Актуальность изучения психологических и педагогических условий для развития внимания у детей начальной школы в начальной общей образовательной школе, определена, прежде всего, тем фактом, что в этом возрасте образуются качественно новые характеристики внимания.
Вопрос психологических и педагогических условий для развития внимания младших школьниках рассматривали такие психологи как Ф.Н. Гоноболин, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая, В.А. Крутецкий и др.
Часто в начальной школе можно услышать одну из распространенных причин ошибок, это невнимание, что проявляется в неспособности ребенка, чтобы различать основной и второстепенное в упражнениях, в неспособности концентрироваться на задаче, освоении учебного материала, неспособность самостоятельно выполнять назначенную работу, все это объясняется не недостатком образовательных способностей ребенка и не проблемами в развитии когнитивных процессов, а его невнимательности.
В настоящее время развитие произвольного внимания младших школьников осложняется следующими факторами: современное общество не стоит на месте, использование различных информационных технологий привело к появлению такого явления как клиповое мышление. Это восприятие мира не требует концентрации и анализа информации, она включает в себя обработку информации короткими фрагментами. Это явление оказывает особенно негативное влияние на младших школьников. Телевизор, телефон, гаджет, компьютер ослабляют внимание детей, поэтому в школе им довольно сложно сосредоточиться на учебном материале и сохранять свое внимание [4, с. 245].
В связи с тем, что влияние средств массовой информации на детей значительно увеличилось, дети начали гораздо меньше внимания уделять чтению. Важным и необходимым условием успешной учебной деятельности является развитие таких компонентов внимания как концентрация, переключение, стабильность и распределение внимания.
Дети, начинающие учиться в школе, часто сталкиваются с проблемой недостаточного и низкого развития произвольного внимания.
Чаще встречаются случаи, когда у учеников начальной школы преобладает непроизвольное внимание, то есть до сих пор довольно сложно, младшим школьникам управлять своим вниманием самостоятельно и они не способны делать то, что для них скучно и неинтересно. И это означает, что их привлекает все новые, необычные, яркие. Неэффективно создавать и организовать учебный процесс, опираясь только на непроизвольное внимание. Следовательно, в педагогическом процессе в классе необходимо иметь возможность правильно использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного внимания.
Психолого-педагогические условия являются качественной характеристикой основных процессов, явлений и факторов образовательной среды, отражающие основные требования к организации деятельности, набор объективных возможностей, обстоятельства педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в учебной среде и обеспечивающих решение педагогической задачи, комплекс мер, обеспечивающих повышение эффективности этого процесса [1, с. 310].
Создание процесса обучения, полагаясь только на непроизвольное внимание, является ошибкой. Следовательно, в педагогическом процессе необходимо иметь возможность:
- опираться на непроизвольное внимание;
- способствовать развитию произвольного.
Исходя из анализа научно-методической литературы, можно выделить следующие психологические и педагогические условия для развития внимания:
- отсутствие раздражителей, соблюдение гигиенических условий;
- использование визуальных средств по теме урока;
- развитие ответственности школьников;
- правильная организация образовательного процесса: изменение видов деятельности, разнообразие задач, темп, составление плана урока, правильное использование принципов и методов;
- использование техник и средств активации внимания;
- развитие способности устанавливать цели, планировать урок, регулирует деятельность школьников;
- использование психических методов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Согласно исследованиям Л.Ф. Тихомировой, формирование учебной активизации произвольного внимания младших школьников достигается с помощью таких методов, как:
- Отсутствие замечаний в форме запретов («не кричать»), предпочтение давать указания, говоря о детях в первом или третьем лице («вели себя хорошо») [5, с. 235].
- Поощрение детей. Педагогу необходимо умело использовать конкурсы и соревнования для учеников «Кто еще лучше расскажет?» и т.п.
По словам П.Я. Гальперина, внимание младшего школьника развивается в работе, которая требует великой умственной и двигательной активности [2, с. 102]:
- когда изучаемый материал доступен для понимания;
- когда ученик занимается умственной деятельностью;
- исследуемый материал вызывает сильные эмоции и чувства;
- если ученик участвует в творческой деятельности;
- когда изучаемый материал интересен ученикам и отвечает его потребностям.
Такие ученые как Н.Ф. Добрынин и М.Н. Волокитина выделили следующие психологические и педагогические условия для развития произвольного внимания у младших школьников [1, с. 310; 3, с. 512]:
- ясность, доступность и краткость объяснений, инструкций, которые учитель дает для работы и не повторяется, в то время как дети выполняют задание;
- достаточный темп урока и его продуманное планирование. Отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит письму на доске и т.д.;
- бережное отношение учителя к процессу внимания детей. Громкие замечания для отдельных учеников, дополнительные запоздалые объяснения, ходьба учителя вокруг класса, влияют на внимание детей;
- максимальная зависимость от активной умственной активности детей (выбор различных и возможных задач для сравнения, обобщение, выводы);
- использование специальных упражнений и дидактических игр для внимательности.
- включение всех детей класса в образовательную работу, не только во время выполнения письменных задач, но и во время устных уроков, активация инициативы детей.
- различные виды и формы работы, подчиненные основной задаче и теме урока.
По словам А.Г. Ковалева, для развития произвольного внимания младших школьников, необходимо соблюдать следующие психологические и педагогические условия:
- появление косвенных интересов (сама деятельность не может привлекать ребенка, но у него стабильный интерес к результату);
- четкое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
- знакомая среда;
- цель обучения должна быть эмоционально значима (похвалы за усилия и др.);
- организация конкуренции (состязательности), игровой компонент [4, с. 245].
Таким образом, существует множество научных мнений по определению психологических и педагогических условий с целью развития произвольного внимания у младших школьников.
Для поддержания произвольного внимания детей младшего школьного возраста целесообразно применять эмоциональные факторы, занимательность должна быть связана с самим предметом образования, его содержанием. Одним из основных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения («Поймай ошибку», «Найдите слова» и т.д.), которые дают возможность развивать внимание в непринужденной атмосфере.