научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Специфика модели коррекции деструктивных детско-родительских взаимоотношений в семьях детей, занимающихся спортом

В статье рассматривается коррекционная модель деструктивных детско-родительских взаимоотношений в семьях детей, занимающихся спортом. Представлен обзор исследований этой проблемы. Выделены методы коррекции деструктивных отношений в семьях детей, занимающихся спортом, возможные для осуществления психологом. Показано, что подбор наиболее эффективной коррекционной модели деструктивных детско-родительских отношений в семьях детей спортсменов, влияющих на родителей, ребёнка и тренировочный процесс, является важным условием спортивной деятельности ребёнка.

Аннотация статьи
модель
дети-спортсмены
родители спортсменов
детский спорт
методы коррекции
деструктивные детско-родительские отношения
Ключевые слова

В настоящее время коррекционные модели деструкций в детско-родительских отношениях продолжают оставаться предметом исследований зарубежных и отечественных специалистов. Однако специфика коррекционных моделей деструктивных детско-родительских отношений в семьях детей, занимающихся спортом, изучалась не так активно. В настоящий момент актуален поиск наиболее эффективных методов коррекции взаимоотношений родителей и детей спортсменов, благотворно влияющих на эмоциональное состояние ребёнка-спортсмена, на способность родителей создавать здоровый эмоциональный климат для своего ребенка, правильно выбирать и применять стиль воспитания, а также на установки тренера как важного фактора спортивной деятельности ребёнка.

В методологии науки модель (от лат. mоdulus – мера, образец) означает «аналог какого-либо процесса, объекта или явления, используемый в качестве его «заместителя» [1, с.18].

Анализ подходов зарубежных и отечественных авторов показал, что предлагаются различные модели коррекции деструктивных взаимоотношений в семье и методы психологической помощи семье разнообразны в зависимости от того, что ставится в центр исследования:

  1. в центре сами дети и их отношения с родителями (Адлер А., Бюллер Ш., Гордон Т., Роджерс К., Скиннер Б.Ф. и др.);
  2. в центре личность родителя (Джинот X., Джеймс М., Джонгвард Д. и др.).
  3. центрированные на всей системе взаимодействия (Варга А., Столин Е.T., Штуценберг А.-А., Ландгартен X. и др.).

По принципам системно-деятельностного подхода, психокоррекция необходима всем членам семьи. Такое активное включение предполагает формирование конструктивных семейных взаимоотношений между детьми и родителями.

Проанализировав теоретический и практический опыт построения механизма психологического воздействия, основы системно-деятельностного подхода, была разработана специфическая модель коррекции деструктивных детско-родительских отношений для семей детей спортсменов от 7-10 лет.

Модель коррекции для семей детей спортсменов с деструктивными отношениями между детьми и их родителями включает в себя этапы: установление раппорта с ребёнком-спортсменом, который несмотря на здоровье с медицинской точки зрения, нуждается в помощи психолога из-за сложившихся неблагополучных семейных отношений; психологическое диагностирование, направленное на выявление причин эмоционального неблагополучия, и определение возможных форм помощи; психокоррекция, консультативная работа, направленная на активацию психологических ресурсов ребёнка-спортсмена, а также всей семьи, тренировочного процесса; оценка результата и завершение работы.

Областями и специфическими формами психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений в семьях детей спортсменов являются: индивидуальное консультирование детей-спортсменов, групповые родительские собрания, а также информационная подготовка тренера.

Анализ литературы показывает, что наиболее эффективными методами коррекции деструктивных детско-родительских для детей-спортсменов будет являться комплексная модель, в состав который входит индивидуальная работа с ребёнком арт-терапия (сказкотерапия, изотерапия), образная терапия (психокатализ), групповая работа с родителями (родительские собрания), работа с тренером (информационные листы, тренинги).

Многие зарубежные и отечественные специалисты (Антилогова Н.Л., Ждакаева Е.И., Копытин А.И., Свистовская Е.Е., Ландгартен X., и др.) подтверждали достоинства арт-терапевтической работы с семьями.

Арт-терапевтическая работа с деструктивными детско-родительскими отношениями используется в рамках различных подходов и концепций [5, c. 22].

3инкевич-Евстигнеева Т.Д. высказывалась о cказкотерапии как об особой воспитательной системе, сообразной духовной природе человека, передающей знания о духовном пути души и социальной реализации человека [4, c. 15]. Для коррекции когнитивной и ценностно-смысловой сферы сказка является самым приемлемым средством коррекции для детей-спортсменов 7-10 лет. По мнению Ермошина А.Ф. работа с телесными ощущениями в теле пополняет набор средств изменения состояния и способствует решению проблем, связанных с эмоциональными переживаниями. Образная терапия способствует развитию навыков саморегуляции и психологической настройки на успех. Благодаря сказкотерапии, образной терапии происходит определённая трансформация личности, реорганизация структуры сознания.

По мнению авторов Лютовой Е.К., Марковской И.М., Овчаровой Р.В. психологический тренинг в работе с родителями занимает особое место [2, c. 95]. Петровская Л.А. рассматривает тренинг как «психологическое средство воздействия, направленное на развитие социальных установок, знаний и умений в области межличностного воздействия». Учитывая причины психолого-педагогической некомпетентности родителей, ригидные стереотипы воспитания, личностные проблемы и психологические особенности родителей как основу деструктивных детско-родительских отношений, Р.В. Овчарова предлагает в качестве основного средства коррекции семейных взаимоотношений тренинг когнитивно-поведенческой сферы [3, c. 10]. Для коррекции семейных взаимоотношений в семьях детей спортсменов можно использовать родительские собрания, направленные на изменение когнитивного компонента родительского отношения и на осознание неадаптивных стереотипов поведения взрослых членов семьи. Информационные листы для тренеров, тренинги будут являться средством повышения психологической компетенции в сфере общения с детьми-спортсменами.

Таким образом, теоретический анализ литературных источников как зарубежных, так и отечественных исследователей, позволяет заключить, что модели и методы психологической помощи семье разнообразны в зависимости от того, что ставится в центр исследования. В рамках системно-деятельностного подхода на семьи детей, занимающихся спортом, в центр исследования попадает вся система: дети-спортсмены, родители и тренеры как субъекты взаимодействия.

Исходя из теоретического исследования, можно выдвинуть следующую гипотезу: для того, чтобы решать проблемы деструкции в семьях детей, занимающихся спортом, наиболее эффективным средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений будет являться специфическая модель коррекции, комплексно воздействующая своими методами на детское, родительское и тренерское отношения.

Текст статьи
  1. Антилогова, Л. Н. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений / Л. Н. Антилогова, Е. И. Ждакаева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 4. - С. 18-21.
  2. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Психологический журнал. - 2013. - №4.- С.84-92.
  3. Кошкарова, Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2014. - №2. - С.5-14.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
  5. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня