Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности. Мышление человека, также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Как отмечает психолог В.В. Зеньковский, детское мышление является, с одной стороны, предметным, с другой стороны – конкретным. В то время как мышление взрослых имеет словесный характер, в детском мышлении имеют огромное значение наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов [1].
А.Н. Зимина, в своих исследованиях отмечает, что простейшая, а вместе с тем и основная форма мышления детей 6-7 – летнего возраста – это мышление по аналогии. Общая идея, которая направляет и регулирует работу мышления – это идея сходства, идея аналогии между всеми частями действительности. Принцип аналогии определяет собой работу фантазии у детей. Детские аналогии очень часто являются поверхностными, иногда даже бессмысленными, но работа, которая осуществляется в мышлении, огромна: ребенок стремится найти единство в действительности, установить важнейшие сходства и различия [2].
Из мышления по аналогии развиваются у детей и другие формы мышления. Аналогия как бы прокладывает дорогу для мышления, подбирает материал для его работы, проводит сближение и различие. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.
Одним из ведущих видов деятельности на уроке музыки в школе является слушание музыки. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности направлен, прежде всего, на освоение детьми глубины музыкальной культуры, на личностное, индивидуальное постижение высокохудожественных образцов музыки в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической и нравственной сфер личности учащихся [3].
Слушание музыки основывается на способностях учащихся, входящих в структуру музыкальности, а также включает их прошлый опыт, закрепленный в памяти в виде представлений и знаний о музыке.
При целенаправленном педагогическом руководстве школьники могут быть подготовлены к слушательскому общению с высокохудожественными образцами музыкального искусства. При этом организация процесса слушания музыки требует от учителя знания психологических основ и закономерностей слушательской деятельности [4].
Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся [5].
Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития мышления можно использовать следующие методы:
Метод визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Например, музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. После прослушивания произведения детям предлагается отразить внутренне ощущение различными зрительными моделями.
Данный прием позволяет визуализировать, т.е перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.
Метод система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.
Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки [6].
Таким образом, развитие образного мышления через слушание музыки, даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся, воспитать эмоциально-чувственную сферу психики ребёнка, развить эстетический вкус, побудить к познавательной деятельности и, что самое главное это создать условия для творчества школьника.