В настоящее время коррекционные модели деструкций в детско-родительских отношениях продолжают оставаться предметом исследований зарубежных и отечественных специалистов. Однако специфика коррекционных моделей деструктивных детско-родительских отношений в семьях детей, занимающихся спортом, изучалась не так активно. В настоящий момент актуален поиск наиболее эффективных методов коррекции взаимоотношений родителей и детей спортсменов, благотворно влияющих на эмоциональное состояние ребёнка-спортсмена, на способность родителей создавать здоровый эмоциональный климат для своего ребенка, правильно выбирать и применять стиль воспитания, а также на установки тренера как важного фактора спортивной деятельности ребёнка.
В методологии науки модель (от лат. mоdulus – мера, образец) означает «аналог какого-либо процесса, объекта или явления, используемый в качестве его «заместителя» [1, с.18].
Анализ подходов зарубежных и отечественных авторов показал, что предлагаются различные модели коррекции деструктивных взаимоотношений в семье и методы психологической помощи семье разнообразны в зависимости от того, что ставится в центр исследования:
- в центре сами дети и их отношения с родителями (Адлер А., Бюллер Ш., Гордон Т., Роджерс К., Скиннер Б.Ф. и др.);
- в центре личность родителя (Джинот X., Джеймс М., Джонгвард Д. и др.).
- центрированные на всей системе взаимодействия (Варга А., Столин Е.T., Штуценберг А.-А., Ландгартен X. и др.).
По принципам системно-деятельностного подхода, психокоррекция необходима всем членам семьи. Такое активное включение предполагает формирование конструктивных семейных взаимоотношений между детьми и родителями.
Проанализировав теоретический и практический опыт построения механизма психологического воздействия, основы системно-деятельностного подхода, была разработана специфическая модель коррекции деструктивных детско-родительских отношений для семей детей спортсменов от 7-10 лет.
Модель коррекции для семей детей спортсменов с деструктивными отношениями между детьми и их родителями включает в себя этапы: установление раппорта с ребёнком-спортсменом, который несмотря на здоровье с медицинской точки зрения, нуждается в помощи психолога из-за сложившихся неблагополучных семейных отношений; психологическое диагностирование, направленное на выявление причин эмоционального неблагополучия, и определение возможных форм помощи; психокоррекция, консультативная работа, направленная на активацию психологических ресурсов ребёнка-спортсмена, а также всей семьи, тренировочного процесса; оценка результата и завершение работы.
Областями и специфическими формами психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений в семьях детей спортсменов являются: индивидуальное консультирование детей-спортсменов, групповые родительские собрания, а также информационная подготовка тренера.
Анализ литературы показывает, что наиболее эффективными методами коррекции деструктивных детско-родительских для детей-спортсменов будет являться комплексная модель, в состав который входит индивидуальная работа с ребёнком арт-терапия (сказкотерапия, изотерапия), образная терапия (психокатализ), групповая работа с родителями (родительские собрания), работа с тренером (информационные листы, тренинги).
Многие зарубежные и отечественные специалисты (Антилогова Н.Л., Ждакаева Е.И., Копытин А.И., Свистовская Е.Е., Ландгартен X., и др.) подтверждали достоинства арт-терапевтической работы с семьями.
Арт-терапевтическая работа с деструктивными детско-родительскими отношениями используется в рамках различных подходов и концепций [5, c. 22].
3инкевич-Евстигнеева Т.Д. высказывалась о cказкотерапии как об особой воспитательной системе, сообразной духовной природе человека, передающей знания о духовном пути души и социальной реализации человека [4, c. 15]. Для коррекции когнитивной и ценностно-смысловой сферы сказка является самым приемлемым средством коррекции для детей-спортсменов 7-10 лет. По мнению Ермошина А.Ф. работа с телесными ощущениями в теле пополняет набор средств изменения состояния и способствует решению проблем, связанных с эмоциональными переживаниями. Образная терапия способствует развитию навыков саморегуляции и психологической настройки на успех. Благодаря сказкотерапии, образной терапии происходит определённая трансформация личности, реорганизация структуры сознания.
По мнению авторов Лютовой Е.К., Марковской И.М., Овчаровой Р.В. психологический тренинг в работе с родителями занимает особое место [2, c. 95]. Петровская Л.А. рассматривает тренинг как «психологическое средство воздействия, направленное на развитие социальных установок, знаний и умений в области межличностного воздействия». Учитывая причины психолого-педагогической некомпетентности родителей, ригидные стереотипы воспитания, личностные проблемы и психологические особенности родителей как основу деструктивных детско-родительских отношений, Р.В. Овчарова предлагает в качестве основного средства коррекции семейных взаимоотношений тренинг когнитивно-поведенческой сферы [3, c. 10]. Для коррекции семейных взаимоотношений в семьях детей спортсменов можно использовать родительские собрания, направленные на изменение когнитивного компонента родительского отношения и на осознание неадаптивных стереотипов поведения взрослых членов семьи. Информационные листы для тренеров, тренинги будут являться средством повышения психологической компетенции в сфере общения с детьми-спортсменами.
Таким образом, теоретический анализ литературных источников как зарубежных, так и отечественных исследователей, позволяет заключить, что модели и методы психологической помощи семье разнообразны в зависимости от того, что ставится в центр исследования. В рамках системно-деятельностного подхода на семьи детей, занимающихся спортом, в центр исследования попадает вся система: дети-спортсмены, родители и тренеры как субъекты взаимодействия.
Исходя из теоретического исследования, можно выдвинуть следующую гипотезу: для того, чтобы решать проблемы деструкции в семьях детей, занимающихся спортом, наиболее эффективным средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений будет являться специфическая модель коррекции, комплексно воздействующая своими методами на детское, родительское и тренерское отношения.