научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Оптимизация системы восстановления автомобильной техники в войсках национальной гвардии

Оптимизация системы восстановления автомобильной техники (АТ) в войсках национальной гвардии РФ, необходимо проводить путем поставки в войска подвижных средств технического обслуживания и ремонта, совмещающих в себе функции по эвакуации и оказанию технической помощи водителю (экипажу) в восстановлении неисправного (поврежденного) образца автомобильной техники (выполнению текущего ремонта малой трудоемкости).

Аннотация статьи
система восстановления автомобильной техники
подвижные средства технического обслуживания и ремонта
Ключевые слова

Значительный выход из строя автомобильной техники в современных специальных операциях вызывает необходимость выполнения большого объема восстановительных работ для возвращения неисправной (поврежденной) техники в строй. При этом стоит отметить, что время на выполнение данных работ постоянно сокращается ввиду того, что повышается динамичность и скоротечность современных специальных операций. В результате, количество вышедшей из строя техники возрастает, а времени на восполнение потерь за счет восстановления неисправных (поврежденных) машин просто не остается. В связи с этим, требуется повышение оперативности и производительности ремонтно-восстановительных органов войскового и оперативного звена, способных в кратчайшие сроки в полевых условиях привести вышедшую из строя технику в работоспособное состояние.

Опыт ведения современных специальных операций показывает, что недостаточность времени, сил и средств восстановления особенно проявляется тогда, когда выход техники из строя происходит хаотично по всей зоне проведения специальной операции в единичном порядке (в результате применения противником точечных ударов). В такой ситуации довольно трудно определить район сосредоточения поврежденных машин, а мероприятия по отысканию и эвакуации техники отнимают значительную часть времени. Наиболее рационально проводить текущий ремонт неисправной техники на месте выхода ее из строя, либо, при невозможности оказать техническую помощь, эвакуировать в ближайшее укрытие или к местам ремонта. Наиболее характерным подвижным ремонтно-эвакуационным средством является машина технической помощи МТП-А2, представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Машина технической помощи МТП-А2

Машина технической помощи МТП-А2 предназначена для оказания помощи водителям в устранении неисправностей автомобилей семейств УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, Урал, КамАЗ, дозаправки их топливом, маслами и спецжидкостями, вытаскивания застрявших и установки на ходовую часть опрокинутых машин, а также для транспортирования неисправной техники массой до 10,0 т: в полупогруженном положении, в том числе с поврежденными ходовой частью и рулевым управлением, и на жестких буксирах. Однако, возможности данной машины в оказании технической помощи в восстановлении неисправного (поврежденного) образца вооружения и военной техники ограниченны, основные работы связаны с эвакуацией.

Значительная роль в восстановлении неисправной техники в полевых условиях при ведении тактических действий принадлежит восстановительным органам войскового звена, при этом большая часть техники восстанавливается с использованием подвижных средств технического обслуживания и ремонта. Наиболее характерным подвижным средством технического обслуживания и ремонта является мастерская технического обслуживания и ремонта МТО-АМ2.1, представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Мастерская технического обслуживания и ремонта МТО-АМ2.1

Мастерская технического обслуживания и ремонта МТО-АМ2.1 предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта ВВТ, имеющих на вооружении БТР-70, БТР-80, Урал-4320, КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43114, КАМАЗ-43101, ГАЗ-3307 (53А), ГАЗ-66-11 (66), УАЗ-3741 (452А), УАЗ-3151 (469). В тоже время, возможностей по эвакуации неисправных (поврежденных) машин у данной мастерской нет, а сложный разноплановый порядок применения мастерской в ходе специальной операций требует от командира хороших организаторских способностей, тактической и технической подготовки.

В настоящее время, должна осуществляться оптимизация системы восстановления, одним из направлений которой является - создание и поставка в войска подвижных средств технического обслуживания и ремонта, совмещающих в себе функции по эвакуации и оказанию технической помощи водителю (экипажу) в восстановлении неисправного (поврежденного) образца автомобильной техники (выполнению текущего ремонта малой трудоемкости). А в качестве средства восстановления предлагается использовать РЭМ-КЛ - ремонтно-эвакуационная машина колесная легкая, представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Ремонтно-эвакуационная машина колесная легкая

Ремонтно-эвакуационная машина предназначена для проведения текущего ремонта, оказания помощи водителям в проведении технического обслуживания, ремонта и эвакуации машин полной массой до 16,0 т.

Функциональные возможности, конструкция и комплектация:

  • поиск машин, потерявших подвижность от застревания, опрокидываний, повреждений и отказов, потери водителей и т.д.;
  • проведение специальной обработки, радиационной, химической и инженерной разведки в пределах, обеспечиваемых приборами ДП-5В, ВПХР, РВМ-2;
  • локализацию пожаров поврежденных машин при их эвакуации;
  • подготовку к вытаскиванию и вытаскивание прямым перемещением застрявших машин с максимальным усилием вытаскивания 196,2кН (20тс);
  • приведение неработоспособных машин в транспортабельное состояние;
  • транспортирование буксированием неработоспособных машин массой до 12,0т, приведенных в транспортабельное состояние;
  • транспортирование в полупогруженном положении неработоспособных машин массой до 16т по грунтовым дорогам и до 22т по дорогам с твердым покрытием;
  • выполнение грузоподъемных работ с использованием кран - манипуляторной установки;
  • выполнение работ по устранению повреждений, восстановлению работоспособности при отказах, обуславливающих потерю подвижности (способности к самостоятельному перемещению), путем диагностики, наладки, регулировки, ремонта или замены отдельных деталей и сборочных единиц автомобилей многоцелевого назначения и автомобилей хозяйственного назначения следующих марок: Урал-5323, Урал-4320, Урал-432009, ВПК СБМ-233136, КАМАЗ-6350,КАМАЗ-5350, КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43114,КАМАЗ-43101, КАМАЗ-4326, Зил-431410, Зил-433410,Зил-131Н (131), ГАЗ-3307, ГАЗ-3308, УАЗ-3741 (452А), УАЗ-315195 и их модификаций;
  • дозаправку топливом, маслами и специальными жидкостями основных агрегатов и узлов перечисленных марок, обеспечиваемых машин;
  • выполнение перечисленных работ в полевых условиях в любое время года и суток.

Технологический процесс восстановления автомобильной техники мастерской РЭМ-КЛ представлено в таблице.

Таблица

Технологический процесс восстановления автомобильной техники с использованием подвижных средств восстановления

Этап восстановления

Эвакуация

Текущий ремонт

Техническое диагностирование

Замена дефектных деталей

Выполнение регулировочных, крепежных и др. работ

Ввод в эксплуатацию

ТР агрегатов (без снятия)

Снятие и замена агрегата

Используемые средства восстановления

МТП-А2

МТО-АМ2.1

-

Предлагается использовать

РЭМ-КЛ

Таким образом, в результате применения технологического процесса в системе восстановления автомобильной техники мастерской РЭМ-КЛ, повышается возможности ремонтно-восстановительных органов войскового звена по приведению неисправной (поврежденной) автомобильной техники в готовность к боевому применению (использованию по предназначению).

Текст статьи
  1. Герасимов А.Н. Ремонт военной автомобильной техники. Учебник. Кн.1. Основы технологии ремонта ВАТ. – Рязань: РВАИ, 2008.
  2. Подвижные средства технического обслуживания вооружения и техники. Учебное пособие. Рязань РВВДКУ (ВИ), 2012.
  3. Интернет-ресурс: http://www.proekt-technica.ru
Список литературы