На данный момент времени в зависимости от ряда причин, наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. И теперь необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создать такие условия для его развития, которые будут учитывать все его потребности и индивидуальные особенности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплексная методика психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов различного профиля, как ребёнку, так и его родителям в решении специальных задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией [4, с. 28].
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам, касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Исследования особенностей психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, встречаются в работах: С. Г. Андреевских, Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой и Шевчук Л. Е.
Целью такого сопровождения ребенка – это создание условий для успешного развития, обучения ребенка путем реализации комплекса диагностических, коррекционных и просветительских мероприятий.
Для достижения этой цели существуют специальные направления работы, такие как профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование педагогов, родителей и администрации образовательных учреждений, развитие у них компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все перечисленное позволяет нам сделать вывод, что для включения ребенка в учебно-воспитательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворить все потребности каждого ребенка.
Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому «заявительному» сопровождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). При этом зачастую именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года говорится, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляется учреждениями, по адаптированным основным учебно-воспитательным программам. При получении такого образования ученикам с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить бесплатно специальные учебники и учебные пособия. А для социальной адаптации и коррекции нарушений в развитии может осуществляться психолого-педагогическое сопровождение, которые в максимальной степени будет содействовать получению образования нужно уровня [3, с. 36].
В своих исследованиях Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова и О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
- Диагностический этап. На этом этапе осуществляется сбор необходимых сведений о ребенке. При этом применяются такие методы как: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, анкетирование родителей и др.
- Поисковый этап. Он заключается в анализе полученной информации о развитии ребенка. Здесь обсуждаются способы решения проблем и определяются специальные условия обучения, воспитания и развития ребенка.
- Консультативно-проективный этап. Этот этап ориентирован на договор между родителями и специалистами психолого-педагогической сопровождения, один из родителей пишет согласие с выбором формы специального образования. После специалисты совместно определяют план сопровождения, который составляет стратегию по коррекционно-развивающему процессу в виде индивидуального образовательного маршрута.
- Деятельностный этап. Он направлен на целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором будет осуществляться взаимодействие всех специалистов, а также родителей и детей. В его основу входит уже реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, а для этого необходимо учитывать следующие факторы: возраст ребенка, наиболее сформированные навыки, сильные и слабые стороны развития, уровень коммуникации, характер социального поведения ребенка, объем коррекционных занятий, возможности образовательного учреждения,
- Рефлексивный этап. Тут проводится анализ всех возможностей выполнения задач сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения [2, с.67].
Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух неразрывных процессов:
- сопровождение процесса воспитания, обучения ребенка, коррекции нарушений и сопровождение в его развития;
- особый путь поддержки ребенка, комплексная технология в помощи ему для решения задач.
В настоящее время процесс развития системы сопровождения из стихийного становится все более и более планомерным. Примером тому является совершенствование психолого-педагогического сопровождения в Москве и Санкт-Петербурге, которое успешно реализуется на школьном, районном и городском уровнях.
Анализ развития системы сопровождения в ряде регионов России позволяет констатировать высокие темпы становления ее как необходимой составляющей системы образования. Такой характер развития обусловлен не только общественной востребованностью, прочными научными традициями, но и международной поддержкой. Создавая систему сопровождения, мы вливаемся в научно-педагогическое движение, смыслом которого является защита права личности на образование и развитие. Однако в условиях крайней ограниченности ресурсного обеспечения такое развитие не было бы возможным, если бы не доказанная высокая результативность системы. В Санкт-Петербурге получены достаточно убедительные данные, подтверждающие, что реальное (а не имитационное) сопровождение снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев учащихся, возвращает детей в систему образования, помогает решить сложные социальные проблемы.
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением
Психолого-педагогическое сопровождение всегда было направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;
- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения;
- образовательная кинезиология – специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.
Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья это неотъемлемая часть педагогического процесса воспитания и обучения детей. Оно играет огромную роль социализации ребенка в обществе и его дальнейшего развития личности. Ведь дети ждут нашей помощи, а педагоги-психологи просто не могут отказать им в этом. Познание индивидуальности каждого школьника, его потребностей, творческого потенциала – это главное направление работы психолого-педагогической службы в учебно-воспитательном процессе. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.
Рецензент – Рыморева К. С.