит на вооружении ВДВ и специальных подразделений ВС РФ.

Автомобиль имеет следующие технические характеристики [1, 2]:

Вооружение:

  • Пушка Автоматическая 2А42 калибр 30 мм;
  • Пулемёт ПКТМ;

Боекомплект:

  • Выстрелов к пушке 2А42, шт. 250;
  • Патронов к пулемёту ПКТМ, шт. 1000.

Дымовых гранат ЭД6 системы 902В, шт. 6 ширина фронта дымовой завесы составляет 90 м, глубина дымовой завесы 180 м;

Дальность обнаружения и распознавания целей в движении по среднепересечённой местности:

  • днём за время не более 10 с, м, до 3500;
  • ночью за время не более 15 с, м, до 2000.

ЗАСН-Д рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от - 500 до + 50 °С, относительной влажности воздуха до 100 % при температуре + 25 °С.

ЗАСН-Д может эксплуатироваться в горных районах, на высоте до 4500 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4650 м.

Боевая, колёсная формула 4х4, марка двигателя КАМАЗ 610.10-350 с мощностью двигателя 350 л.с., бронированная, десантируемая парашютным способом без личного состава внутри машины;

  • полная (боевая) масса, кг, не более: 14 250;
  • полная (боевая) масса без личного состава внутри машины (для десантирования парашютным способом), кг, не более: 13 500;
  • боевой расчёт (рис. 2), человек: 7;
  • экипаж, человека: 3 (командир, наводчик-оператор, водитель);
  • десант, человека: 4 (снайпер, пулемётчик, гранатомётчик, стрелок).

Рис. 2. Боевой расчёт ЗАСН-Д – «Тайфун - ВДВ»

  • максимальная скорость, км/ч, не менее 100;
  • средняя скорость по грунтовым дорогам удовлетворительного состояния, км/ч, не менее 45;
  • запас хода при скорости 60 км/ч, км, до 800;
  • подъём (спуск), крутизной., не более 400;
  • водную преграду вброд, глубиной, м, не более 1,75;
  • класс защиты от воздействия поражающих факторов, 6

ЗАСН-Д оборудован КССАУ, который обеспечивает решение расчетных и информационных задач, обеспечивает обмен информацией между членами расчёта внутри машины с десантом, а также с десантом, находящимся за пределами машины. Способен поддерживать связь с взаимодействующими подразделениями, одновременно работать на одной несущей частоте, не менее 100 абонентов.

Предусматривается доставка автомобиля ЗАСН-Д – «Тайфун – ВДВ» авиационным транспортом посадочным способом внутри грузовых кабин самолётов типа Ил-76 и Ан-124, а вертолётами типа Ми-26 внутри грузовой кабины и на внешней подвеске [1, 2]:

  • в военно-транспортном самолете Ил‑76 – три единицы;
  • в военно-транспортном самолёте Ан-124 – пять единиц;
  • в транспортном вертолёте Ми-26 – одна единица.

На внешней подвеске вертолёта Ми-26 - одна единица.

Время, необходимое для погрузки, размещения и швартовки одной машины посадочным способом расчетом из трёх десантников, составляет не более 25 мин. Время выгрузки – не более 10 мин.

Доставка автомобиля «Тайфун – ВДВ» к месту выполнения задач возможна железнодорожным (автомобильным), морским (речным) транспортом.

Элементы конструкции ЗАСН-Д обеспечивают его десантирование из самолётов Ил-76 [1] в количестве трёх единиц с применением унифицированной многоцелевой парашютной платформы (УМПП) (рис. 3) [1, 2, 5, 6, 7]: и унифицированных многокупольных парашютных систем (УМПС), площадью 350 м2 и 500 м2 каждый блок парашюта, высотой десантирования от 500 до 4500 м.

В данный момент прорабатывается вопрос о возможности десантирования 3 членов экипажа (командир, наводчик-оператор, водитель) внутри бронеавтомобиля. В настоящее время проходит копровые испытания в заводских условиях по вопросу десантирования данного броне автомобиля.

При десантировании, под автомобиль на УМПП устанавливаются демпфирующие подставки – пять поперечных подставок под лист противоминной защиты и по три продольных под каждый мост, а на унифицированной многоцелевой парашютной платформе предусмотрен воздушный амортизатор, что позволяет предохранить автомобиль от механических повреждений в момент приземления. Автомобиль закрепляется при помощи тросовых ветвей, производится установка опор под боевой модуль, закрепление вооружения, перевод узлов и агрегатов в положение для десантирования.

Рис. 3. Схема размещения и крепления ЗАСН-Д на унифицированной многоцелевой парашютной платформе (УМПП)

Размещение парашютной системы предусмотрено на парашютной раме. Парашютная рама размещается на передней части броне автомобиля, на капоте [1, 2 3, 4, 10].

После установки и фиксации рамы, на неё устанавливаются блоки многокупольной парашютной системы (рис. 4). Может быть установлен один из вариантов парашютных систем: МКС-350, 10 блоков (рис. 4а); МКС-500, 7 блоков, (рис. 4б).

а) система МКС-350 – 10 блоков; б) система МКС-500– 7 блоков
Рис. 4. Схема размещения многокупольной парашютной системы на ЗАСН-Д: 1 – блок многокупольная парашютной системы

1 – скоба крепления подвесной системы к МКС, 2 – броне капсула автомобиля
Рис. 5. Точки крепления подвесной системы МКС на ЗАСН-Д «Тайфун - ВДВ» при десантировании

Для крепления подвесной системы МКС при десантировании парашютным способом, в конструкции ЗАСН-Д «Тайфун – ВДВ», предусмотрено дополнительное крепление – скоба крепления подвесной системы (рис. 5), которая после десантирования при необходимости может демонтироваться.

Подготовка к десантированию автомобиля «Тайфун – ВДВ» на унифицированной многоцелевой парашютной платформе (УМПП) с монтажом МКС на парашютную раму, занимает не более 2 часов. После десантирования перевод в боевое положение членами экипажа, занимает не более 10 минут.

Таким образом можно сделать вывод:

  1. ЗАСН-Д «Тайфун - ВДВ», мобилен, имеет вооружение, отвечающее требованиям и боевым возможностям ВДВ выполнения их боевых и специальных задач в мирное и военное время, в различных климатических условиях.
  2. Способен быть доставлен к театру боевых действий различным способом включая десантирование парашютным способом, с различных высот, что на данный момент актуально для парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений.
  3. ЗАСН-Д – «Тайфун - ВДВ» на данный момент является перспективным образцом техники для подразделений Воздушно-десантных войск и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом, и может принести огромный вклад в обороноспособность государства, при решении специальных и боевых задач.
Текст статьи
  1. Защищённый автомобиль специального назначения, десантируемый парашютным способом, оснащённый дистанционно-управляемым боевым модулем и комплексом средств связи и автоматизированного управления Камаз-4386-0000010 Руководство по эксплуатации Часть 1 Описание и работа 4386-3902301 РЭ М.: Внешторгиздат, 2019. 342 с.
  2. Защищённый автомобиль специального назначения, десантируемый парашютным способом, оснащённый дистанционно-управляемым боевым модулем и комплексом средств связи и автоматизированного управления Камаз-4386-0000010 Руководство по эксплуатации Часть 2 Описание и работа 4386-3902301 РЭ М.: Внешторгиздат, 2019. 472 с.
  3. Автоотцепка П232-0000 ПС. Техническое описание и инструкция по эксплуатации техническое издание. – [Текст]: М., 1987. 24 с.
  4. Вытяжная парашютная система ВПС-8. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 14430-76 ТО-1987 [Текст]: М 71 с.
  5. Замок крепления платформы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 14П134-0105-0 ТО. [Текст]: М., 1989. 23 с.
  6. Платформа парашютная П-7. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 14П134М-0000- ТО [Текст]: М 1989. 149 с.
  7. Платформа парашютная П-7. Техническое описание и инструкция по эксплуатации средств десантирования продовольствия вещевого и медицинского имущества 14П134М-0000 ТО 23 [Текст]: М 1991. 42 с.
  8. Платформа парашютная П-7. Дополнения к техническому описанию и инструкция по эксплуатации 14П134М-0000- ТО (ЦУГ). [Текст]: М.,1985. 23 с.
  9. Система парашютная МКС-350-12. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 21681-86 ТО. [Текст]: – М.,1991. 174 с.
  10. Техническое описание и инструкция по эксплуатации автоматической отцепки для парашютных грузов АД-47У. – [Текст]: М.,1994. 19 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня