Прочная эмоциональная связь является лучшей основой для личностного роста. Потребность в эмоциональной поддержке и желание открывать мир взаимосвязаны, и находятся в активном состоянии только поочередно, т.е. человек может проявлять активность, любопытство, увлеченно заниматься различной деятельностью только тогда, когда есть эмоциональная и физическая безопасность. И наоборот, если есть ощущение тревоги и небезопасности, то любая активная деятельность и познавательный интерес невозможны.
Так и при формировании услуги в сельском туризме важно обратить внимание на создание пространства безопасности на неизвестной территории (место проживания, еда, коммуникация).
Степень качества предоставляемых услуг во многом зависит от типа сельской территории. Согласно «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» выделяется 4 типа субъектов Российской Федерации с различным характером освоения и сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности [2]:
Тип 1 – регионы с развитой аграрной специализацией. Для данной территории характерны такие виды услуг как: благоустроенный отдых, разработанные экскурсионные маршруты, проведение крупных праздников и фестивалей, мастерские и проведение мастер-классов.
Тип 2 – регионы с полифункциональной сельской экономикой, т.е. сельским хозяйством пригородного типа. Территория характеризуется дачным отдыхом и тематическими программами (семинары, сессии и т.д.).
Тип 3 – регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии. Здесь ведется разработка целевых программ по восстановлению сельских территорий и организация этнокультурных экспедиций с целью воссоздания традиций и местного фольклора.
Тип 4 – регионы с мелкоочаговым или традиционным хозяйством коренных народностей. Характерные виды услуг заключаются в знакомстве с мифологией, бытом и традициями коренного населения в аутентичных условиях, организации культурно-природных экспедициях и проведении этнофестивалей.
Мы видим, что развитие сельских территорий влияет и на качество отдыха туристов. Поэтому при решении вопросов безопасности отдыхающих важно четко обозначить специфику той или иной местности, чтобы турист мог выбирать в зависимости от своих потребностей, интересов и толерантности к неустроенности быта.
Также различают и типы туристов в зависимости от выбранных ими условий проживаний:
- первый и второй тип сельских территорий – турист, которой ориентирован на блага цивилизации, т.е. важны бытовой и телесный комфорт;
- третий и четвертый тип сельских территорий – турист, который ориентирован на исследование и познание, для которого важна познавательная составляющая, смысловое содержание услуги, иногда бытовой аскетизм.
В первом случае, мотивация туриста связана с потребностью в снятии эмоционального и физического напряжения, во втором – с потребностью в исследовательской деятельности и знакомстве с чем-то новым.
Таким образом, при разработке пакета услуг в сфере сельского туризма важно учитывать специфические особенности территорий, знать не только потенциал и ограничения предоставляемых услуг, но и базовые потребности человека.
Рассмотрим основные потребности человека через призму сельского туризма:
- физиологические – основа существования человека. В любом путешествии для туристов должны быть созданы условия, обеспечивающие безопасность на этом уровне (проживание, питание и т.д.);
- потребность в общении – любые эмоциональные отношения являются гарантией выживания и снижения уровня тревоги;
- потребность в познание чего-то нового способствует развитию интереса и появлению положительных эмоций, но в условиях физического психологического дискомфорта проявление данного свойства невозможно;
- чувственное восприятия мира через интерактивное взаимодействие и знакомство с новыми традициями и обычаями, получение нового опыта способствует физическому и психологическому здоровью;
- потребность в личной эффективности в новой деятельности – является необходимым и достаточным условием для формирования чувства собственного достоинства и ценностного отношения к деятельности;
- потребность избегать неприятных ощущений как естественная реакция на стрессовые ситуации.
Знание жизненно важных потребностей при создании услуги и применение их к разным типам сельских территорий поможет избежать неудовлетворенности отдыхом. Рассмотрим некоторые примеры:
- удовлетворение физических потребностей связано с размещение туристов на территории, отвечающей их уровню комфорта;
- общение с хозяином или хозяйкой дома способствует удовлетворению эмоциональной привязанности и созданию психологического комфорта в месте проживания;
- в зависимости от специфики и содержательной части предоставляемых услуг (проведение экскурсий) удовлетворяется потребность в познании;
- чувственное восприятие удовлетворяется путем выбора сельской территории для отдыха, где проживание, быт и природные ландшафты являются необходимым и достаточным условием для восстановления туриста;
- турист, участвуя в мастер-классах, удовлетворяет потребность в личной эффективности, т.е. он начинает чувствовать силу в собственных достижениях, которая оказывает терапевтический эффект;
- потребность избегать стрессовых ситуаций может стать предпосылкой не выбора сельского туризма, поэтому для удовлетворения этой потребности необходимо предоставлять точную (правдивую) и ясную информацию о месте пребывания, обеспечения трансфера и прочих услуг возможных на данной территории.
Таким образом, потребности являются необходимым и достаточным фактором установления эмоциональных связей между хозяевами и туристами, что становится залогом возвращения и привлечения новых туристов на сельские территории.
Помимо типа сельской территории и потребности туриста существует третий критерий, который помогает определить специфику услуг сельского туризма – мотив, которым человек руководствуется при выборе места отдыха в сельской местности. В учебном пособии «Специальные виды туристкой деятельности. Сельский туризм» Баканова А.А. выделяет следующие мотивы [1]:
- отдых в сельской местности является устоявшимся у определенной категории людей в силу семейных или других традиций;
- в селе (деревне) благоприятные климатические условия, которые способствуют оздоровлению;
- естественная потребность человека – находиться как можно ближе к природе и на свежем воздухе;
- здоровое и экологически чистое питание, которое возможно в сельской местности благодаря домашним фермерским хозяйствам;
- возможность принять участие в сельскохозяйственных работах и промыслах в свое удовольствие;
- сельские местности с ярко выраженными национальными чертами помогают отдыхающему приобщиться к культуре, обычаям, принять участие в национальных праздниках и этнофестивалях;
- каждая сельская местность обладает возможностью заниматься определенными видами спорта (велосипедные и конные прогулки, горнолыжное катание, сплав по реке и т.д.);
- сельский туризм – экономически выгодный тип отдых, по сравнению с курортным туризмом или другим.
Определим, через какие типы сельских территорий и виды мотиваций происходит удовлетворений человеческих потребностей (таблица 1).
Таблица 1
Согласование потребностей и видов мотивации в сельском туризме и типами сельских территорий
Тип потребности |
Вид мотивации |
Тип сельской территории |
Физиологический |
Оздоровление в благоприятных климатических условиях (2) и близость к естественной природе (3) |
Регионы с развитой аграрной специализацией (первый). Регионы с сельским хозяйством пригородного типа (второй). |
Эмоциональный |
В силу семейных или иных традиций отдых в сельской местности устоявшийся (1) |
Не зависит от типа сельских территорий. |
Познавательный |
Приобщение к сельскохозяйственным работам (5) и знакомство с культурой, бытом и обычаями, участие в этнофестивалях (6) |
Не зависит от типа сельских территорий. |
Чувственного восприятия |
Оздоровление в благоприятных климатических условиях (2) и близость к естественной природе (3) |
Не зависит от типа сельских территорий. |
Личной эффективности |
Приобщение к сельскохозяйственным работам (5) и возможность заниматься каким-либо видом спорта (7) |
Не зависит от типа сельских территорий. |
Избегания стрессовых ситуаций |
В силу семейных или иных традиций отдых в сельской местности устоявшийся (1) и недостаточное количество средств, для отдыха на дорогих курортах (8) |
Регионы с развитой аграрной специализацией (первый). Регионы с сельским хозяйством пригородного типа (второй). |
Таким образом, зная и понимая связь между типом сельской территории, потребностями человека и видами мотивации, можно определить специфику услуг и разделить все виды туризма по категориям активности-пассивности и целям путешествия (таблица 2).
Таблица 2
Распределение форм активности в видах сельского туризма
Виды туризма |
Форма активности | |
Активная |
Пассивная | |
Познавательный |
Экспедиции |
Экскурсионный туры |
Самодеятельный |
Создание собственных маршрутов для приобретения личного опыта и активного отдыха |
Нет |
Оздоровительный |
Изменение качества жизни |
Предоставление условий, способствующих укреплению здоровья |
Экологический |
Проекты по воссозданию и сохранению природных ландшафтов |
Посещение экологических мест
|
Спортивный |
Участие в спортивных состязаниях |
Болельщик спортивных состязаний |
Гастрономический |
Собственное приготовление и участие в мастер-классах
|
Знакомство с особенностями национальной кухни через дегустацию и наблюдение |
Рекреационный |
Активная форма развлечений |
Пассивная форма развлечений |
Этнографический, исторический |
Участие в мероприятиях, связанных с знакомством с особенностями быта и культурных традиций |
Проживание на историческом месте |
Хобби-туризм |
Участие в акциях и различных проектах, связанных с хобби |
Нет |
Так, активными формами взаимодействия в туризме являются: участие в мастер-классах, интерактивное взаимодействие, собственно активная деятельность. Пассивными формами: рассказ, экскурсия, анимация, посещение мастерских.
Следовательно, сочетание пассивных и активных форм взаимодействия создает уникальное пространство эмоционального контакта между хозяином/хозяйкой и туристами с целью привлечения туристского потока в сельский туризм.