Современное состояние сельского туризма в Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #6 (9), март '20

Современное состояние сельского туризма в Российской Федерации

В статье рассматривается и анализируется состояние развития сельского туризма в Российской Федерации.

Аннотация статьи
стратегия развития туризма в Российской Федерации
агротуризм
сельский туризм
Ключевые слова

Россия занимает незначительное место на мировом туристском рынке притом, что имеет огромный туристский потенциал, конкурентные преимущества которого заключаются в уникальных объектах архитектурного, культурного, исторического и природного наследия, а также национальном колорите страны. Сельский туризм может стать одним из важнейших направлений экономического развития, который будет способствовать социальному, духовному и экономическому развитию как регионов России, так и страны в целом.

Для развития сельского туризма Российская Федерация имеет огромные преимущества, так как страна располагает уникальными и неповторимыми природными и экологическими условиями, а также архитектурными и этнографическими памятниками. В настоящее время нет единой концепции развития сельского туризма, принятой на федеральном уровне. В основном существуют районы, с широко развитым сельским туризмом, и районы, которые заинтересованы в его становлении. Но отсутствие стимулов к его распространению, приводит к тому, что местные жители принимают у себя постоянных туристов, а популяризацией сельского туризма не занимаются, так как данная задача лежит на специализированных структурах.

Что такое сельский туризм? Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», сельский туризм – вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды [3, c. 3]. В данном документе отражено только определение, но самого плана развития данного вида туризма нет. В п. 3 гл. 2.«Развитие отдельных видов туризма» говорится, что приоритетные виды туризма должны выделяться индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития туристских территорий Российской Федерации. При этом «Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административный и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой» [3, c. 14].

Таким образом, сельский туризм не является приоритетным направлением на федеральном уровне, поэтому планы и стратегии его развития принимаются исключительно на региональном уровне. На территории России возможно развитие всех видов туризма, но этот потенциал используется не в полной мере, и как следствие развитие туризма в России идет весьма медленно и не системно. Сельский туризм может стать высокодоходным направлением в экономической сфере, который привлечет дополнительный поток туристов.

В сельском туризме можно выделить несколько направлений развития: создание этнографических деревень с опорой на традиционную архитектуру, расположенных далеко от города в живописных местах, и сдача в наем домов или комнат; организация туров с проживанием и питанием туристов в деревенских или фермерских домах, где гости знакомятся с традициями, сельским бытом и ремеслами, а также принимают участие в сельскохозяйственной работе. Туры могут быть как многодневные, так и частью ознакомительного тура по региону, когда 1-2 дня выделяется на посещение сельской местности.

Факторы, отрицательно воздействующие на развитие сельского туризма:

  1. Моральный и физический износ существующей материально базы.
  2. Отсутствие коллективных средств размещения туристического класса. В зарубежных странах классификация гостиниц практикуется давно и является обязательной, в России только с 2019 года предоставление гостиничных услуг на все территории Российской Федерации допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории [2, c. 27].
  3. Незаинтересованность представителей крупного бизнеса во вложении инвестиций в развитие туристской индустрии.
  4. Незаинтересованной государства в распространении некоммерческой рекламы о туристском потенциале страны за рубежом.
  5. Низкий уровень подготовки кадров и как следствие низкое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии.

В настоящее время для сельского туризма подходит западноевропейская модель развития – «малое семейное хозяйство». Данная модель подразумевает создание на базе уже существующего в сельской местности жилого фонда сети средств размещения, которые будут отвечать современным условиям комфорта (классификация). Они будут включены в информационную базу данных и обеспечены профессиональным персоналом, который будет осуществлять обслуживание по единым стандартам.

«Национальная деревня» – азиатская модель функционирования сельского туризма. Ее особенность заключается в создании стилизованных под национальную специфику «агротуристских деревень», «рыбацких деревень», этнографических центров и др. Но данная модель требует больших инвестиционных ресурсов не только местного уровня, но и внешнего, в т.ч. поддержка проектов на уровне региона.

Например, в Калужской области сельский туризм является одним из приоритетных направлений, которому уделяется особое внимание. На территории региона насчитывается более 110 агроусадеб. Их владельцы предлагают размещение в комфортабельных домах, здоровое питание, организацию охоты, рыбалки и другого активного отдыха на природе.

Имея выгодное географическое положение и богатые природные ресурсы, Калужская область является уникальной территорией для развития туристской индустрии, в частности сельского туризма.

С 2014 года в Калужской области действует некоммерческая организация Ассоциация «Сельского и агро-туризма Калужской области» – это объединение объектов сельского туризма, предоставляющих услуги активного отдыха на природе на любой вкус. В настоящее время Ассоциация активно развивается и ведет успешную деятельность в различных направлениях, в том числе [1]:

  1. Проводится обучение для руководителей и собственников агросельских усадеб.
  2. Совместно с министерством культуры и туризма Калужской области организуются пресс-туры по объектам агротуризма. Участие в данных турах принимают представители центральных и областных СМИ, ведущие туроператоры России.
  3. Членами ассоциации ежегодно проводятся событийные мероприятия на объектах сельского туризма.
  4. Создана маркетинговая концепция развития объектов агросельского туризма.

Как мы видим, в развитии сельского туризма в Калужской области заинтересованы частный бизнес и органы местной власти, так как ведется разработка и внедрение программ по развитию данного направления также за счет средств областного бюджета. Поэтому на сегодняшний день регион занимает одно из ведущих мест по развитию данного туристического направления.

Можно выделить преимущества и недостатки развития сельского туризма в целом. Преимущества: высокий сельскохозяйственный и природно-рекреационный потенциал страны; наличие культурных и исторических объектов федерального и мирового значения; разнообразие деятельности крестьянских и личных подсобных хозяйств.

Недостатки: низкий уровень развития туристской инфраструктуры в селе; низкий уровень подготовки кадров в сфере туризма; слабо проработанная система продвижения турпродуктов на внутреннем и международном уровнях; отсутствие привлекательности и узнаваемости бренда сельских территорий; слабо развития отраслевая статистика, которая обеспечивает информационную и управленческую поддержку развития туриндустрии; незначительный объем инвестиций; отсутствие специальных государственных программ поддержки для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма.

Недостатков больше, чем преимуществ, но их можно решить. Сельский туризм в России может и должен стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальности этого вида деятельности проявляется в его воздействии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.

Сельский туризм оказывает позитивное влияние на сохранением и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельских территорий, строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т.е. в целом на решение социально-экономических проблем сельских территорий, прежде всего, проблем занятости населения сельской местности. Все это влияет на уровень конкурентоспособности сельских территорий, проявляющейся в повышении уровня благосостояния жителей.

Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре сельского туризма, а как следствие для комплексного развития сельских территорий, необходимо предпринять комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села. Это не только разработка федеральной целевой программы по развитию сельского туризма, но и необходимость разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней – от сельского поселения до района и городского округа. Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории РФ, с четким индикативным механизмом реализации, необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка.

Таким образом, значение туризма в экономике страны все больше возрастает. Для полноценного развития туристского направления необходимо понимать закономерности развития данной отрасли, оценивать перспективы, способствовать упрочению позиций на мировом туристском рынке, представляя новый вид туризма, который позволит иностранным туристам познакомиться с нашей страной «изнутри» – сельский туризм.

Текст статьи
  1. Ассоциация «Сельского и агротуризма Калужской области». – [Электронный ресурс] // URL: https://seltour40.ru/about.html
  2. Российская Федерация. Федеральный закон № 132-ФЗ. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. [Текст]: [Принят Государственной думой 24 ноября 1996 года] офиц. текст. – М. – 63 с.
  3. Российская Федерация. Распоряжение № 2129-р. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Текст]: [Принят Правительством РФ 20 сентября 2019 года] офиц. текст. – М. – 65 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября