Волонтерство рассматривается как возможность самопомощи [1]. Помощь и решение проблем других людей позволяет волонтеру опосредованно решать собственные проблемы, то есть волонтерство значимо не только для людей, нуждающихся в помощи, но и для самих волонтеров. Выполняя общественно значимую работу в свободное время, человек тем самым получает новые знания, расширяет свой опыт, развивает коммуникативную культуру, чувствует себя нужным. Полученный опыт служит потом положительным фактором для социальной карьеры, профессионального роста, формирования ценностных ориентаций и социальных компетенций.
Следовательно, волонтерская деятельность определяется как деятельность или работа, которая по доброй воле выполняется одним человеком для другого человека (исключая членов одной семьи), без оплаты. Это естественный результат стремления человека принимать самостоятельные решения и претворять их в жизнь, создавать организации, имеющие своей целью помощь людям. С этой точки зрения волонтерство представляет собой специфическую форму социального движения [8].
Что же касается компетентности, то, согласно Ю.Н. Емельянову, «компетентность является уровнем обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе» [2].
А.Ю. Петров рассматривает социальную компетенцию как компонент профессиональной компетентности педагога, обеспечивающий реализацию индивидом различных социальных позиций, значимых для каждого современного человека [6].
Проблема коммуникаций и коммуникативной компетентности личности стоит на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики. Коммуникативная компетентность педагога во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности.
Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей – речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических.
Коммуникативная компетентность рассматривается многими авторами в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями в области межличностных отношений; как личностное качество, проявляющееся в отношении с людьми; как коммуникативные и организаторские умения (связанные со взаимным обменом информации и познанием людьми друг друга; с формированием межперсональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности) [3].
В определении социально-коммуникативной компетенции интересным является опыт зарубежных учёных. Так Ч.Чиверс развивают целостную модель профессиональной компетентности, включающую пять наборов связанных компетенций:
- Когнитивные компетенции, включающие профессиональные теоретические и практические знания.
- Функциональная компетентность, предполагающие профессиональные навыки.
- Личностные компетенции, поведенческие характеристики личности, связанные с успешностью в профессиональной деятельности.
- Этическая компетентность, профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения в рабочих ситуациях.
- Метакомпетенции, способность справляться с неуверенностью и критикой.
Исследования последних лет показывают, что одномерные структуры (модели) компетенций не отвечают полностью реалиям практики, необходимо обращаться к многомерным структурам (моделям), объясняющим характер взаимодействия знаний, навыков и социально-коммуникативных компетенций, ключевых для выполнения профессиональной деятельности.
Компетенции, необходимые для эффективной работы, включают в себя личностные (когнитивные, знания и понимание) и профессиональные (функциональный, психомоторный и прикладной навык) компетенции. Компетенции, связанные с индивидуальной эффективностью, включают концептуальные и операционные (социальные компетенции, включающие поведение и отношения) аспекты [7].
Таким образом, знания и понимание относятся к когнитивным компетенциям, навыки к функциональным, собственно «компетенции» в узком смысле (поведения и отношения) – к социальным компетенциям.
Более полная модель отражает также участие регулятивного компонента психики в организации процесса решения практических задач и связана с идеей готовности как интегральной характеристики включенного в процесс решения субъекта.
В стратегии модернизации общего образования социально-коммуникативная компетенция характеризуется многофункциональностью, непрерывностью, междисциплинарностью, она требует значительного интеллектуального развития, саморефлексии, определение собственной позиции, самооценки, критического мышления [7].
По мнению С.Н. Краснокутской, в структуру социально-коммуникативной компетенции входят содержательно-деятельностный и личностный компоненты. Содержательно-деятельностный представлен сочетанием социальных знаний, умений и навыков, а в качестве личностной составляющей выступает сформированная позиция человека, осознание им необходимости приобретения социальных знаний для будущей самостоятельной жизнедеятельности [4].
Ж.В. Нурутдинова выделяет 3 составляющих социально-коммуникативной компетенции:
- Знания, умения, которыми должен обладать будущий специалист;
- Ценностные ориентации, готовность к действию;
- Поведение, действия [5].
Для развития социально-коммуникативных компетенций будущих педагогов, в волонтерской деятельности, образовательный процесс должен быть направлен на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих компетенции в социально-педагогической деятельности. Необходимо создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности будущих педагогов. Основным фактором, определяющим целенаправленное формирование и функционирование социальной компетенции, является деятельность, активность студента. Весь образовательный процесс подготовки будущего педагога, вязанного с волонтерской деятельностью, должен носить коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. И содержание образования должно отбираться из контекста будущей профессиональной деятельности, которой будут заниматься будущие педагоги.
Потенциал волонтерской деятельности раскрывается через те изменения и внешние проявления свойств, качеств и поведения волонтеров, которые происходят в процессе осуществления ими добровольческого труда [9].
Делая вывод, следует обратить внимание, что многие современные и зарубежные исследователи, обращают внимание, что развитие социально-коммуникативной компетенции у студентов проявляется в способности работать в команде, в выносливости, умении выходить из конфликта.