научный журнал «Актуальные исследования» #11 (90), март '22

Развитие образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки

В статье рассматриваются особенности образного мышления младших школьников, слушание как один из основных видов музыкальной деятельности. Особое внимание авторы уделяют методам активизации образного мышления младших школьников в процессе слушания музыки.

Аннотация статьи
методы развития образного мышления
образное мышление
слушание музыки
Ключевые слова

Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности. Мышление человека, также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Как отмечает психолог В.В. Зеньковский, детское мышление является, с одной стороны, предметным, с другой стороны – конкретным. В то время как мышление взрослых имеет словесный характер, в детском мышлении имеют огромное значение наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов [1].

А.Н. Зимина, в своих исследованиях отмечает, что простейшая, а вместе с тем и основная форма мышления детей 6-7 – летнего возраста – это мышление по аналогии. Общая идея, которая направляет и регулирует работу мышления – это идея сходства, идея аналогии между всеми частями действительности. Принцип аналогии определяет собой работу фантазии у детей. Детские аналогии очень часто являются поверхностными, иногда даже бессмысленными, но работа, которая осуществляется в мышлении, огромна: ребенок стремится найти единство в действительности, установить важнейшие сходства и различия [2].

Из мышления по аналогии развиваются у детей и другие формы мышления. Аналогия как бы прокладывает дорогу для мышления, подбирает материал для его работы, проводит сближение и различие. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Одним из ведущих видов деятельности на уроке музыки в школе является слушание музыки. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности направлен, прежде всего, на освоение детьми глубины музыкальной культуры, на личностное, индивидуальное постижение высокохудожественных образцов музыки в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической и нравственной сфер личности учащихся [3].

Слушание музыки основывается на способностях учащихся, входящих в структуру музыкальности, а также включает их прошлый опыт, закрепленный в памяти в виде представлений и знаний о музыке.

При целенаправленном педагогическом руководстве школьники могут быть подготовлены к слушательскому общению с высокохудожественными образцами музыкального искусства. При этом организация процесса слушания музыки требует от учителя знания психологических основ и закономерностей слушательской деятельности [4].

Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся [5].

Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития мышления можно использовать следующие методы:

Метод визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Например, музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. После прослушивания произведения детям предлагается отразить внутренне ощущение различными зрительными моделями.

Данный прием позволяет визуализировать, т.е перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Метод система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.

Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки [6].

Таким образом, развитие образного мышления через слушание музыки, даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся, воспитать эмоциально-чувственную сферу психики ребёнка, развить эстетический вкус, побудить к познавательной деятельности и, что самое главное это создать условия для творчества школьника.

Текст статьи
  1. Зеньковский В. В. Психология детства. 1924. – 348 с.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – 366 с.
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.– 397 с.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972 г. – 154 с.;
  6. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов-на-Дону, 2002. – 176 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля