Главная
АИ #11 (90)
Статьи журнала АИ #11 (90)
Проявление первых социалистических идей в работах Мабли и Морелли

Проявление первых социалистических идей в работах Мабли и Морелли

Автор(-ы):

Муравьева Елизавета Петровна

Секция

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

социализм
французский социализм
политическая мысль Франции XVIII в.
Морелли
Мабли

Аннотация статьи

В статье рассматривается зарождение и развитие первых прямо социалистических идей в работах Морелли и Мабли. Они раскрываются в контексте конкретного этапа жизни Франции – середина XVIII в., последние десятилетия перед Великой французской буржуазной революцией. Показано влияние теорий Морелли и Мабли на будущих французских революционеров и мыслителей, разрабатывавших данное политическое и социальное направление.

Текст статьи

Испокон веков человек мечтал создаться для себя наиболее благоприятные условия жизни, организовать общество в соответствии со своими идеалами. На определённом этапе человеческого развития умы людей начали захватывать социализм ещё в ранней своей форме. Так, в трудах «Государство» и «Законы» древнегреческого философа Платона можно встретить главенство идеи справедливости в государстве или теория о естественном праве Жана-Жака Руссо. Однако именно незадолго до и во время Великой французской буржуазной революции формируются основополагающие идеи социализма в том виде, в каком мы привыкли их видеть.

В современное время необходимо понимать, в каких условиях формировался и развивался социализм, его основные идеи и течения. Это важно, т.к. и наша страна прошла через социалистический/коммунистический этап, и страны Запада и Востока в той или иной степени связаны с левыми идеями (например, еврокоммунизм или «социализм с китайской спецификой»).

Своё начало социализм берёт во Франции середины XVIII века. XVIII век в истории Франции является периодом расцвета рационалистической философии эпохи Просвещения, пронизанной критическим переосмыслением многих ранее обыденных вещей и нерушимых теорий.

Также, XVIII век характеризуется формированием рабочего класса в целом. В интересующей нас Франции в середине данного столетия рабочий класс находился в стадии зарождения и постепенного развития. На данном этапе он включал в себя представителей разных дел и профессий: рабочие мануфактур, ремесленные подмастерья и ученики, представители кустарного производства деревень и большое количества сезонных рабочих. Объединяли их тяжёлые условия труда (рабочий день мог длиться от 12 до 18 часов) и низкая заработная плата (в среднем рабочие получали 18 су в день при следующих расценках на продукты питания: 17 су за 400 г мяса и 15 су за 2 кг хлеба [5, с. 61]). В массах формирующегося рабочего класса, а также третьего сословия происходило постоянное брожение, т.к. люди были недовольны сформировавшимся жизненным укладом (например, крестьянство обременяли феодальные повинности). Периодически разных провинциях Франции возникали народные выступления.

В таких условиях постепенно складывается идея о том, что для перехода общественного развития на новый уровень уже недостаточно устаревшей церковной идеологии с её не оправдывающим себя всеобщим равенством перед богом. Народные массы начали выдвигать требования равенства прав и земель. В этих идеях мы можем увидеть первые зачатки социалистических идей в том виде, в котором привыкли его видеть.

Первыми признанными Фридрихом Энгельсом основателями утопического социализма, одного из направлений социалистической мысли, были Этьен-Габриэль Морелли и Мабли [6, с. 191].

Главной работой Этьена-Габриэля Морелли является «Кодекс природы», выделяемый В. П. Волгиным как яркий представитель «рационалистического» социализма [1, с. 15]. Дело в том, что «рационалистический» социализм главной своей идеей ставит главенство разума и науки, способных наиболее эффективно и справедливо организовать общество. В «Кодексе природы» как раз делается упор на то, что человек разрушил разумный строй общества из-за своего невежества и для возвращения к старому идеальному порядку должен «рассеять тьму неведения».

Морелли подчёркивает то, что человек обязан постоянно развиваться, т.к. его это заставляет делать природа на том основании, что все люди изначально разны и всем присущи одинаковые потребности. Эти потребности могут быть удовлетворены имеющимися ресурсами, дарованными природой, а их наиболее эффективное использование возможно лишь коллективно с другими людьми. При таком устройстве общественной жизни наступает всеобщее равенство, которое входит в состав признаков социализма. Данное утверждение иллюстрируется следующей цитатой из «Кодекса природы»: «Мир – это стол, на котором достаточно пищи для всех сотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому что все голодны, либо лишь некоторым, потому что остальные уже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать на это» [4, с. 155].

Автор утверждает, что именно частная собственность привела ко всем масштабным человеческим проблемам (войнам, переделам земель, восстаниям). По мнению Морелли, частная собственность появилась в тот момент, когда народы двинулись в путь переселения, и между ними начали рушиться близкие кровные отношения и связывающая их общность имуществ. Эти отношения складывались между первыми «семьями», являвшими собой первые нации.

Можно согласиться с данной теорией, т.к. с расширением общин и их земельных владений появлялась необходимость выделять отдельные участки наиболее зажиточным членам общины, способным самим себя прокормить и не помогать общине. Морелли умело манипулирует сведениями о прошлом, сравнивая идеальное прошлое и современное ему порочное настоящее. Для того, чтобы вернуться к всеобщему равенству и обществу разума Морелли составил определённые законы, содержащие в себе: избавление от частной собственности, обязанность каждого трудиться во имя общественного блага, введение системы общин, отмену товарно-денежных отношений и запрет роскоши.

Эти положения прочно закрепятся в общественном сознании настолько, что станут основой для будущих мыслителей. Особенно отчётливо узнаются они в идеях Гракха Бабефа и его «Заговоре во имя равенства».

В целом, Габрией Бонно де Мабли повторяет идеи Морелли. Это наглядно прослеживается в его работе «О законодательстве или принципы законов». Отличительной особенностью Мабли настаивает на радикальном способе установления нового строя, доходя до оправдания гражданской войны: «гражданская война является благом, когда общество без помощи этой операции подвергается гибели от гангрены и, говоря без метафор, подвергается риску погибнуть от деспотизма» [3, с. 149]. Он вверяет право начать и вести гражданскую войну народу, т.к. именно народ создал государство и законы для своей безопасности и всеобщего блага.

Проблемой для Мабли являлось отсутствие на то время (1776 г.) силы, способной избавить общество от назревших противоречий и вернуть его к истинному состоянию. Он пришёл к выводу о том, что далеко не обязательно абсолютно уничтожать частную собственность, т.к. она прочно вошла в повседневную жизнь. Наиболее рациональным было бы создание общества равных собственников.

Историк В. И. Герье указывал на то, что идеи Мабли смогли подтолкнуть революционно настроенных социалистов на попытку воплощения их теорий в жизнь, ярчайшим примером чего является «Заговор во имя равенства» [2, с. 43].

Таким образом, Этьен-Габриель Марелли и Габриель Бонно де Мабли по праву считаются основателями утопического социализма и социализма в целом, т.к. в их идеях прослеживаются основные положения об общности имуществ, отмене товарно-денежных отношений и т.д.

В середине XVIII века в основном авторы предлагали только формальные рассуждения о будущем. Однако Морелли и Мабли смогли предложить реальные возможные пути достижения их идеала общественного устройства.

Список литературы

  1. Волгин, В. П. Французский утопический коммунизм / В. П. Волгин. – Москва : Изд-во АН СССР, 1960. – 184 с.
  2. Иванова, Т. Н. Идеи г. Мабли в оценке русского историка / Т. Н. Иванова // Вестник ЧГУ. – 2011. – № 1. – С. 41-45.
  3. Мабли, Г. Б. О законодательстве или принципы законов / Г. Б. Мабли // Утопический социализм: Хрестоматия / под общ. Ред. А. И. Володина. – Москва : Политиздат, 1982. – С. 140-150.
  4. Морелли, Э.-Г. Кодекс природы / Э.-Г. Морелли // Утопический социализм: Хрестоматия / под общ. Ред. А. И. Володина. – Москва : Политиздат, 1982. – С. 154-173.
  5. Рогинская, А. Е. Очерки по истории Франции (XVII-XIX вв.) / А. Е. Рогинская. – Москва : Изд-во ИМО, 1958. – 358 с.
  6. Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 19. – 2-е изд. – Москва : Государственное изд-во политической литературы, 1961. – С. 185-230.

Поделиться

848

Муравьева Е. П. Проявление первых социалистических идей в работах Мабли и Морелли // Актуальные исследования. 2022. №11 (90). С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/3850-proyavlenie-pervikh-sotsialisticheskikh-idej

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля