Трудно переоценить значение Крыма для России. Именно из Крыма началось распространение христианства на Руси. Владение Крымом давало возможность контролировать часть Черного моря, акваторию Азовского моря и соседние регионы, развивать морскую торговлю. Крым обилен удобными бухтами для базирования военных кораблей.
В борьбе за присоединение полуострова Россия не раз вступала в противоборство с Османской империей, самим Крымским ханством и западно-европейскими государствами (в ходе Крымской войны 1853-1856 гг.). Именно здесь проявился полководческий талант Ф.М. Ушакова, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. При обороне Севастополя погибли В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин.
Севастополь – это город русской славы. Такое звание в истории дается не просто так. Оно получено потому, что для его защиты в разные исторические периоды Россия проливала кровь своего многонационального народа. Так было в ходе многочисленных русско-турецких войн. В том числе в ходе Крымской войны, где России противостояли объединенные силы Османской империи и европейских армий.
Так было в годы гражданской войны, когда немецкие войска вступили на крымскую землю. Так было и в годы Великой Отечественной войны.
История России наглядно продемонстрировала одну закономерность, «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять русская земля!». Однако эта земля становится уязвимой, когда нет согласия между ее многочисленными народами. В гражданскую войну немцы вошли в Крым практически без сопротивления. Россия была охвачена внутренним раздором. В 1941 году, после кровопролитных сражений, после 250-дневной героической обороны Севастополя, фашисты надеялись закрепиться здесь, посеяв рознь между многонациональным населением Крыма. В этой связи наблюдается схожесть истории Крыма и Кавказа.
Кавказ, также как и Крым, имеет для России важное стратегическое значение. Кавказ – многонациональная территория. От согласия и добрососедства между народами зависят мир на этой земле и целостность государства.
Исторические связи Крыма и Кавказа прослеживались и в годы Великой Отечественной войны. Овладев Крымом, фашисты открывали дорогу к нефтеносным районам Кавказа. В составе национальных воинских формирований на крымской земле, защищая Родину, полегли тысячи кавказцев. К зиме 1942 года в составе Крымского фронта насчитывалось 48 тысяч воинов, призванных с Кавказа и Закавказья. Это составляло 35% всего личного состава фронта [4, с.254].
Историография темы достаточно обширна.
Работа А.Н. Грылева «Днепр-Карпаты-Крым» содержит обширную информацию в виде военно-исторических и документальных публикаций, отчетных карт генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии, документов Архива Министерства обороны СССР и воспоминаний советских военачальников.
С.Н. Максимов в своем труде «Оборона Севастополя» подробно рассматривает боевые действия Черноморского флота и Приморской армии в 1941-1942 годах. Автор анализирует причины провала планов Вермахта завладеть территорией сходу.
Достаточно информативна монография Г.А. Литвина и Е.И. Смирнова. «Освобождение Крыма. Документы свидетельствуют». Она содержит малоизвестные данные архивов Германии и воспоминания участников боевых действий.
Некоторые современные работы нам показались достаточно спорными. К примеру, монография Мирослава Морозова, Андрея Кузнецова «Черноморский флот в Великой Отечественной войне. Краткий курс боевых действий». Авторы подвергают сомнению, а порой и опровергают данные о результативности некоторых операций на Черноморском театре военных действий. Свою точку зрения они основывают на том, что данные о потопленных кораблях Германии не подтверждены немецкими источниками. В этой связи можно поспорить с авторами. Во-первых, в вводной статье своей книги они признают, что многие немецкие документы сохранились не в полном объеме, а многие были уничтожены при капитуляции.
Во-вторых, как выяснилось, не все суда, участвующие в боевых операциях, входили в состав немецкого ВМФ. Некоторые находились в ведении ВВС, а еще часть входила в распоряжение сухопутных сил. Кроме того, на Черноморском театре военных действий присутствовали суда оккупированных Германией стран и частные корабли. Несмотря на то, что все эти суда принимали участие в военных операциях вермахта и несли потери, они не учитывались германским ВМФ.
Кроме монографий, в работе использованы архивные данные, которые рассказали об осетинах – участниках боевых действий в Крыму и под Севастополем и их наградах.
В данной статье раскрывается военный подвиг героя Советского Союза, защитника Севастополя А.Н. Кесаева – командира подводной лодки М-117 – «Малютка», а так же рассказывается о героизме осетин – участников боевых действий в Крыму и под Севастополем и их наградах.
Около года Севастополь героически сдерживал фашистский натиск. Серьезные силы противника были задействованы и тем самым отвлечены от использования на других фронтах. Значительную роль в обороне города играл флот, в том числе подводный. Среди героев-защитников Севастополя было много выходцев с Кавказа и, в частности, из Северной Осетии. Но только один герой командовал подводной лодкой. Имя его – Астан Николаевич Кесаев.
Астан Николаевич Кесаев родился 11 сентября 1914 г. в г. Дигоре, далеко от моря, в крестьянской семье. Получил образование в Москве и стал техником по цветному металлу. Тем временем накалялась международная обстановка и страна нуждалась в квалифицированных военных кадрах. Астан решил стать офицером и поступил в высшее Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. По окончании, в 1937 г., был отправлен служить на Черноморский флот. Весной 1941 г. А. Н. Кесаева назначили командиром подводной лодки М-117 – «Малютка». Так моряки называли подводные лодки этой серии. Началась боевая биография А.Н.Кесаева.
За восемь месяцев обороны Севастополя подводная лодка совершала боевые походы по Черному морю, нанося торпедные удары по кораблям врага.
В 1942 году, в апреле, Кесаев получил приказ контролировать курс «Констанца – Одесса». На его пути оказался немецкий корабль с техникой, боеприпасами и живой силой на борту. Кесаев принял решение атаковать, используя эффект внезапности. Две торпеды, выпущенные «Малюткой», достигли цели и потопили вражеское судно. В погоню за подлодкой был брошен бомбардировщик. Лодке удалось оторваться от преследования, залечь на дно, а затем вернуться в порт Севастополя.
Можно привести и другой пример самоотверженного служения своему долгу.
К Севастополю подходил караван немецких судов. Атаковать предстояло ночью из подводного положения. Капитан часто повторял: «В тактике морского боя существует правило: кто раньше заметил, тот уже наполовину победил!» Именно так он поступил и в этот раз, неожиданно ворвавшись в караванный строй. Поначалу противник принял лодку за свою. «Малютка» пустила торпеду. В стане врага началась паника и неразбериха, были включены все прожекторы. Но лодка уже скрылась.
Особенно сложным оказалось задание, полученное экипажем подводной лодки А.Н. Кесаева весной 1943 года. Немцы переправляли потрепанную в боях под Сталинградом полевую жандармерию из Керчи в Одессу. Дата выхода каравана оставалась секретной. На перехват были брошены три подводные лодки под командованием капитанов Грешнева, Иоселиани и Кесаева. В заданном квадрате подлодки дежурили пять суток. Наконец 5 мая акустическая аппаратура засекла шум винтов. Подняв перископ, Кесаев увидел приближающийся огромный теплоход, вооруженный зенитками в сопровождении 13 катеров. Погрузившись, «Малютка» выпустила сразу обе торпеды. Права на промах не было. Через некоторое время лодку встряхнуло так, что платформы в отсеках полопались, Люди попадали на переборки. Было ясно. Торпеды достигли цели. Теплоход был потоплен, но катера начали охоту за безоружной лодкой. Полдня удавалось маневрировать и уходить от глубинных бомб. Заканчивался запас кислорода, а враг продолжал бомбометание. Люди стали терять сознание от удушья. Шли долгие часы. Но вдруг матрос Сосновский доложил, что шум винтов удаляется. Капитан принял решение всплывать и в случае встречи с противником идти на таран. Но противника уже не было видно. Фашисты решили, что экипаж подлодки погиб. На связь со штабом капитан Кесаев вышел через 38 часов. «Еле дышим, но идем своим ходом» – доложил он. Подойдя ближе к порту, получили радиограмму: «Всему личному составу подлодки М-117 слушать! Военный совет Черноморского флота поздравляет экипаж с блестящей победой. Весь личный состав лодки представляется к награждению орденами Красного Знамени. Командир лодки капитан-лейтенант Астан Николаевич Кесаев представляется к званию Героя Советского Союза. Ждем вас, дорогие товарищи!» На берегу экипаж встречали как героев. Оценивая подвиг А.Н.Кесаева, адмирал Октябрьский сказал: «Я должен признаться вам в том, что уважаю и люблю командира «Малютки» Астана Николаевича Кесаева. За что мы любим и уважаем его? За то, что Астан Николаевич знает Черное море лучше, чем свою квартиру. За то, что он знает так же хорошо свой корабль. Каждого своего матроса он знает лучше, чем родного сына... Любит экипаж, и экипаж любит его. Такой офицер, такой командир не может не побеждать...» [7].
Получив короткий отпуск, А.Н. Кесаев отправился на родину. Осетия к тому времени уже была освобождена от немецких оккупантов. Но его ждала тяжелая весть. Его жена Валя, сражавшаяся с врагом в партизанском отряде, оказалась в руках у фашистов. После тяжелых пыток и допросов ее отправили в концлагерь в г. Прохладный, а после этого вывезли в Германию.
Теперь капитан Кесаев поклялся отомстить врагу и за супругу, и за разоренную Осетию. Он продолжал совершать смелые походы во вражеский, тыл и был признан одним из лучших командиров подводных лодок Черноморского флота. Не раз о его подвигах писали газеты и выпускали листовки. Боевая биографии Астана Кесаева включает бои за освобождение Крыма, Севастополя, Одессы, Украины, Болгарии, Румынии. По официальным советским данным за годы войны подводная лодка М-117 потопила девять кораблей водоизмещением около 11000 тонн.
В мае 1944 Астану Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза, он был награжден: Орденом Ленина (1944), тремя Орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1954), Орденом Отечественной войны I степени (1943), Орденом Красной Звезды (1949), медалями « За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией» и др.
Высокими наградами был отмечен почти весь личный состав подводной лодки. Помощник командира подводной лодки, капитан-лейтенант Малов Николай Петрович был удостоен орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красной звезды, орденом Красного знамени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Немаловажно рассказать и об участии многих других сынах Осетии, героически сражавшихся за оборону и освобождение Крыма.
Как и в 1941-1943 годах у стен Севастополя наши войска продемонстрировали чудеса героизма. В частности, в освобождении участвовала 77-я Симферопольская стрелковая дивизия, в составе которой сражалось немало осетин. Можно привести в пример подвиг старшины Доева Давида Тебоевича, снайпера 1133-го стрелкового полка 339-й СД. Он был одним из первых, кто в составе десанта форсировал Керченский пролив и высадился на полуостров. На его боевом счету 12 уничтоженных огневых точек противника, 5 офицеров и 20 немецких солдат и снайперов. Ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Можно привести имена и других воинов-осетин, участвовавших в освобождении Крыма и Севастополя: Джабиев Александр Камаевич, стрелок 7-й стрелковой роты 324-го СП. Сражаясь под г. Балаклава ему удалось из снайперской винтовки уничтожить трех вражеских снайперов мешавших продвижению нашей пехоты. Приказом № 14/н от 27 апреля 1944 года Джабиев А.К. награжден медалью «За отвагу» [1].
Дзахов Т. Х. в ходе боев с июля по декабрь 1944 года вынес с поля боя с оружием 19 тяжелораненных бойцов, награжден медалью «За отвагу». Так же медалью «За отвагу» был награжден Дудиев Д.Д. снайпер 8-й стрелковой роты 324-го стрелкового полка 77-й СД. В составе группы из пяти человек ему удалось ворваться в немецкие траншеи и лично уничтожить 5 фашистов. Он погиб 9 мая 1944 года в бою. Старший сержант Кудзаев В. Г. был командиром отделения 41-го отдельного саперного батальона 77-й СД. В ходе боев 19 апреля 1944 года у стен Севастополя, в районе Кадыковка, находясь под шквальным обстрелом немцев, проделал несколько проходов в проволочном заграждении и обезвредил несколько десятков мин и 25 фугасов. Приказом по 77-й СД № 16/н от 2 мая 1944 года, он награжден орденом Славы 3-й степени [1]. Среди других бойцов-осетин можно назвать ефрейтора Мисостова Г.Р., награждённого приказом по 77-й СД№ 19/н от 13 мая 1944 года орденом Славы 3-й степени за мужество, проявленное в боях за Крым. В последствии он был так же награжден медалью «За отвагу» [1].
В.Г. Савлаев являлся командиром отделения 1-й стрелковой роты 324-го СП 7-й СД. Участвовал в боях за Крым. Награжден орденами Славы 3-й степени, Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени. Отличившись в боях за Крым, награжден орденом Славы 3-й степени [1].
Х.Х. Тамаев, сержант, командир отделения саперного взвода 324-го СП 77-й СД. До боев за Крым награжден медалью «За отвагу», в боях за Крым, награжден орденом Красной Звезды. В наградном листке сказано: «Участвуя в группе преследования 14 апреля 1944 года в районе Бахчисарай Крымской АССР, ворвавшись с группой на аэродром противника, тов. Томаев лично разминировал пять немецких самолетов, четыре автомашины и два склада с боеприпасами, которые были заминированы противником минами замедленного действия. 19 апреля 1944 года, в районе селения Кадыковка, разминировал минное поле противника, препятствовавшее прохождению танков и пехоты, сделал два прохода и снял 65 противотанковых мин, тем самым дал возможность танкам пройти беспрепятственно. Достоин правительственной награды – ордена Красная Звезда. Командир 324-го стрелкового полка Подполковник Сташко 22 апреля 1944 года». Он продолжал героически сражаться и позже еще дважды был награжден медалями «За отвагу» [1].
Хетагуров А. В., сапер взвода 105-го СП, рядовой. Его подразделение было сосредоточено у Сапун-горы. Перед штурмом Севастополя 5 и 6 мая 1944 года он освободил проход шириной 10 метров в минном поле, обезвредил 20 мин на переднем крае противника, это обеспечило свободный путь для нашей пехоты к траншеям противника. Приказом по 77-й СД № 27/н от 23 мая 1944 года Хетагуров А.В. награжден орденом Красной Звезды [1]. Цомаев А.Г. – еще один осетин-защитник Севастополя. В его наградном листе значится: «6 мая 1944 года в 22-30 по заданию командования дивизии взять языка в районе Сапун-гора ефрейтор Цомаев А.Г. был выделен в состав дивизионной разведки для сопровождения и разграждения инженерных заграждений противника в полосе действия разведгруппы. Ведя за собой группу захвата и преодолев полосу заграждений, ефрейтор Цомаев А.Г. вместе с ведущим группы бросается в траншею противника преследуя убегающих немцев и врывается в блиндаж, где убивают двух немцев и двух немцев захватывают с собой и доставляют на командный пункт дивизии. Вся операция производилась в течение 15 минут под сильным огнем противника. За инициативу и преданность родине, за храбрость и мужество достоин награждения т. Цомаев Андрей Габиевич орденом Отечественной войны 1-й степени. Командир 416-го отдельного саперного батальона Майор Дубровский Подтверждаю руководитель группы разведки командир разведовательной роты старший лейтенант Стогниенко, 6 мая 1944 года Достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени. Командир 77-й стрелковой Симферопольской Кр.Зн. имени Серго Орджоникидзе дивизии полковник Родионов 12 мая 1944 года».
Здесь приведен небольшой список воинов-выходцев из Северной Осетии, отличившихся в боях за Крым и Севастополь. Помимо осетин на этой земле полегли тысячи солдат-кавказцев. Память о них живет в каждой семье и передается из поколения в поколение.