Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Творческая мастерская»
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (8), март '20

Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Творческая мастерская»

В статье рассматривается программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Творческая мастерская», ее цели, задачи, а также разделы. Рассматриваются предполагаемые результаты программы. Подробно рассмотрена ее результативность согласно компетентностной  модели.

Аннотация статьи
дополнительное образование
образование
творческая мастерская
Ключевые слова

Воспитание активной, всесторонне развитой личности – процесс сложный, многогранный. Система дополнительного образования детей играет в этом воспитании серьезную роль, готовя молодых людей к труду и помогая им в выборе профессии [3, c.39] . Широкие возможности дополнительного образования позволяют молодежи заниматься самыми разными направлениями деятельности человека.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» составлена для детей 7-14 лет на 1 год обучения.

Направленность образовательной программы-естественнонаучная, т.к. способствует развитию экологического мышления и культуры, посредством приобщения обучающихся к изучению природы.

Уровень сложности программы – базовый.

Вид программы:

- по уровню освоения – общеобразовательная; общеразвивающая;

- по цели обучения – познавательная, практикоориентированная;

- по форме организации образовательного процесса – интегрированная.

Новизна программы заключается в формировании представлений о традиционных видах декоративно-прикладного творчества, в приобщении обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, расширении кругозора и раскрытии индивидуальных способностей каждого ребенка.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью формирования и развития экологической культуры обучающихся, их духовно- нравственного потенциала. Программа нацелена на овладение элементарными приемами наблюдений в природе, усвоение эталонов её красоты, этических норм отношения к живому, восприятие природы как источника творческого вдохновения [1, c.50].

Нетрадиционный подход к выполнению работ развивает творческую активность обучающихся, обучает нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, обучающиеся начинают экспериментировать, творить. Это огромная возможность для обучающихся пробовать, искать, экспериментировать и самореализовываться, а это новая ступень к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Творчество для детей это отражение душевной работы.

Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированное направление. В программе предлагается изучение различных технологий изготовления творческих работ, ознакомление с многообразием природного и бросового материала, правил его сбора, подготовки и использования в работе. Вместе с тем практическая деятельность рассматривается как средство общего развития обучающегося: становления его социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных компетенций.

Среди форм организации учебного процесса особое значение имеет самостоятельная работа и самоанализ деятельности, что дает обучающимся возможность искать креативные подходы при реализации собственных творческих идей и замыслов.

Педагогическая целесообразность программы базируется на интеграции естественнонаучной сферы знаний и художественного обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей. Используемые методы и приемы работы соответствуют современным требованиям организации учебно-педагогического процесса и строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей контингента обучающихся. Программа направлена на формирование общеучебных, предметно-информационных, деятельностно-коммуникативных, учебно-организационных компетенций обучающихся, расширение естественнонаучного круга знаний, умений и навыков, а также развитие творческого потенциала.

Работа по изготовлению изделий развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка, также расширяется круг общения, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства [2, c.114].

Любая творческая работа требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, обучает детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Цель программы: развитие экологического мышления и культуры, посредством приобщения к изучению природы и занятиям изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством.

Содержание программы «Творческая мастерская» организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. Вводный контроль позволяет определить готовность каждого обучающегося к освоению содержания материала

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» ориентировано на: создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

В программе «Творческая мастерская» для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

– вводный контроль;

– текущий контроль;

– промежуточная аттестация.

Формы, периодичность и порядок организации и осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся.

Используются следующие формы: практические и лабораторные работы, викторины, устные и (или) письменные опросы, конкурсы, участие в экологических акциях, экологические эстафеты, выполнение творческих заданий, выставка, защита рефератов, открытое занятие, сюжетно-ролевая игра, презентация творческих работ, игра-путешествие, аукцион, беседа, тестирование.

Задания в тестовой форме составляются с учетом изученного в соответствии с учебно-тематическим планом учебного материала.

Фиксирование результатов текущего контроля осуществляется по уровневой шкале: «высокий уровень», «уровень выше среднего», «средний уровень», «низкий уровень». Критерии оценивания разрабатываются с учетом специфики дополнительной общеразвивающей программы.

Используется также накопительная система зачета результатов деятельности обучающегося. В качестве результатов аттестации зачитываются выполненные в ходе освоения программы творческие работы, результаты участия в конкурсах и областных массовых мероприятиях, акциях.

Текст статьи
  1. Баженова И. Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 2003. 230 с.
  2. Браиловская Л. В. «Арт-дизайн: красивые вещи». - Pостов-на-Дону: Феникс, 2005. 180 с.
  3. Горяннова О. Школа юного дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 340 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября