научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Развитие персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации

В статье проанализированы сущность и содержание понятия персонала. Предложено определение развития персонала, профессиональное и личностное развитие работников. Обоснованное влияние развития персонала на эффективность деятельности компании. Определено, что развитие персонала является одним из главных факторов конкурентоспособности. Освещены основные направления совершенствования развития персонала с целью дальнейшего повышения эффективности деятельности компании.

Аннотация статьи
персонал
конкуренция
конкурентоспособность
развитие персонала
Ключевые слова

Введение. Для быстрой адаптации к изменяющимся условиям конкурентной среды и готовности к завтрашним изменениям актуализируется вопрос развития нематериальных активов предприятия, интеллектуального и социального капитала, носителем которых является персонал. Персонал – это самая высокая ценность предприятия. Ставка на профессионализм и компетентность всегда перспективны. Именно работники, их профессиональная компетентность, преданность организации, умение использовать знания на практике для выполнения должностных обязанностей и усовершенствования деятельности является важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Актуализируется вопрос профессионального и личностного развития специалистов, способных эффективно реализовывать свои знания и умения на практике, целью обеспечения долгосрочного успеха.

Причиной слабой конкурентоспособности предприятия является низкий квалификационный уровень наемных работников. Поэтому развитие персонала – актуальная проблема и требует немедленного усовершенствования и приспособления к объективным условиям XX века.

Цель статьи – обосновать необходимость развития персонала и проанализировать его влияние на конкурентоспособность компании.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические аспекты проблемы развития персонала и повышения конкурентоспособности предприятия исследовали ряд отечественных и зарубежных ученых: Гришнова О.А., Долишний М.И., Савченко В.А., Л. Фильштейн, И. Хентце, Шлендер П.Э., Лисогор Л.С., Маслова В. М, Кибанов А.Я., Никифоренко В.Г., Егоришин А.П., Е. Ливанова и другие. Однако, следует заметить, что многие теоретические вопросы по данной проблеме еще не выяснены, находятся на этапе становления и требуют дальнейшего решения и исследования.

Анализируя данные труда, приходим к выводу, что не существует четко обоснованного определения профессионального развития персонала и его влияния на конкурентоспособность предприятия, что и обусловило проблематику нашего исследования.

Изложение основного материала. Развитие персонала – это основной фактор конкурентоспособности предприятия в условиях настоящего. Вообще развитие – это процесс целенаправленных, необратимых изменений, что ведет к появлению новых количественных, качественных перемен. Однако в научных кругах идут противоречивые дискуссии по поводу понятие «развитие персонала».

Да, одни авторы трактуют развитие как специфический процесс, происходит при реализации определенного набора действий с учетом поставленных целей [12]. Другие, объясняют развитие как комплексный и непрерывный процесс целью повышения эффективности работы [2].

Никифоренко В. Г. в своем труде «Управление персоналом» определяет развитие персонала как совокупность мер, направленных на повышение квалификации работников [9].

Развитие персонала также рассматривается как целенаправленный комплекс информационных, образовательных и привязанных к конкретным рабочим местам элементов, способствующих повышению квалификации работников определенного предприятия в соответствии с задачами развития самого предприятия и потенциала и наклонов сотрудников [15].

Гринева В. M. рассматривает развитие персонала, как проведение мероприятий, что способствуют полному раскрытию личного потенциала работников и рост их способности вносить значительный вклад в развитие организации [1, 190].

Более подробно это понятие рассматривает русский ученый А.Я. Кибанов, утверждающий, что развитие персонала – это совокупность организационно-экономические меры службы управления персоналом в сфере обучение персонала организации, его переподготовке и повышению квалификации [5, с. 85]. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, планирование деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом.

Научные исследователи Р. Марра и Г. Шмидт рассматривают развитие персонала как обучение и повышение квалификации персонала [11], а Шлендер П. Э. объясняет развитие человеческих ресурсов – как систему мер, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространению знаний и передовому опыту, обучение молодых квалифицированных сотрудников [14, с.126].

По мнению Савченко В.А, развитие персонала является системным организованным, процессом непрерывного профессионального обучения работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально-квалификационного продвижение, формирование резерва руководителей и усовершенствование социальной структуры персонала [10, с.17], а Маслова В. М. считает, что развитие персонала - это совокупность мер, направленных на развитие человеческого потенциала предприятий[8].

Хмель Ф. И. отмечает, что развитие персонала – это повторяющееся процесс, ведущий к достижению таких показателей уровня квалификации работников, соответствующие стратегии развития организации [13, с. 325].

Очень часто, когда говорят о развитии персонала, понимают только профессиональное развитие, то есть о накоплении работниками новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности.

Однако, по нашему мнению, нельзя отделять профессиональное развитие работника от личностного. Развитие персонала должно основываться на гармоничном сочетании личностных, профессиональных, социальных, нравственных и других качествах человека.

Таким образом, обобщая вышеприведенные определения приходим к выводу, что развитие персонала это – усовершенствование, а также овладение качественно новыми профессиональными, деловыми навыками и умениями, профессиональными и личностными компетенциями в результате непрерывного обучения и саморазвития личности. Развитие базируется на гармоничном сочетании личностных, интеллектуальных, моральных, эмоционально-волевых, психофизиологических качеств, успешное комбинирование которых обеспечивает высокую результативность и эффективность и повышает конкурентоспособность предприятия. Мы рассматриваем развитие персонала как непрерывный процесс для обеспечения всестороннего развития работников и повышение эффективности деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день предприятие преуспевает настолько, насколько эффективно оно развивает свой персонал. Происходит постоянный рост требований к развитию работников, их профессиональной компетентности, обеспечению их надлежащим багажом компетенций. В Японии, признанной лидером в сфере управление персоналом, считается, что развитие персонала является основным составным элементом эффективной работы организаций в условиях конкурентной среды. Да, японские менеджеры считают, что их основная задача в контексте достижения стратегических целей организации состоит, прежде всего, в обеспечении развития персонала [4].

В сегодняшних условиях само развитие персонала выступает одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень профессиональной компетентности, высокая мотивация к обучению и стремление работников к самообучению и самореализации формируют соответствующий уровень конкурентоспособности персонала. Квалифицированный работник характеризуется большей мобильностью на рынке труда и является более конкурентоспособный.

Основными направлениями усовершенствования развития персонала в условиях конкуренции есть:

  • повышение образовательного уровня персонала, постоянное обновление знаний в целях ликвидации разрыва между требованиями рабочего места, должности и деловыми качествами персонала;
  • стимулирование профессионального роста работников;
  • обеспечение повышения квалификации работников;
  • поощрение персонала к созданию и развитию инноваций, способных обеспечить конкурентные преимущества на предприятии;
  • формирование системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров, включая обучение непосредственно на производстве и на расстоянии от производства;
  • применение инновационных форм и методов организации обучения;
  • создание условий для карьерного роста работников;
  • поощрение внутренней конкуренции между сотрудниками в рамках предприятия, не допуская возникновения конфликтов;
  • обеспечение стабильности кадрового состава, а также его адекватного обновление;
  • проведение вертикальной и горизонтальной ротации персонала [6, 7].

Вывод. Развитие персонала – это основной фактор конкурентоспособности, обеспечивающей долгосрочное процветание предприятия. Умение работников выполнять работу лучше и прогнозировать желаемый результат указывают на конкурентные преимущества. Развитие персонала способствует совершенствованию приобретенных и овладению качественно новыми умениями, навыками, знаниями работника, повышая его профессиональный уровень.

Развитие персонала обеспечивает профессиональное, интеллектуальное, нравственное, личностный рост работников, раскрывая их потенциал. Развитие персонала – это динамический, четко спланированный, перманентный процесс необходим для достижения стратегических и оперативных целей предприятия, с помощью технологий обучение, повышение квалификации, управление карьерой, социального и личностного развития, управления трудовой мотивацией и стимулированием персонала и т.д.

Основными направлениями совершенствования профессионального развития персонала считают повышение образовательного уровня работников, поощрение инноваций, формирование системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров, включая повышение квалификации, применение инновационных форм и методов организации обучения, создания условий для карьерного роста работников, поощрение к внутренней конкуренции.

Текст статьи
  1. Гринева В.М. Административное управление трудовым потенциалом. Учебное пособие / В. М. Гринева, М. М. Новикова, М. М. Салун, О. М. Красноносова; [Под ред. докт. экон. наук, проф. В. М. Гриневой]. - М: Изд.МНЕУ, 2004. - 428 с.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом - Н. Новгород: НИМБ, 2001-716 с.
  3. Збрицкая Г. А. Савченко, M. С. Татаревская Управление развитием персонала: Учебное пособие / Под общ. ред. М.С. Татаревской. М: Атлант, 2013. - 427 с.
  4. Моисеенко Н. В. Обучение персонала в системе профессионального развития персонала // Профессиональная ориентация. 2018. №2. С. 15.
  5. Калугин А. А. Развитие персонала // Наука, техника и образование. 2019. №5 (58). С. 78–81.
  6. Киндзерский Ю.В., Якубовский М.М., Галица И.А. Потенциал национальной промышленности: цели и механизмы эффективного развития / [под ред. канд. экон. наук Ю.В. Киндзерского]; НАН России; Ин-тэкон. и прогнозов. - М., 2009. - 928 с.
  7. Клименко С.М., Дуброва Е.С., Барабась Д.А. Управление конкурентоспособностью предприятия: Учебное пособие. - М.: МНЭУ, 2006. - 527 с.
  8. Маслова В.М. Управление персоналом компании: учеб, пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.159 с.
  9. Синчило А. А. Развитие персонала как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Economics. 2017. №11 (32). С.46–50.
  10. Темнова И. О. Развитие работников в системе управления персоналом организации // Вестник науки и образования. 2018. №11 (47). С. 27–32.
  11. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф., д-ра Р.Марра, д-ра Г.Шмидта. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 480 с.
  12. Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. - М.: Междунар. отношения, 1997. - С. 243.
  13. Хмель Ф. И. Управление персоналом: Учебник для студентов высших учебных заведений. - К.: Академиздатель, 2006. - 488 с.
  14. Шлендер П.Э. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320 с.
  15. Thomas N. Garavan, Pat Costine, и Noreen Heraty (1995). "Проведение и Разработки: Концепции, интересы и вопросы". Training and Development Ирландия. Cengage Learning EMEA.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня