научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Актуальные вопросы по совершенствованию методики преподавания обществознания в образовательной школе в условиях современной России

В данной статье на основе анализа специальной методической литературы раскрываются насущные вопросы по совершенствованию методики преподавания обществознания в школах Российской Федерации, как с использованием современных цифровых технологий, так и с учетом старого наследия Советской школы. Где значимость педагогической работы прежде всего заключалась в воспитательной функции, задаче сплотить учеников друг с другом, воспитать в них чувство патриотизма, уважение к родным и близким, привить любовь к своей Отчизне, к своей малой Родине, к Великому подвигу наших дедов, отцов и матерей.

Аннотация статьи
цифровые технологии
чувство патриотизма
обществознание
методика преподавания обществознания
национальная гордость
Ключевые слова

Сегодня одной из важнейших институциональных функций науки в Российской Федерации, как и ряде других стран мировой цивилизации в условиях современной эпохи глобального развития общества и промышленной революции является подготовка кадров высшей квалификации. Для выполнение этой функции Министерство образования РФ предъявляет высокие требования к образовательной школе и ставит перед учителями новые сложные задачи. Так как будущие квалифицированные специалисты России в различных отраслях, способные изменить настоящее начинают свой путь в становление себя в обществе именно в школе. Значительная роль в реализации намеченного курса принадлежит обществоведческому образованию, значение которого в современных условиях России неуклонно возрастает.

Современный педагог обществознания при подготовке материала и построения плана занятия, должен учитывать актуальность содержания преподносимой ученикам информации, тесно взаимодействовать с авторами научных публикаций, действующей Конституцией РФ и не отступать от государственных требований и предписаний Министерства образования РФ, учитывать интересы учеников при выборе формата проведения урока, ориентировать каждого из них в материале курса обществознания, поиске ответов на возникающие вопросы, суметь направить на правильный путь при выборе гражданской позиции с учетом личностных особенностей каждого ученика во всех сферах общественных отношений, как в правовых, политических, экономических, семейных, бытовых через призму обществоведческих принципов морали и установленных норм законодательства РФ.

Актуальность изучения предмета обществознания в Российской школе в первую очередь обусловлена тем, что с наступлением двадцать первого столетия современное гражданское общество вырабатывает новую систему ценностей и приоритетов, как в общественной, так и в государственной политике, постепенно выходя из границ старого наследия Советского образования. Учащимся необходимо осознанно осмыслить идеи патриотического начала в гражданском обществе и сформировать основы правового государства. Школьная программа по изучению обществознания в средней школе, формирует переход ученика от социального статуса индивида к стадии личности, наделяя правами и обязанностями гражданина Российской Федерации. Юноши и девушки в процессе получения объективной системы знаний из установленных источников информации делают вывод, что только независимый, свободный человек, соблюдающий принципы демократии, который понимает всю ответственность за совершаемые им поступки и проступки и есть будущий Гражданин своего государства.

Статистические данные проводимые ежегодно СМИ в период сдачи молодыми гражданами ЕГЭ говорят, о том, что каждый третий школьник в качестве дополнительного предмета для сдачи экзамена перед поступлением в различные вузы страны выбирает именно обществознание зачастую в совокупности с Историей. Пресс-служба Рособрнадзора, что это второй по популярности предмет по выбору после профильной математики у выпускников. И это не случайно… При должном изучении данного предмета в образовательной среде, у выпускника школьной среды открывается обширный выборочный спектр будущих профессий: юридическая, законотворческая, правоохранительная, научная, преподавательская деятельность. Благодаря программному курсу обществознания и грамотному преподнесению сводов, правил и тематических установок педагогом, ученики знакомятся не только с отечественным опытом в области ведения политической, экономической, социальной, культурной деятельности, но и с накопленной мировой практикой. В процессе постижения предмета школьники и педагог активно включаются в дискуссию, обсуждению различных вопросов не только внутри класса, школы, но и на уровне района, области, страны. В связи с таким подходом к обучению вырабатывается навык анализа, способствующий получить информацию из разных источников.

Активное применение педагогом на уроке средств информационно-коммуникационных технологий проявляет наибольшей интерес к изучению материала у учеников современной школы. В самостоятельной работе такие методы позволяют учащимся использовать не только устоявшиеся способы изучения информации, но и современные, что значительно повышает быстрое усвоение предмета, вырабатывая интерес к исследовательской работе. Таким образом, включение в программу обществоведческого курса методов проведения обучения в мультимедийном (презентации, видео курсы), игровом (брейн-ринг, день самоуправления) виде вырабатывает у школьников творческие способности, креативные навыки умственного мышления, что положительным образом влияет на подготовку молодых людей к олимпиадам, созданию социальных проектов (школьных уставов, правил школьного учреждения), активному участию в творческих работах, внедрению учениками организационно-управленческих объединений(школьные советы старшеклассников, молодежные организации, профкомы, профсоюзы учеников).

Применение системы дистанционного образования как одного из методов ведения образовательного процесса дает возможность педагогу донести весь намеченный в плане материал обществоведческого курса до учеников вне зависимости от каких-либо факторов внешнего или внутреннего характера. Такой метод образовательного процесса характерен для современной школы. Но к сожалению, система дистанционного обучения на практике показала себя с не лучшей стороны. Как всем известно в середине 2020 года в связи с пандемией, Российская школа была вынуждена перейти на онлайн обучение с применением цифровых технологий. Как показали статистические данные в ходе гражданского опроса среди учителей и родителей учеников на территории Смоленской области большинство из опрошенных респондентов оказались не удовлетворенными нововведениями со стороны Министерства образования РФ. Например, в опросе участвовало 200 педагогов. Большинство учителей ответили, что онлайн обучение негативно сказывается на самом процессе обучения, невозможности его контролировать, что отрицательно сказалось на восприятие учениками материала и информации, физическая невозможность усвоить полученный учебный материал (70%); увеличение времени проверки педагогом домашнего задания (63%); был зафиксирован факт невозможности учеников изолироваться во время школьного урока от других членов семьи (31%). Опрошенные родители учеников в количестве 40 человек негативно высказались в отношение онлайн обучения.

Наиболее значимой целью педагогической работы в области преподавания обществознания является построение системы воспитания ученика педагогом. Оказание функции влияния на чувство патриотического воспитания, гражданского долга перед Отечеством, любви к своей нации, к обществу в целом, готовность каждого из молодых людей в случае внешней или внутренней опасности для страны встать на защиту ее целостности, сохранение суверенитета и защиты населения от воздействия агрессора. Отсюда следует, что предмет обществознание в школьной программе необходимо признать, как один из наиболее значимых гуманитарных дисциплин в школьной программе по формированию воспитательной деятельности среди учеников. Их нравственного воспитания: характер, навыки поступки, поведение в кругу семьи, близких людей и в обществе. Для достижения этих целей педагог при взаимодействии с учеником использует следующие инструменты воздействия в обучении: оценки, нравственные отношения, волевые устремления, переживания, воспитание правового сознания и поведения, включающее в себя восприятие и уважение действующих законов и правовых норм, обязанностей и в случае их несоблюдения наступления правовых последствий в соответствие с гражданским, административным и уголовным законодательством РФ. Внушение правил и установок о необходимости бережного отношения к «братьям нашим меньшим», флоре и фауне, соблюдать законы по охране окружающей среды.

Большинство авторов, публицистов-предметников специальной педагогической и научной литературы указывают на необходимость выстраивания новых подходов в преподавании обществознания в двадцать первом столетии, через призму правового, патриотического воспитания подрастающей молодежи. При этом многие авторы в своих научных публикациях подчеркивают, что при внедрении этих нововведений в образовательную среду, необходимо учитывать контингент внутри самой школы, их менталитет, отношение к религии, специфические особенности населения регионов, многонациональность Российской Федерации.

Стоит обратить внимание на особую значимость межпредметных связей в гуманитарном направление образования. Например, обществознание и история, как учебные дисциплины в совокупности способны тесно взаимодействовать, что сказывается на единстве образовательного процесса. Исторический подход позволяет ученикам проанализировать гражданскую позицию известных философов от древнего мира до настоящего времени, их отношение к праву и государству. И наоборот правовой подход, который вырабатывается у молодежи благодаря курсам обществознания, способствует, в историческом аспекте, правильному толкованию всех сводов и правил древнерусского государства, изучению законодательства Российской империи, норм и правил поведения общественного строя в периоды царствования Петра Великого, сравнение и характеристика действующей Конституции РФ с конституциями СССР.

Резюмируя вышесказанное хочется отметить, что какую бы цель не преследовал учитель обществознания современной России: проводить интересные и увлекательные уроки; создавать будущих победителей конкурсов и олимпиад, благодаря качественному обучению с внедрением цифровых технологий, добиваться успешной сдачи учащимися ОГЭ и ЕГЭ – главная его цель, задача сформировать из ученика мыслящего, грамотного, творческого, ориентированного во всех сферах общественных отношений гражданина Российской Федерации. На сегодняшний день вызовы как внешние так внутренние, с которыми столкнулась Российская Федерация, её многонациональный народ как раз подчеркивают, что одним из приоритетных направлений учителя обществознания, является задача сплотить учеников друг с другом, воспитать в них чувство патриотизма, уважение к родным и близким, научить ценить каждый свой шаг, каждую минуту своей жизни, привить любовь к своей Отчизне, к своей малой Родине, к Великому подвигу наших дедов, отцов и матерей.

Текст статьи
  1. Современные образовательные технологии. / Н. В. Бордовская и др.– Москва: КноРус, 2013.
  2. Педагогика: [учебное пособие] / Н. Бордовская, А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер: Питер Пресс, 2015.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: «Просвещение», 2015.
  4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 кл. Пособие для учителя/под ред. Боголюбова Л.Н., Кинкулькина А.Т. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/085/28085/11307
  5. История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы Электронный ресурс. URL: http://history.standart.edu.ru
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября