Молодежная массовая культура как фактор выбора татуировки: социологический аспект вопроса

В статье рассматриваются основные вопросы влияния феномена массовой культуры на выбор татуировки молодежью. Оцениваются перспективы дальнейшего развития тату-культуры в молодежной среде. Социологически анализируется данный аспект вопроса.

Аннотация статьи
молодежь
татуировка
массовая культура
социологический анализ
Ключевые слова

В настоящее время процесс обновления социокультурного состояния является динамичным. Многие традиции стали частью прошлого, и на первый план выходят культурные особенности, созданные глобальными тенденциями. В контексте быстрых социокультурных изменений особенно интересно изучить способность человека в них существовать. В обществе, вступившем в фазу постиндустриального развития, массовая культура под влиянием процессов глобализации стала основной культурной формой и явлением мирового масштаба. В этих условиях особенно актуальной становится проблема взаимодействия личности и массовой культуры.

Существуют довольно противоречивые точки зрения на вопрос о том, когда возникла «массовая культура». Некоторые считают его побочным продуктом культуры и поэтому полагают, что свои истоки она берет с древних времен. Однако, существуют попытки связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, которая создала новые способы производства, распространения и потребления культуры, имеют гораздо больше оснований [1].

Важность изучения массовой культуры исходит из скорых темпов ее развития и масштабов ее распространения. Массовая культура – это культура масс, культура потребления народом; это не сознание народа, а коммерческая отрасль культуры. У нее нет национальности, а вкусы и идеалы меняются в зависимости от потребностей моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории и претендует на то, чтобы быть всеобъемлющей. Учитывая, что потребителями массовой культуры, в основном ее объеме, являются люди от 18 до 30 лет, можно назвать массовую культуру молодежной.

Феномен массовой культура существует, и интернет, учитывая возраст основных его пользователей, является наиболее эффективным способом воспроизведения и распространения этой культуры. Массовая культура влияет на массовое сознание, она связана с массовой коммуникацией, ориентирована на вкусы и инстинкты потребителей [1]. Именно с точки зрения вкусов, моды и наличия потребителей, татуировка имеет прямое отношение к молодежной массовой культуре.

За последние несколько лет татуировка сильно изменилась – и особенно в эпоху интернета. Если до появления интернета татуировка была скорее локальным ремеслом с доминирующими местными темами, стилями и тенденциями, то глобализация стерла эти границы. Заслуга интернета заключается не только в глобализации - его самая большая заслуга также в доступе к информации о возможностях и методах нанесения татуировок. Таким образом, интернет превращается в онлайн-каталог искусства татуировки [2].

Человек, в отличие от других живых существ на земле, во все времена старался изменить свою внешность и сделать ее непохожей на ту, что дала ему природа. Человеческое тело в его полностью естественной форме трудно найти даже в самых отдаленных уголках Земли. Татуировка – один из древнейших способов украшения и изменения тела, но чаще всего она вызывает бурную реакцию окружающих, в то время как другие повседневные изменения имиджа, такие как прически, маникюр, изменения стиля в одежде считаются совершенно обычными и даже обязательными [2].

Татуировка как явление имеет очень древние корни. Самые древние относятся к периоду энеолита, или переходному периоду, от каменного века к бронзовому веку. Мумии, найденные во льдах Южного Тироля, покрыты множеством татуировок, но очень простых, в виде геометрических линий и точек, на них нет замысловатых узоров, а тем более рисунков. Исследователи пытались проанализировать их значение, но очень трудно интерпретировать доисторические времена.

Исследование татуировки, как социокультурного явления обусловлено тем, что рисунки на теле прочно вошли в нашу жизнь. Однако, сейчас они скорее являются украшением, чем знаком принадлежности к какой-либо общности. Нетрудно найти человека хотя бы с одной татуировкой, и массовая культура сыграла важную роль в продвижении культуры татуировки. Многие музыканты, художники, актеры и даже политики наносят татуировки. Это вызывает большой интерес у людей и желание подражать своим кумирам.

На сегодняшний день тату-культура находится в стадии своего расцвета. В современном мире татуировка перестает быть чем-то уникальным и приобретает повседневный характер. За последние десятилетия общество научилось принимать татуировку как часть современной культуры [3]. Связано это с открытием новых направлений в татуировке, смешением разных культур, народы которых развивали нательные рисунки в характерных для той или иной местности стилях. Тело в современной культуре сопоставляется с холстом, а татуировка с произведением искусства, наносящимся на этот холст. Именно поэтому рождается такой термин, как художественная татуировка, которая отражает характерные для данного времени особенности, порой включающие глобальные современные проблемы (примером могут послужить тату-надписи, поднимающие ту или иную социальную проблему) [4].

Ассоциация татуировки с людьми, находящимися или находившимися в местах отбывания наказаний, постепенно теряет свою актуальность, поскольку на сегодняшний день достаточно тяжело встретить среди нательных рисунков те характерные элементы, которые оставляют на себе заключенные. Однако, несмотря на свой криминальный характер, тюремная татуировка является частью богатой истории татуировки.

Сегодня татуировка является частью большого культурного пространства, а большая часть эскизов разработана под влиянием молодежной массовой культуры на сознание тату-художника. На мой взгляд, массовая культура сегодня не может не влиять на выбор татуировки, как среди молодых людей 18-30 лет, так и среди людей старшего возраста. Заключается это в том, что человек сегодня в прямом смысле существует в пространстве массовой культуры. Изо дня в день, человека окружает все большее количество ее продуктов: книги; телепередачи; музыкальные произведения; кинематограф; компьютерные, консольные, мобильные и настольные игры. Увлечение тем или иным продуктом оставляет на человеке определенное впечатление, под влиянием которого принимается решение о нанесении рисунка на свое тело.

Несмотря на сильное влияние молодежной массовой культуры, татуировка была и есть осознанным выбором человека [4]. На сегодняшний день существуют миллионы тату-салонов, предлагающих качественное нанесение рисунков и разработку авторских эскизов, которые устремлены подчеркнуть уникальность данной идеи. Казалось бы, даже одинаковые идеи можно воплотить по-разному: надпись или персонажа можно превратить в ассоциативное изображение, для портретов использовать простые геометрические формы и т.п. Многие мастера берутся и за репродукцию картин известных художников на человеческом теле.

Молодежная массовая культура сегодня развивается быстрыми темпами, оказывая свое влияние на все большее количество людей. Решающим фактором в данном распространении является ее доступность для любого желающего. Свое влияние на сознание человека массовая культура будет оказывать до тех пор, пока к ней имеется свободный доступ, соответственно, это влияние будет распространяться и на тату-индустрию, поскольку именно из медиа-пространства на сегодняшний день черпают свое вдохновение, заказчики, тату-художники и тату-мастера.

Открытыми для изучения и анализа остаются личностные установки, опираясь на которые, человек принимает решение о нанесении татуировки на свое тело. Мы уже понимаем, что молодежная массовая культура оказывает влияние на этот выбор с точки зрения тенденций в тату-культуре, моды на тот или иной стиль, однако, стоит задуматься, не находятся ли корни этого влияния еще глубже.

Человек по своей природе устроен так, что он спокойно может существовать и вести привычную ему жизнедеятельность без татуировок на своем теле. Они не несут никакого практического смысла, однако в сознании многих людей жизнь без татуировок на их телах не представляется возможной. Тем более, татуировки могут быть препятствием для получения желанной работы, поскольку существуют работодатели, для которых принципиально важно отсутствие модификаций на телах сотрудников. Там не менее, татуировки наносятся даже в ущерб будущей профессии своего носителя. Конечно, во многих фирмах и учреждениях на сегодняшний день легко встретить татуированных сотрудников и даже руководителей, а это значит, что молодежная массовая культура напрямую влияет не только на вкусы и предпочтения людей, но и на их сознание. Вопрос о влиянии молодежной массовой культуры на выбор татуировки находится в стадии развития, поэтому любые научные труды и исследования имеют эмпирическую и практическую значимость для определения вектора социокультурного развития общества [5].

Текст статьи
  1. Одегова, О.В. Феномен нового типа массовой культуры в контексте глобализации: трансформация менталитета / О. В. Одегова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – № 36. – С. 104-117. – DOI 10.17223/22220836/36/10.
  2. Воробьёва Е.С. Татуирование как объект социологического исследования // ЖССА. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tatuirovanie-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 30.01.2022)
  3. Кораблева О.В. К вопросу об отношении общественности к татуировке // КНЖ. 2020. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-otnoshenii-obschestvennosti-k-tatuirovke (дата обращения: 30.01.2022)
  4. Мансурова З.Р. Субкультуры в молодежной среде // Право: ретроспектива и перспектива. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subkultury-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 30.01.2022)
  5. Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление // Наука. Общество. Государство. 2017. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tatuirovka-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie (дата обращения: 30.01.2022)
  6. Макарова, Е.А. Татуировка как одна из модификаций тела и мотивационные установки для ее нанесения / Е. А. Макарова, И. А. Тищенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2021. – № 2(34). – С. 88-92.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня