Введение. Для быстрой адаптации к изменяющимся условиям конкурентной среды и готовности к завтрашним изменениям актуализируется вопрос развития нематериальных активов предприятия, интеллектуального и социального капитала, носителем которых является персонал. Персонал – это самая высокая ценность предприятия. Ставка на профессионализм и компетентность всегда перспективны. Именно работники, их профессиональная компетентность, преданность организации, умение использовать знания на практике для выполнения должностных обязанностей и усовершенствования деятельности является важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Актуализируется вопрос профессионального и личностного развития специалистов, способных эффективно реализовывать свои знания и умения на практике, целью обеспечения долгосрочного успеха.
Причиной слабой конкурентоспособности предприятия является низкий квалификационный уровень наемных работников. Поэтому развитие персонала – актуальная проблема и требует немедленного усовершенствования и приспособления к объективным условиям XX века.
Цель статьи – обосновать необходимость развития персонала и проанализировать его влияние на конкурентоспособность компании.
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические аспекты проблемы развития персонала и повышения конкурентоспособности предприятия исследовали ряд отечественных и зарубежных ученых: Гришнова О.А., Долишний М.И., Савченко В.А., Л. Фильштейн, И. Хентце, Шлендер П.Э., Лисогор Л.С., Маслова В. М, Кибанов А.Я., Никифоренко В.Г., Егоришин А.П., Е. Ливанова и другие. Однако, следует заметить, что многие теоретические вопросы по данной проблеме еще не выяснены, находятся на этапе становления и требуют дальнейшего решения и исследования.
Анализируя данные труда, приходим к выводу, что не существует четко обоснованного определения профессионального развития персонала и его влияния на конкурентоспособность предприятия, что и обусловило проблематику нашего исследования.
Изложение основного материала. Развитие персонала – это основной фактор конкурентоспособности предприятия в условиях настоящего. Вообще развитие – это процесс целенаправленных, необратимых изменений, что ведет к появлению новых количественных, качественных перемен. Однако в научных кругах идут противоречивые дискуссии по поводу понятие «развитие персонала».
Да, одни авторы трактуют развитие как специфический процесс, происходит при реализации определенного набора действий с учетом поставленных целей [12]. Другие, объясняют развитие как комплексный и непрерывный процесс целью повышения эффективности работы [2].
Никифоренко В. Г. в своем труде «Управление персоналом» определяет развитие персонала как совокупность мер, направленных на повышение квалификации работников [9].
Развитие персонала также рассматривается как целенаправленный комплекс информационных, образовательных и привязанных к конкретным рабочим местам элементов, способствующих повышению квалификации работников определенного предприятия в соответствии с задачами развития самого предприятия и потенциала и наклонов сотрудников [15].
Гринева В. M. рассматривает развитие персонала, как проведение мероприятий, что способствуют полному раскрытию личного потенциала работников и рост их способности вносить значительный вклад в развитие организации [1, 190].
Более подробно это понятие рассматривает русский ученый А.Я. Кибанов, утверждающий, что развитие персонала – это совокупность организационно-экономические меры службы управления персоналом в сфере обучение персонала организации, его переподготовке и повышению квалификации [5, с. 85]. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, планирование деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом.
Научные исследователи Р. Марра и Г. Шмидт рассматривают развитие персонала как обучение и повышение квалификации персонала [11], а Шлендер П. Э. объясняет развитие человеческих ресурсов – как систему мер, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространению знаний и передовому опыту, обучение молодых квалифицированных сотрудников [14, с.126].
По мнению Савченко В.А, развитие персонала является системным организованным, процессом непрерывного профессионального обучения работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально-квалификационного продвижение, формирование резерва руководителей и усовершенствование социальной структуры персонала [10, с.17], а Маслова В. М. считает, что развитие персонала - это совокупность мер, направленных на развитие человеческого потенциала предприятий[8].
Хмель Ф. И. отмечает, что развитие персонала – это повторяющееся процесс, ведущий к достижению таких показателей уровня квалификации работников, соответствующие стратегии развития организации [13, с. 325].
Очень часто, когда говорят о развитии персонала, понимают только профессиональное развитие, то есть о накоплении работниками новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности.
Однако, по нашему мнению, нельзя отделять профессиональное развитие работника от личностного. Развитие персонала должно основываться на гармоничном сочетании личностных, профессиональных, социальных, нравственных и других качествах человека.
Таким образом, обобщая вышеприведенные определения приходим к выводу, что развитие персонала это – усовершенствование, а также овладение качественно новыми профессиональными, деловыми навыками и умениями, профессиональными и личностными компетенциями в результате непрерывного обучения и саморазвития личности. Развитие базируется на гармоничном сочетании личностных, интеллектуальных, моральных, эмоционально-волевых, психофизиологических качеств, успешное комбинирование которых обеспечивает высокую результативность и эффективность и повышает конкурентоспособность предприятия. Мы рассматриваем развитие персонала как непрерывный процесс для обеспечения всестороннего развития работников и повышение эффективности деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
На сегодняшний день предприятие преуспевает настолько, насколько эффективно оно развивает свой персонал. Происходит постоянный рост требований к развитию работников, их профессиональной компетентности, обеспечению их надлежащим багажом компетенций. В Японии, признанной лидером в сфере управление персоналом, считается, что развитие персонала является основным составным элементом эффективной работы организаций в условиях конкурентной среды. Да, японские менеджеры считают, что их основная задача в контексте достижения стратегических целей организации состоит, прежде всего, в обеспечении развития персонала [4].
В сегодняшних условиях само развитие персонала выступает одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень профессиональной компетентности, высокая мотивация к обучению и стремление работников к самообучению и самореализации формируют соответствующий уровень конкурентоспособности персонала. Квалифицированный работник характеризуется большей мобильностью на рынке труда и является более конкурентоспособный.
Основными направлениями усовершенствования развития персонала в условиях конкуренции есть:
- повышение образовательного уровня персонала, постоянное обновление знаний в целях ликвидации разрыва между требованиями рабочего места, должности и деловыми качествами персонала;
- стимулирование профессионального роста работников;
- обеспечение повышения квалификации работников;
- поощрение персонала к созданию и развитию инноваций, способных обеспечить конкурентные преимущества на предприятии;
- формирование системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров, включая обучение непосредственно на производстве и на расстоянии от производства;
- применение инновационных форм и методов организации обучения;
- создание условий для карьерного роста работников;
- поощрение внутренней конкуренции между сотрудниками в рамках предприятия, не допуская возникновения конфликтов;
- обеспечение стабильности кадрового состава, а также его адекватного обновление;
- проведение вертикальной и горизонтальной ротации персонала [6, 7].
Вывод. Развитие персонала – это основной фактор конкурентоспособности, обеспечивающей долгосрочное процветание предприятия. Умение работников выполнять работу лучше и прогнозировать желаемый результат указывают на конкурентные преимущества. Развитие персонала способствует совершенствованию приобретенных и овладению качественно новыми умениями, навыками, знаниями работника, повышая его профессиональный уровень.
Развитие персонала обеспечивает профессиональное, интеллектуальное, нравственное, личностный рост работников, раскрывая их потенциал. Развитие персонала – это динамический, четко спланированный, перманентный процесс необходим для достижения стратегических и оперативных целей предприятия, с помощью технологий обучение, повышение квалификации, управление карьерой, социального и личностного развития, управления трудовой мотивацией и стимулированием персонала и т.д.
Основными направлениями совершенствования профессионального развития персонала считают повышение образовательного уровня работников, поощрение инноваций, формирование системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров, включая повышение квалификации, применение инновационных форм и методов организации обучения, создания условий для карьерного роста работников, поощрение к внутренней конкуренции.