Главная
АИ #11 (90)
Статьи журнала АИ #11 (90)
Развитие образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки

Развитие образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

образное мышление
слушание музыки
методы развития образного мышления

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности образного мышления младших школьников, слушание как один из основных видов музыкальной деятельности. Особое внимание авторы уделяют методам активизации образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки.

Текст статьи

Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности. Мышление человека, также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Как отмечает психолог В.В. Зеньковский, детское мышление является, с одной стороны, предметным, с другой стороны – конкретным. В то время как мышление взрослых имеет словесный характер, в детском мышлении имеют огромное значение наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов [1].

А.Н. Зимина, в своих исследованиях отмечает, что простейшая, а вместе с тем и основная форма мышления детей 6-7 – летнего возраста – это мышление по аналогии. Общая идея, которая направляет и регулирует работу мышления – это идея сходства, идея аналогии между всеми частями действительности. Принцип аналогии определяет собой работу фантазии у детей. Детские аналогии очень часто являются поверхностными, иногда даже бессмысленными, но работа, которая осуществляется в мышлении, огромна: ребенок стремится найти единство в действительности, установить важнейшие сходства и различия [2].

Из мышления по аналогии развиваются у детей и другие формы мышления. Аналогия как бы прокладывает дорогу для мышления, подбирает материал для его работы, проводит сближение и различие. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Одним из ведущих видов деятельности на уроке музыки в школе является слушание музыки. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности направлен, прежде всего, на освоение детьми глубины музыкальной культуры, на личностное, индивидуальное постижение высокохудожественных образцов музыки в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической и нравственной сфер личности учащихся [3].

Слушание музыки основывается на способностях учащихся, входящих в структуру музыкальности, а также включает их прошлый опыт, закрепленный в памяти в виде представлений и знаний о музыке.

При целенаправленном педагогическом руководстве школьники могут быть подготовлены к слушательскому общению с высокохудожественными образцами музыкального искусства. При этом организация процесса слушания музыки требует от учителя знания психологических основ и закономерностей слушательской деятельности [4].

Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся [5].

Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития мышления можно использовать следующие методы:

Метод визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Например, музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. После прослушивания произведения детям предлагается отразить внутренне ощущение различными зрительными моделями.

Данный прием позволяет визуализировать, т.е перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Метод система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.

Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки [6].

Таким образом, развитие образного мышления через слушание музыки, даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся, воспитать эмоциально-чувственную сферу психики ребёнка, развить эстетический вкус, побудить к познавательной деятельности и, что самое главное это создать условия для творчества школьника.

Список литературы

  1. Зеньковский В. В. Психология детства. 1924. – 348 с.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – 366 с.
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.– 397 с.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972 г. – 154 с.;
  6. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов-на-Дону, 2002. – 176 с.

Поделиться

1728

Аникеева А. Г., Калантарян Л. А. Развитие образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки // Актуальные исследования. 2022. №11 (90). С. 91-92. URL: https://apni.ru/article/3847-razvitie-obraznogo-mishleniya-mladshikh-shkol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января