Испокон веков человек мечтал создаться для себя наиболее благоприятные условия жизни, организовать общество в соответствии со своими идеалами. На определённом этапе человеческого развития умы людей начали захватывать социализм ещё в ранней своей форме. Так, в трудах «Государство» и «Законы» древнегреческого философа Платона можно встретить главенство идеи справедливости в государстве или теория о естественном праве Жана-Жака Руссо. Однако именно незадолго до и во время Великой французской буржуазной революции формируются основополагающие идеи социализма в том виде, в каком мы привыкли их видеть.
В современное время необходимо понимать, в каких условиях формировался и развивался социализм, его основные идеи и течения. Это важно, т.к. и наша страна прошла через социалистический/коммунистический этап, и страны Запада и Востока в той или иной степени связаны с левыми идеями (например, еврокоммунизм или «социализм с китайской спецификой»).
Своё начало социализм берёт во Франции середины XVIII века. XVIII век в истории Франции является периодом расцвета рационалистической философии эпохи Просвещения, пронизанной критическим переосмыслением многих ранее обыденных вещей и нерушимых теорий.
Также, XVIII век характеризуется формированием рабочего класса в целом. В интересующей нас Франции в середине данного столетия рабочий класс находился в стадии зарождения и постепенного развития. На данном этапе он включал в себя представителей разных дел и профессий: рабочие мануфактур, ремесленные подмастерья и ученики, представители кустарного производства деревень и большое количества сезонных рабочих. Объединяли их тяжёлые условия труда (рабочий день мог длиться от 12 до 18 часов) и низкая заработная плата (в среднем рабочие получали 18 су в день при следующих расценках на продукты питания: 17 су за 400 г мяса и 15 су за 2 кг хлеба [5, с. 61]). В массах формирующегося рабочего класса, а также третьего сословия происходило постоянное брожение, т.к. люди были недовольны сформировавшимся жизненным укладом (например, крестьянство обременяли феодальные повинности). Периодически разных провинциях Франции возникали народные выступления.
В таких условиях постепенно складывается идея о том, что для перехода общественного развития на новый уровень уже недостаточно устаревшей церковной идеологии с её не оправдывающим себя всеобщим равенством перед богом. Народные массы начали выдвигать требования равенства прав и земель. В этих идеях мы можем увидеть первые зачатки социалистических идей в том виде, в котором привыкли его видеть.
Первыми признанными Фридрихом Энгельсом основателями утопического социализма, одного из направлений социалистической мысли, были Этьен-Габриэль Морелли и Мабли [6, с. 191].
Главной работой Этьена-Габриэля Морелли является «Кодекс природы», выделяемый В. П. Волгиным как яркий представитель «рационалистического» социализма [1, с. 15]. Дело в том, что «рационалистический» социализм главной своей идеей ставит главенство разума и науки, способных наиболее эффективно и справедливо организовать общество. В «Кодексе природы» как раз делается упор на то, что человек разрушил разумный строй общества из-за своего невежества и для возвращения к старому идеальному порядку должен «рассеять тьму неведения».
Морелли подчёркивает то, что человек обязан постоянно развиваться, т.к. его это заставляет делать природа на том основании, что все люди изначально разны и всем присущи одинаковые потребности. Эти потребности могут быть удовлетворены имеющимися ресурсами, дарованными природой, а их наиболее эффективное использование возможно лишь коллективно с другими людьми. При таком устройстве общественной жизни наступает всеобщее равенство, которое входит в состав признаков социализма. Данное утверждение иллюстрируется следующей цитатой из «Кодекса природы»: «Мир – это стол, на котором достаточно пищи для всех сотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому что все голодны, либо лишь некоторым, потому что остальные уже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать на это» [4, с. 155].
Автор утверждает, что именно частная собственность привела ко всем масштабным человеческим проблемам (войнам, переделам земель, восстаниям). По мнению Морелли, частная собственность появилась в тот момент, когда народы двинулись в путь переселения, и между ними начали рушиться близкие кровные отношения и связывающая их общность имуществ. Эти отношения складывались между первыми «семьями», являвшими собой первые нации.
Можно согласиться с данной теорией, т.к. с расширением общин и их земельных владений появлялась необходимость выделять отдельные участки наиболее зажиточным членам общины, способным самим себя прокормить и не помогать общине. Морелли умело манипулирует сведениями о прошлом, сравнивая идеальное прошлое и современное ему порочное настоящее. Для того, чтобы вернуться к всеобщему равенству и обществу разума Морелли составил определённые законы, содержащие в себе: избавление от частной собственности, обязанность каждого трудиться во имя общественного блага, введение системы общин, отмену товарно-денежных отношений и запрет роскоши.
Эти положения прочно закрепятся в общественном сознании настолько, что станут основой для будущих мыслителей. Особенно отчётливо узнаются они в идеях Гракха Бабефа и его «Заговоре во имя равенства».
В целом, Габрией Бонно де Мабли повторяет идеи Морелли. Это наглядно прослеживается в его работе «О законодательстве или принципы законов». Отличительной особенностью Мабли настаивает на радикальном способе установления нового строя, доходя до оправдания гражданской войны: «гражданская война является благом, когда общество без помощи этой операции подвергается гибели от гангрены и, говоря без метафор, подвергается риску погибнуть от деспотизма» [3, с. 149]. Он вверяет право начать и вести гражданскую войну народу, т.к. именно народ создал государство и законы для своей безопасности и всеобщего блага.
Проблемой для Мабли являлось отсутствие на то время (1776 г.) силы, способной избавить общество от назревших противоречий и вернуть его к истинному состоянию. Он пришёл к выводу о том, что далеко не обязательно абсолютно уничтожать частную собственность, т.к. она прочно вошла в повседневную жизнь. Наиболее рациональным было бы создание общества равных собственников.
Историк В. И. Герье указывал на то, что идеи Мабли смогли подтолкнуть революционно настроенных социалистов на попытку воплощения их теорий в жизнь, ярчайшим примером чего является «Заговор во имя равенства» [2, с. 43].
Таким образом, Этьен-Габриель Марелли и Габриель Бонно де Мабли по праву считаются основателями утопического социализма и социализма в целом, т.к. в их идеях прослеживаются основные положения об общности имуществ, отмене товарно-денежных отношений и т.д.
В середине XVIII века в основном авторы предлагали только формальные рассуждения о будущем. Однако Морелли и Мабли смогли предложить реальные возможные пути достижения их идеала общественного устройства.